Каганович — Сталину 15 августа 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.08.15
Метки: 
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 45-47
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Оп. 11. Д. 739. Л. 8—18. Автограф.

Здравствуйте, т. Сталин!

1) 14-го провели совещание о второй пятилетке, после довольно длительного обмена мнений мы пришли к тому, что этот проект директив не годится и что его надо переработать. Во 1-х, там много неправильных формулировок и установок, например то, что уже во 2-й пятилетке мы сможем догнать и перегнать передовые капиталистические страны. Вы ставили разрешение этой задачи в 10 лет и неспроста, ибо нельзя не дооценивать того напряжения, которого требует разрешение этой задачи, а госплановцы решили от Багдатьевского «реализма» забежать «вперед» к максимализму. Отсюда их программа по металлу в 45 мил. тонн в 37 году. Мы исходили из той установки, которую Вы в свое время давали. Мы отвергли цифру 45 и приняли 25–30 мил. тонн. Мы поручили переработать этот проект директивы, исходя, во-первых, из задачи равномерного распределения производительных сил в стране, как промышленности, так и с. х. Во 2-х, особо развернуть вопросы и мероприятия, связанные с материально-бытовым положением рабочих. Острота не столько в 6-ти часовом рабочем дне, сколько в том, чтобы ясно сказать рабочему (на основании подсчетов), каково будет его положение, тогда он и на завод быстрее пойдет. Развернуть вопрос о ликвидации товарного голода, о городском хозяйстве, особо разработать вопрос о кадрах, а в общей части не отделываться фразой, да к тому же неправильной, о том, что во второй пятилетке классов не будет, а останется только мелкособственническая психология, бюрократизм и рвачество. Видимо, мы вначале в ПБ должны будем принять более короткую директиву с тем, что на основе этой директивы будут разработаны контрольные цифры 2-й пятилетки, которые, вероятно, и будут развернутым документом для пленума ЦК и партконференции1.

2) Сегодня на ПБ обсудили в первую очередь ряд вопросов, связанных с топливом и Донбассом. Положение с топливом требует энергичных мер. Мы создали комиссию, которой дали ряд поручений как в деле распределения топлива, так и в организации добычи2.

Драчка у нас была по поводу провоза топлива в Ленинград морским путем иностранными пароходами. Стояли за это и Куйбышев, и отчасти Серго, и ленинградцы. Но ПБ отклонило это предложение и постановило налечь на наш волжский водный транспорт, видимо придется туда послать уполномоченных ЦК и СНК, как это мы делали с железнодорожным транспортом3.

3) Приняли постановление о цветных металлах и в разделе об алюминии приняли 20 т[ысяч] тонн в 32 г. и 70 т[ысяч] тонн в 33 г., хотя наши промышленники всячески доказывали нереальность и невозможность этого. Видимо, для проведения этого решения придется еще нажимать4.

4) Ход хлебозаготовок в первой половине августа внушает некоторые опасения. Плохо идут заготовки в Нижней Волге, неважно на Северном Кавказе и в других местах (за 10 дней августа 20% плана по СССР). Мы решили послать директивы каждой области в отдельности и вообще заняться более конкретным оперативным руководством хлебозаготовками. Людей мы сейчас не посылаем. Пускай места покажут себя сами на работе по заготовкам, разве только в отдельные края придется послать нескольких членов ЦК смотря по ходу дела5.

5) Исключительно плохо с мясом. Пришлось сегодня поругаться с Микояном. Вместо конкретных предложений об усилении заготовок, он внес только одно предложение сократить потребление и тут же устно добавляет, что сокращенную норму вряд ли удастся выдержать. Мы приняли сокращение потребления даже в Москве, но поручили ему разработать и внести в ПБ конкретный план хозяйственных мероприятий и в особенности по заготовкам птицы6.

6) 20-го придется обсудить вопрос о положении с экспортно-импортным планом и валютой. На днях в комиссии по валютному плану ВСНХ на август нам пришлось пойти с одной стороны на то, чтобы увеличить платежи в Америке по сравнению с тем, что Розенгольц предлагал, а с другой урезать требования ВСНХ. Новых заказов сейчас не делаем, но за старые, за которые уже 40% уплачено, надо платить. ВСНХ требовал 8–9 мил. руб. Мы подсчитав, что действительно необходимо платить, остановились на 6 миллионах, но положение с валютой крайне напряженное. Я должен Вам сказать т. Сталин, что вся постановка дела с импортом на меня произвела очень плохое впечатление, не могут ответить на вопрос, какое оборудование мы ввозим именно в августе, в результате может быть мы спешим ввезти в августе то, что будет потом полгода лежать мертвым капиталом, как это имеет место на ряде заводов. Неизвестно, какие платежи у нас по кварталам, кому и за что платим. Чувствуется, что нет единства между заказом, движением оборудования и движением платежей. Если Вы считаете целесообразным, может быть занялись бы мы здесь этими вопросами правильной постановки дела во Внешторге и в ВСНХ.

7) Отложили мы вопрос о хлопкозаготовках. Дело в том, что законтрактовали на 40 мил. пудов. Теперь выясняется, что данные о посевных площадях были преувеличены процентов на 18–20, и теперь ведется дискуссия в том числе и Шадунцем о том, сколько хлопка заготовить. Один называет 32 мил., другой 24–22 и т.д. Давать нам в этих условиях только общую директиву, держаться рамок законтрактованного и не называть точной цифры — это значит проходить мимо того, что ведется дискуссия, которая будет разлагать хлопкозаготовителей. Надо дать твердую директиву, сколько заготовить (цифру) и запретить всякую дискуссию и болтовню, мы и решили отложить до 20-го, чтобы получить Ваше мнение. Прошу Вас телеграфно сообщить.

8) По ОГИЗу приняли мы сегодня постановление. Публиковать его сейчас не будем. Может быть у Вас и у тов. Молотова будут кой-какие поправки7. О школе отложили, вопрос оказался очень канительным. Поставлен он на ПБ исключительно своевременно. В комиссии выяснилось, что школу некоторые прожектеры вели по пути разрушения. В следующий раз подробнее напишу8.

9) О кооперации и общественном питании посылаем отредактированный текст. Если у Вас поправок не будет, то прошу телеграфно нам сообщить, чтобы можно было опубликовать. Если поправки будут, то прошу их прислать.

Ну на этом кончу затянувшееся письмо, т. Сталин. Я не знаю, может быть я Вас чересчур загружаю вопросами и не даю Вам отдохнуть, особенно первые дни, но потребность еще большая.

Привет т. Молотову.

Как Вы отдыхаете. Поправляетесь ли.

Привет Надежде Сергеевне.

Ваш Л.Каганович9.

_____________________________

1 См. примечание 3 к документу № 18.

2 15 августа 1931 г. ПБ утвердило представленный Орджоникидзе проект постановления об обеспечении рабочей силой угольной промышленности и жилстроительства в Донбассе, приказ по ВСНХ от 14 августа и постановление Наркомснаба от 11 августа о снабжении Донбасса. Наркомснабу было поручено совместно с Центросоюзом разработать в 15-ти дневный срок «такой порядок снабжения Донбасса, который гарантировал бы в дальнейшем от всяких перебоев в деле снабжения Донбасса» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 842. Л. 5). Для доработки постановления была создана комиссия под председательством Я.Э. Рудзутака, решения которой ПБ утвердило 25 августа (Там же. Д. 844. Л. 3, 14–17).

3 15 августа 1931 г. ПБ отклонило предложение о завозе нефти в Ленинград морским путем, подтвердив решение ПБ от 16 июня о завозе всего нефтетоплива по Волге (Там же. Д. 842. Л. 2). 20 августа решением ПБ были назначены уполномоченными ЦК и СНК по продвижению нефти: в Астрахань и Баку — Г.И. Благонравов, в Нижний Новгород — Г.Н. Пылаев и А.А. Жданов, в Самару и Саратов — А.И. Криницкий (Там же. Д. 843. Л. 3).

4 15 августа 1931 г. ПБ утвердило проект постановления по цветным металлам, золоту и платине. В нем говорилось: «В связи с изменением цифры выплавки алюминия (до 20.000 тонн в 1932 г. и до 70.000 тонн в 1933 г.) поручить ВСНХ разработать мероприятия, обеспечиваюшие выполнение этого решения» (Там же. Д. 842. Л. 8, 28–34). Реальная выплавка алюминия достигла 900 тонн в 1932 г. и 4,4 тыс. тонн в 1933 г. (Промышленность СССР. М., 1936. С. 525).

5 15 августа 1931 г. ПБ поручило CT совместно с Микояном составить проект директивы местным организациям, «как по линии количественных показателей заготовок, так и в отношении характера и методов их». CT было предложено, в случае необходимости, наметить посылку нескольких членов ЦК в те районы, где дело с хлебозаготовками обстоит исключительно плохо (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 842. Л. 7).

6 15 августа 1931 г. ПБ разрешило Наркомснабу в связи с сокращением плана заготовок скота сократить нормы снабжения мясом на третий квартал (Там же. Д. 842. Л. 6). 30 августа ПБ утвердило предложенный Наркомснабом проект постановления об организации новой скотозаготовительной кампании «с тем, чтобы Наркомснаб сосредоточил работу своих органов на действительном выполнении этого решения и обеспечении основных рабочих районов, в первую очередь Москвы и Ленинграда, мясом» (Там же. Д. 845. Л. 2, 15–20).

7 15 августа ПБ утвердило проект постановления по отчетному докладу ОГИЗ (Там же. Д. 842. Л.8, 50–56). В окончательном виде документ был опубликован в газетах 3 сентября 1931 г. как постановление ЦК «Об издательской работе».

8 Постановление «О начальной и средней школе» было принято ПБ 25 августа 1931 г. (Там же. Д. 844. Л. 8, 22–29) и опубликовано в газетах 5 сентября. В нем, в частности, осуждались «попытки положить в основу всей школьной работы так называемый «метод проектов», что «вело фактически к разрушению школы».

9 В правом верхнем углу помета Кагановича «август 1931 г.»