III. Местные энергоресурсы
III. Местные энергоресурсы
“Белый” уголь. Уральский район, расположенный на водоразделе между реками восточной части Европейской России и системой притоков Оби с сибирской стороны, естественно, должен обладать большим запасом водной энергии. Но сравнительно небольшая высота гор, их большая размытость дают ряд мелких потоков с чрезвычайным непостоянством водного режима; поэтому на Урале нет мощных источников водной энергии, а есть ряд мелких, с очень изменчивым расходом воды, отсюда и большие расхождения в оценке водных богатств края. Максимальная мощность водных сил оценивается в пределах от 500 тыс. л. с. до 2‑3 млн. л. с., тогда как фактическое использование достигает скромной цифры 30 тыс. л. с. Только что отмеченные пределы в оценке мощности гидравлической энергии указывают, с одной стороны, на важную роль белого угля как возможного источника энергии, а с другой — на необходимость детального изучения водных сил Урала и на важность постановки вопроса об урегулировании водных источников путем устройства водохранилищ и т. п., что повысит располагаемую мощность гидравлических установок. Как на пример размеров энергии, какую могут дать регулировочные работы, можно указать на реку Чусовую, по которой приводится цифра 35 тыс. л. с. как мощность на валу турбин и для нее же дается цифра 60 тыс. л. с. при условии соответствующего урегулирования. Из более крупных рек Урала сравнительно крупные установки можно получать на реках: Чусовая — 35 тыс. л. с., Исеть — 20 тыс., Уфа — 50 тыс., Белая — 60 тыс. л. с. Характер расположения водных источников на Урале наложит свой отпечаток на электрификацию района. Наряду с мощными централями на угле и в будущем — на торфе должна появиться сеть мелких и средних гидроэлектрических установок, вплетающихся в общую сеть электропередач.
Каменный уголь. Урал обладает залежами некоксующихся углей как по западному, так и по восточному склону. На Северном Урале, на западном склоне, в Кизеловском районе имеются залежи длиннопламенных некоксующихся углей, запас которых оценивается в 15‑20 млрд. пуд. В рекордные годы — 1916‑1917 — район давал около 60 млн. пуд. и снабжал местные железные дороги и заводы. Начатая электрификация копей должна быть форсирована, а также должна быть электрифицирована Кизеловская железнодорожная ветка, чтобы дать свободный выход углю на уральские заводы. В ближайшее десятилетие добыча должна быть доведена до цифры 120 млн. пуд. и выше. Вторым угольным районом Северного Урала является Богословский район с его бурыми углями, запасы которых оцениваются в 650‑1 000 млн. пуд. В рекордные годы добыча достигала 24 млн. пуд. Возможно и необходимо развить добычу в ближайшее время примерно до 40 млн. пуд. для снабжения Богословского округа и частью Гороблагодатского района.
В Среднем Урале мы имеем егоршинский антрацит, оцениваемый в 500 млн. пуд. Антрацит сравнительно трудно добываем, дает много мелочи. Разработка егоршинских антрацитов имеет особое значение ввиду их близости к центру промышленности Среднего Урала — Екатеринбургскому району. Антрацит должен пойти для термических процессов на заводы и для использования на месте для электрической централи (мелочь), так как имеющиеся в районе богатые залежи торфа не сразу дадут необходимое количество топлива. Рекордная добыча была 5 млн. пуд., необходимо довести ее хотя бы до 15 млн. пуд.
На Южном Урале мы имеем челябинские бурые угли, запасы оцениваются в 10 млрд. пуд. при рекордной добыче 24 млн. пуд. Запасы достаточно мощные, и самая интенсивная разработка необходима в интересах Урала. На челябинских углях — место мощной централи для снабжения электричеством заводов района, ряда горных разработок и богатейшего хлебородного района. Задача — довести добычу до 100 млн. пуд. в году что представляется возможным ввиду легкости добычи.
Имеются залежи антрацита в районе Орско-Троицкой железной дороги (Полтавско-Брединские копи). Запасы оцениваются в 1 млрд. пуд. при добыче около 1 млн. пуд. Развитие добычи важно ввиду того, что при соединении Орско-Троицкой железной дороги с горой Магнитной и Белорецкими заводами явится возможность снабжения топливом богатейшего железорудного района. Добыча к концу десятилетия принимается в 10 млн. пуд.
Имеются еще угли в районе ст. Бер-Чагур Ташкентской железной дороги (Мугоджарский район), но разработка их только что начинается, путей сообщения с Уралом недостаточно; поэтому для ближайшего будущего Урала они большого значения не имеют. Общую выработку угля на Урале к концу десятилетия необходимо принять в количестве около 250 млн. пуд.
Торф. Залежи торфа на Урале достигают значительных размеров, но подробных данных не имеется. Ряд заводов уже имеет торфяные разработки, но торфяная проблема на Урале имеет более широкое значение. Торф должен дать топливо для районных централей и дать материал для кокса из торфа. Задача ближайшего будущего — решение проблемы механизации торфяного дела в уральских условиях и обследование торфяных богатств.
Дрова. Размеры лесных богатств Уральского района были указаны выше. Несмотря на важность сохранения древесины как поделочного и экспортного товара, роль леса для промышленности Урала не может быть уменьшена для ближайшего периода. Древесноугольная плавка великолепных уральских руд должна будет продолжаться и впредь. Задача состоит в том, чтобы использовать для углежжения по возможности отбросы лесной промышленности и развить доставку дров и угля. В этом вопросе проблема местного транспорта во всех видах становится во весь рост.