Записка М.П. Фриновского И.В. Сталину о заявлении В.А. Балицкого. 21 июля 1937 г.
21 июля 1937 г.
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Посылаю Вам заявление арестованного Балицкого В. от 17 июля с.г.[1]
Зам. народного комиссара внутренних дел СССР
( Фриновский)
Народному комиссару внутренних дел СССР
Генеральному Комиссару Государственной безопасности Н.И. ЕЖОВУ
от арестованного Балицкого В.А.
ЗАЯВЛЕНИЕ
14-го июля 1937 года я подал на Ваше имя заявление. Сейчас я должен от этого заявления полностью отказаться не потому, конечно, что я принял много вины на себя, а потому, что в этом заявлении я гнусно обманул Вас. В этой записке я подло двурушнически пытался представить Вам себя как человека, который только лишь объективно виноват в том, что невольно способствовал антисоветской деятельности врагов народа.
После долгого раздумья я пришел к выводу, что все равно я буду неизбежно разоблачен следствием, а потому, я решил рассказать, как я самым гнусным образом обманывал партию и правительство, доверивших мне крупный государственный пост.
Преступления мои перед страной огромны, я после многолетней честной работы очутился в стане самых худших врагов партии и народа.
О том, какая конкретно враждебная работа проводилась мною, я подробно изложу следствию.
*В настоящей же записке я попытаюсь изложить основные моменты моей преступной деятельности*[2].
1. *Прежде всего я прямо заявляю — я участник антисоветского троцкистско-фашистского военного заговора*. В этот заговор я вовлечен ЯКИРОМ после известной обработки в конце 1935 года.
2. *Украинский центр военного заговора состоял из следующих лиц: *ЯКИРА, ПОПОВА Н.Н., ШЕЛЕХЕСА, ВЕГЕРА, ДЕМЧЕНКО и меня БАЛИЦКОГО*.
По линии восходящей наш украинский заговор входил в состав всесоюзного антисоветского военного заговора, который руководился ГАМАРНИКОМ и ТУХАЧЕВСКИМ, *причем руководящая роль во всесоюзном военно-фашистском заговоре принадлежала не ТУХАЧЕВСКОМУ, а ГАМАРНИКУ*.
ГАМАРНИК в свою очередь был связан с руководящими центрами троцкистов и правых.
По линии нисходящей во всех областях Украины среди руководящих партийных и советских работников имелись участники заговора, главным образом люди из числа бывших троцкистов и правых.
3. Переходя к политической квалификации заговора, исходя из тех задач, которые нами выдвигались, я должен заявить, что заговор наш по своему политическому направлению и его организационным связям был право-троцкистско-фашистским. Наш заговор был военным в том смысле, что руководство в центре и на Украине шло по линии военной (ГАМАРНИК — ЯКИР). По существу же он был связан с рядом гражданских троцкистских и правых линий.
4. **Параллельно нашему заговору и в тесной увязке с ним действовала антисоветская украинская националистическая организация во главе с ХВЫЛЕЙ, ТРИЛИССКИМ И ЛИСОВИКОМ**[3].
Украинская националистическая организация была связана с украинскими антисоветскими центрами в Германии и Польше.
5. Основными целями заговора было: *свержение центрального руководства партией и страной вооруженным путем*. Если бы это до начала войны осуществить не удалось, то в задачи заговора входило создать все необходимые условия для поражения Советского Союза в войне с Германией, Японией и Польшей.
* В этих целях по линии армейской проводилась широкая вредительская работа по ослаблению мощи Красной Армии на основных стратегических направлениях (Новоград — Волынск — Житомир), Коростеньское направление, Летичевский укрепленный район.
Работа руководимого мною Народного Комиссариата Внутренних дел УССР в своих главных оперативных направлениях была также поставлена на службу этим задачам заговора.
6. Участники заговора:
а) военные: нач. штаба КВО комдив *БУТЫРСКИЙ*, зам. комвойск ХВО комкор *ТУРОВСКИЙ*, нач. Политупр. КВО — *АМЕЛИН,* его заместитель *ОРЛОВ*, командир корпуса комдив *ГРИГОРЬЕВ*, командир корпуса комдив *ДЕМИЧЕВ*, командир корпуса комкор *ГЕРМОНИУС*, комбриг *ЗЮКА*, комкор *САБЛИН*;
б) чекисты: б. мой заместитель **ИВАНОВ Василий**, быв. мой заместитель по милиции **БАЧИНСКИЙ**, бывший нач. Особого Отдела **АЛЕКСАНДРОВСКИЙ**, начальник транспортного отдела **ПИСЬМЕННЫЙ**, нач. Харьковского обл. управления **МАЗО**, нач. Одесского областного управления **РОЗАНОВ**.
По моему указанию БАЧИНСКИЙ должен был обработать и завербовать в заговор начальника Киевского областного управления **ШАРОВА**. О том завербовал ли БАЧИНСКИЙ ШАРОВА я у БАЧИНСКОГО спросить не успел.
В этом заявлении я лишь кратко остановился на основных моментах преступной деятельности и заговора.
Я, несомненно, не вспомнил, а потому и не назвал всех известных мне участников заговора.
На следствии я приложу все старания к тому, чтобы с максимальной полнотой вскрыть всю нашу преступную деятельность и всех заговорщиков.
17 июля 1937 г.
В. БАЛИЦКИЙ
[1] На первом листе имеется рукописная помета Сталина: «Обсудить с Ежовым».
[2] *—* Здесь и далее так обозначено подчеркнутое карандашом.
[3] **—** Здесь и далее так обозначены фамилии, обведенные карандашом в кружок.