Глава III. Энергоресурсы Южного района

Глава III. Энергоресурсы Южного района

Посмотрим теперь, какими ресурсами обладает Южный район для покрытия этой потребности, рассчитанной пока на ближайшие 10 лет.

В этом отношении Южный район должен быть довольно резко разделен на две части. В то время как южная и юго-восточная части района обладают очень значительными естественными источниками энергии в виде мощных водных сил и залежей угля высокой калорийности, северная и северо-западная части района по разведанности его недр располагают сравнительно незначительным запасом водной энергии и лишь не вполне обследованными запасами бурого угля и торфа. Судя по общему характеру северо-западной части района, запасы торфа должны быть более значительными в заболоченной части района.

Одним из наиболее выгодных и мощных источников энергии является порожистая часть Днепра. Ряд крупных падений реки на протяжении между Екатеринославом и Александровском и выгодная конфигурация берегов делают возможным использование этого падения в одном пункте, что значительно уменьшает стоимость сооружения в переводе на единицу мощности и в то же время создает возможность суточного и годового регулирования запасов воды, что позволяет использовать большее количество воды в турбинах. По предварительным подсчетам, объединение гидравлических сооружений у Кичкасских порогов у Александровска в виде одной плотины с напором при нормальном горизонте до 35 м дает возможность получить на валу турбин до 820 тыс. л. с., причем стоимость установленной лошадиной силы исчисляется в 60 руб. (не считая стоимости плотины). Дальнейшим регулированием Днепра выше Екатеринослава и устройством дополнительных водохранилищ мощность Александровской установки может быть доведена до 1 300 тыс. л. с., причем у этих водохранилищ получается возможность устройства самостоятельных гидроэлектрических станций: у Кременчуга до 150 тыс. л. с., у Новгорода-Северского до 60 тыс. л. с. и у Орши до 30 тыс. л. с.

Таким образом, лишь одна река Днепр и его притоки при рациональном использовании дают мощный источник силы — свыше 1 млн. л. с., или 1 млн. кВт.

Находящиеся в районе другие реки, Днестр и Буг, недостаточно обстоятельно обследованы, но, по некоторым данным, Днестр может дать на трех установках около 150 тыс. л. с. и Буг на одной установке — около 50 тыс. л. с.

Не менее мощным источником энергии являются и залежи углей Донецкого бассейна. Определенные геологами запасы оцениваются в 3 600 млрд. пуд. Если подсчитать мощность, производимую 1 млн. пуд. при беспрерывной работе станции и полной ее нагрузке, то таковая соответствует около 2 тыс. кВт. Таким образом, довоенная годовая добыча угля (около 1 600 млн. пуд.) обеспечивала бы, если бы весь уголь шел на производство энергии, примерно мощность в 3 млн. кВт.

Однако потребность страны в топливе не ограничивается его применением только для производства механической и электрической энергии. Уголь нужен и для металлургических и тепловых процессов, и для производства пара в целом ряде производственных процессов, и для железных дорог, и для отопления жилищ. По имеющимся данным, лишь 25% всего добываемого топлива идет на силовые установки. Поэтому при чрезвычайно затруднительном топливном положении страны вопрос об использовании донецких углей для производства энергии должен быть очень основательно освещен и изучен.

В этом отношении разнообразие залегающих в бассейне углей дает очень благоприятное разрешение поставленной задачи. С одной стороны, наличие при добыче твердых сортов угля (антрацит) мелочи, неудобной и невыгодной при перевозках на дальнее расстояние, — дает очень широкие возможности при использовании его на местах добычи. С другой, так называемые тощие угли с малым содержанием летучих веществ, также не выдерживающие дальних перевозок, — представляют собой топливо, подходящее для использования в центральных электрических станциях.

При поставленной задаче — довести добычу антрацита до 1 млрд. пуд. — надо считать, что 200 млн. пуд. мелкого угля может быть употреблено для районных станций, что соответствует при осторожном исчислении 1½ кг на 1 кВтч до 2 130 млн. кВтч. При развитии добычи тощих углей потребность топлива для районных станций в пределах намеченных мощностей может быть покрыта во много раз.

Но не только указанные выше сорта углей могут быть использованы для производства энергии. Наличие коксовых углей, подлежащих переработке в кокс, дает газы, которые, будучи использованы путем рекуперации для добычи побочных весьма ценных продуктов, представляют очень ценное калорийное топливо, которое может быть использовано для производства энергии. По примерным подсчетам, каждая тысяча пудов коксующегося угля дает 2 200 кВтч при использовании газов в газовых двигателях и около 1 100 кВтч при паровых турбогенераторах.

Таким образом, при намеченной на ближайшие годы добыче около 900 млн. пуд. коксующихся углей мы имеем здесь источник энергии в худшем случае около 1 млрд. кВтч.

Наличие в районе металлургических заводов с доменным производством также дает побочный источник энергии в виде колошниковых доменных газов. Теоретически, по данным 1914 г., наши южные металлургические заводы могли бы дать свыше 800 млн. кВтч при рациональном использовании этих газов.

Из вышеизложенного видно, что промышленная часть Южного района находится в исключительно благоприятных условиях с точки зрения запасов и источников энергии, которые до сих пор, к сожалению, не использованы целесообразным образом.

Счастливое сочетание мощного гидравлического источника и запаса хороших углей открывает очень широкие перспективы в деле применения энергии, получаемой от обоих источников, и благоприятные условия использования порожистой части Днепра, позволяющие получение очень дешевой электрической энергии, делают возможным применение ее в целом ряде производств, требующих большого количества, но дешевой энергии.

Кроме того, устройство крупной электрической станции при условии устройства одной плотины позволяет разрешить наиболее рациональным способом проблему регулирования плавания по Днепру и пропуск перевозимых по нему грузов к морю. Устраивая у города Александровска внутренний каботажный порт, соединяющийся с Херсоном нижней частью Днепра, углубленного настолько, что морские каботажные суда будут в состоянии подходить к Александровску, возможно вполне обойтись без устройства сложных и дорогих шлюзов для пропуска судов, приходящих к средней части Днепра. Вместо шлюзов у Александровска устраиваются мощные перегрузочные приспособления для тех грузов, кои направляются в порты Черного и Азовского морей (каботаж) или же перегружаются в морские суда дальнего плавания. Этим достигается значительное улучшение и удешевление перевозок по Днепру, так как избегается излишний пробег без грузов судов между Херсоном и Александровском вверх по течению. Суда, подвозящие грузы к Александровску с верхней части Днепра, или же непосредственно перегружают свой груз в морские суда, или на склады, элеваторы и т. п. и возвращаются вверх по течению за новыми грузами. Часть грузов, ранее экспортировавшихся в необработанном виде, получает возможность при наличии дешевой энергии с выгодой быть переработанной в более ценные продукты.

Устройство каботажного порта в Александровске дает удобные исходные пункты вывоза как наших рудных, так и угольных запасов за границу: здесь мы имеем основную базу для развертывания всей намеченной программы подъема экономики важнейшего района РСФСР.

Сооружение нового участка железной дороги Просяная — Александровск позволяет реализовать вывоз из ближайшего, подлежащего развитию, угольного Гришинского района и составит звено подлежащей электрификации магистрали: Кривой Рог — Александровск, Просяная — Гришино — Горловка — Зверево —Царицын.

Александровский порт, находясь в центре угольной и металлургической промышленности, соединенный водным путем с центром России и с морским портом дальнего плавания, должен в будущем сделаться и очень крупным промышленным центром в отношении судостроения, производства земледельческих машин, двигателей внутреннего сгорания для автомобилей и аэропланов и т. п.

Александровская гидроэлектрическая станция ввиду дешевизны энергии, может обслуживать очень крупную часть района. В сферу ее действия входят, прежде всего, весь Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северная часть Крымского полуострова.

При дальнейшем развитии промышленности и увеличении требований на электрическую энергию может оказаться выгодным распространить район действия этой станции вверх по Днепру до Кременчуга. На восток район действия этой станции захватывает западную часть Донецкого бассейна, где комбинируется работа этой станции с работой паровых станций на угле и на отработанных коксовых и колошниковых газах.

Западная часть района в будущем может быть обслужена гидроэлектрическими станциями на Буге и Днестре общей мощностью около 200 тыс. л. с. Величина эта, однако, не может считаться достоверной впредь до более полного обследования рек. К северу нами была уже указана возможность сооружения гидроэлектрической станции у Кременчуга мощностью около 150 тыс. л. с., действие коей может достигнуть до Киева и Харькова. По некоторым указаниям, требующим обследования и подтверждения, имеется возможность использования некоторых притоков Днепра в районе Киева; в том же районе возможно и использование торфяных залежей, тоже недостаточно обследованных. Подольская и частью Черниговская губернии могут рассчитывать на торф и частью на дрова, как на подлежащее использованию местное топливо для централей сравнительно небольшой мощности. В таком же положении, хотя и в меньшем размере, находятся северные части Харьковской, Полтавской и Воронежской губерний, южные части которых могут быть обслужены паровыми центральными станциями Донецкого бассейна и Александровской гидроэлектрической станцией.

Крымский полуостров, где можно главным образом ожидать развития сельскохозяйственной промышленности, за исключением восточной части его (Керчь), может быть обслужен частью избытком энергии, получаемой при использовании колошниковых и коксовых газов Керченского металлургического завода, подлежащего крупному расширению, частью мелкими станциями, причем топливом могут служить естественные выходы газов, наличность которых хотя и известна, но должна быть дополнительно обследована. Есть основания предполагать и наличие залежей местного угля на северном склоне Южно-Крымских гор.