Каганович — Сталину [11 августа 1931 г.]
Здравствуйте, Дорогой тов. Сталин!
Вчера на ПБ рассмотрели ряд вопросов (протокол Вам посылаем). По некоторым из них мы не приняли окончательных решений, хорошо бы до 15-го получить по важнейшим Ваши замечания1:
1. О заказах в Германии. Прежде всего о злоупотреблениях фирм, поставляют часто явно негодное оборудование, допуская просто уголовщину. Например, сварка одного вала из трех кусков и т.п.
ВСНХ принял одобренное нами постановление о посылке приемщиков, но этого мало. Мы поручили подработать к 15-му другие меры борьбы с фирмами, допускающими злоупотребления, которые даже капиталист[ические] нравы не оправдывают. Разоблачать их [публично] и даже пойти иногда на отказ от заказов. Затем по заказам сейчас главный вопрос в процентной ставке, она все время скачет вверх, сейчас уже дошла до 17%. На ПБ были предложения, с одной стороны, отказаться сейчас от заказов, с другой, предлагалось продолжать в том же духе независимо от процентной ставки. Мы приняли известное уже Вам решение. Пятаков пока не выезжает, пока не получим Ваш ответ. Выяснилось, что эта скачущая ставка проц[ентная] захватывает не только те заказы, которые мы сейчас даем, но и большое количество прежних заказов. Некоторые заявляли, что они охватывают круг заказов до 500 миллионов марок, точно никто не мог сказать, поэтому мы поручили представить нам точный учет.
2. О Японии. Мы рассмотрели предложение НКИД об ответе на заявление японского посла. Должны его редактировать, ответ наш (проект) составлен чересчур слащаво. В то время, например, как японцы бросают обвинение нам в том, что СССР ведет линию на полное вытеснение японцев из наших вод, в ответе НКИД все время тон самозащиты. Не следует ли, например, указать, что в Японии существуют настроения пересмотра заключенного договора и незаконного расширения своих прав. Так как мы будем редактировать этот проект, одобренный в основном ПБ, хорошо бы получить от Вас указания телеграфно.
3. Об Аргентине. Розенгольц внес предложение послать от его имени телеграмму о прекращении закупок и ввоза товаров аргентинского происхождения и использования аргентинских портов, транзитных путей и т.п. Я посылаю Вам проект его телеграммы, мы отложили вопрос с тем, чтобы запросить Ваше мнение.
4. Отложили мы до 15-го рассмотрение вопроса об обеспечении участия заказчиков в заказах. Комиссия, выделенная в свое время ПБ, фактически не работала. Имеется проект т. Акулова, который предлагает оперативную работу по импорту оборудования передать в соот[ветствующие] объединения ВСНХ, а за НКВТ и торгпред[ствами] оставить регулирование, контроль и наблюдение за работой импортных организаций. Это как будто соответствует так называемому «берлинскому соглашению» между Пятаковым и Любимовым.
5. О цветной металлургии. Мы пока утвердили персональный состав руководителей. Как уговорились, по существу мы рассмотрим 15-го, так как по вопросам алюминия надо еще раз заслушать соответствующих т.т. Главный спорный вопрос в программе выплавки алюминия на 32–33 год: на 32 г. намечается 8 т[ысяч] тонн — явно мало, а на 33 г. — 50 т[ысяч] тонн. Вы же указывали на необходимость доведения до 70–80 т[ысяч] тонн. По всем другим разделам постановление приемлемо. С Серго мы условились еще раз поговорить об этом.
6. Рассмотрели мы вопрос о пересмотре договоров по технической помощи. Дело, видимо, еще обстоит плохо. Нет достаточного надзора за этим делом. Иностранные фирмы часто нарушают договора, а наши никаких претензий не предъявляют. Часто поступают к нам конструкции, чертежи устаревшие, в то время как мы в некоторых частях сами уже пошли дальше. В отношении неудачных договоров особенно отличился Толоконцев. Мы утвердили проект постановления и поручили редакцию Серго и мне. Думаю, что в редакции надо усилить некоторые пункты по части требования большего надзора и ответственности объединений.
7. Утвердили законченные комиссией постановления о кооперации и об общественном питании. Главное, как будто, схвачено. Послали эти проекты Вам и т. Молотову. Публиковать не будем до ваших указаний.
Открытие магазинов мы разбили по месяцам, темпы напряженные, но они (кооператоры и НКснабовцы) берутся выполнить. В разделе об улучшении работы торговой сети мы подчеркнули о хозрасчете, о подтягивании рублем. В постановлении об общественном питании мы в мере наших ограниченных сейчас материалов наметили кроме организационных изменений, конкретные мероприятия по дальнейшему развертыванию сети не по количеству блюд, а по охвату людей и по созданию материальной базы, в том числе и по ложкам, ножам, вилкам и т.д.2
8. О топливе и балансе угля мы отложили в виду того, что Куйбышева не было. На следующем заседании мы поставим этот вопрос в числе первых и основательно его проработаем. Положение с топливом видимо серьезное.
9. Ну и наконец о довольно странном письме тов. Куйбышева, которое я получил после ПБ сегодня вечером. Письмо я Вам посылаю. Говорил я с ним по телефону о совершенно непонятных причинах его заявления об отставке. Хотел тут же с ним встретиться, но он попросил позже, а позже я его не нашел нигде.
Разговор по телефону был довольно бессвязный, он мне только заявил, что «я добьюсь своего ухода какой угодно ценой». Кажется, что он и писал письмо и говорил со мной по телефону в состоянии «особого вдохновения». Во всяком случае письмо написано и придется о нем толковать. Завтра попробую с ним побеседовать, вряд ли необходимо собирать ПБ сейчас. Буду ждать Ваших указаний по этому вопросу, хорошо бы по телеграфу.
На этом пока кончу. Как бы не хотелось Вас утомлять, особенно в первые дни отдыха, но придется это делать чаще нормального, ибо трудно нам без Вас управлять.
Привет т. Молотову.
Привет Надежде Сергеевне.
Ваш Л. Каганович.
P. S. Прочитав свое письмо я вижу, что не выполнил Вашей директивы овладеть знаками препинания, начал было, да не вышло, при всей загруженности это можно одолеть. Постараюсь, чтобы в последующих письмах были и точки и запятые.
Л. К-ч.3
____________________
1 Ответы Сталина на вопросы, поставленные в данном письме, а также решения по ним см. документ № 5.
2 10 августа 1931 г. ПБ утвердило с поправками проект постановления о перестройке потребкооперации и развертывании советской торговли, включив в него пункт о том, «что один из заместителей директоров предприятий должен входить в состав правления рабочей кооперации». Окончательное редактирование проекта постановления было поручено комиссии в составе Л.М.Кагановича, А.И.Микояна, И.А.Зеленского (РГАСПИ. Ф. 17. On. 3. Д. 841. Л. 3). См. также примечание 1 к документу № 13 и примечание 8 к документу № 79.
3 В правом верхнем углу помета Кагановича «август 1931 г.»