III. Соображения о размерах электрификации отдельных районов

III. Соображения о размерах электрификации отдельных районов

1. Мурманская группа, Мурман и Западный берег Белого моря. Благоприятное климатическое положение Мурманского берега (средняя январская температура — 10°С равна средней январской температуре Петрограда и Орла), обусловливаемое Гольфштромом, дает основание для возможности его широкой промышленной колонизации.

Несмотря на крайнее северное положение, снабжение района продовольствием облегчается благодаря обильным уловам рыбы. Рыболовство на Мурмане не только достаточно для прокормления населения колонизируемых областей, но и может служить предметом вывоза как внутрь страны, так и за границу. Улов трески на Мурмане достигал в прошлом десятилетии 450 тыс. пуд., пикши ловилось около 200 тыс. пуд., сайды — до 100 тыс. пуд. Уловы эти получались при исключительно неблагоприятных условиях, в которых находилось русское рыболовство на Мурмане; промысел связан с наличием как промыслового, так и грузового флота. Отсутствие своего флота вело к тому, что промысел постепенно уходил из русских рук в руки норвежцев и англичан, не только овладевших экспортом, но и ввозивших рыбу на Мурман. Данные для развития рыбных промыслов на Мурмане имеются, необходимо лишь наметить программу промыслового и грузового судостроения и обеспечить возможность ее выполнения. При условии развития рыболовного флота край должен стать центром пищевой промышленности, продукты которой могут компенсировать сократившееся в последнее время поступление мяса на мировой рынок. Кроме рыбы наличие промыслового флота может дать целый ряд продуктов морского звериного промысла — жиры, кожу, мясо, рыбный тук и т. д.

Незамерзаемость Мурманского побережья является обстоятельством исключительной важности. Наличие в Кольской губе удобных и глубоких бухт дает возможность устроить там порт, обладающий целым рядом серьезных преимуществ перед другими портами Республики. Возможность регулярного товарообмена в течение круглого года является серьезным экономическим фактором, могущим компенсировать некоторую отдаленность Мурманского порта от центра России. Морские пути сообщения с Америкой Англией и Францией коротки и удобны; связь Мурманска с центром России обеспечивается в достаточной мере рядом запроектированных железных дорог и водных путей. Открытый характер Мурманского порта и необходимость создания своего грузового флота должны повести к созданию там центра нашего судостроения. Использование преимуществ, которые даст нам обладание сырьем и возможность производства продуктов, имеющих большой спрос на мировом рынке, предполагает исключение посредничества иностранных судовладельцев, которое, как это видно на примере экспорта леса, берет себе львиную долю выгоды. Устройство порта должно быть связано, таким образом, с широкой судостроительной программой, которая должна осуществиться в Мурманске. С развитием судостроительства (грузового и промыслового) связывается и развитие металлообрабатывающей и деревообделочной промышленности. Учет перечисленных соображений и повел к тому предположению, что в ближайшем же будущем Мурманск станет промышленным и культурным центром русского Севера, конкурируя как порт с Петроградом. Поэтому предположено, что Мурманск явится центром значительного потребления энергии, которое оценено соответственно к концу работ второй очереди в 40 тыс. кВт/годов, т. е. в 350 млн. кВтч при максимуме в 120 тыс. кВт.

Печенга. Потребление энергии на разработку руд свинца, цинка, серебра и меди и обогащение ее на месте.

Кандалакша. Распиловка леса, снабжение энергией рудников, расположенных у северной оконечности Белого моря. Разработка извести, необходимая для завода кальция-цианамида на Ниве.

Ковда. Значительное потребление энергии заводами для переработки сырого алюминия, получаемого из электрических печей, на кабели, сортовой и литой металл и связанными с ними видами промышленности. Энергию гидравлической станции на Ковде предположено получать непосредственно в виде постоянного тока, необходимого для печей, все остальные потребности завода будут удовлетворяться от общей сети.

Кереть — Паньгома. Распиловка леса, разработка полевого шпата и т. д.

Общая идея электрификации района сводится, как и в случаях других районов, к тому, чтобы в возможно скором времени снабдить электрической энергией места постройки крупных промышленных сооружений и развивающееся население. Для этой цели служит сеть паровых электрических станций: Мурманск, Нива № 4, Кемь № 3, Ковда, Кереть и Паньгома, работающих на древесном газе и накопляющих запасы древесного угля, необходимые как резерв для работы будущих металлургических и электротермических заводов. Со строительным периодом совпадает и период лесоустройства, который дает в первые годы огромное количество сухостоя и валежника, сжигаемого также в уголь. При этом получаются и весьма ценные побочные продукты сухой перегонки, которые, таким образом, могут начать поступать в самом ближайшем времени. Мощность этих станций рассчитана так, что будет достаточна и для питания железной дороги в первое время после ее электрификации. По возведении фундаментальных гидроэлектрических станций эти паровые станции служат резервом мощности и энергии, продолжая подавать необходимое для полного развития металлургических заводов количество угля и работая на дровах, получающихся из леса, непригодного для распиловки.

2. Беломорская группа охватывает район Мурманской дороги от Сорок до Петрозаводска. Главными потребителями энергии являются: Мурманская дорога, два завода для электрической выплавки чугуна и стали на реке Выге и в Петрозаводске производительностью каждый по 5 млн. пуд. металла в год и разработка полезных ископаемых, которыми изобилует район. Производство чугуна связано будет с производством стали, ферросплавов, а равно с прокаткой и обработкой металла; возможно возникновение паровозостроения, вагоностроения и электровозостроения, а также и иных отраслей тяжелой механической промышленности, дальнейшее развитие которой в Петрограде может оказаться нецелесообразным. Все эти заводы выгодно расположить непосредственно у гидроэлектрических станций с тем, чтобы избежать трансформации энергии. Сам район дает некоторую нехватку в энергии, которая, однако, легко может быть покрыта при постройке во вторую очередь большой гидростанции на Бирючевских порогах реки Онеги, с проведением от нее линии передачи между Онежским озером и Сегозером. План электрификации предполагает, как и в случае Мурманского района, постройку паровых станций на дровах и газе с таким расчетом, чтобы получить необходимое для электроплавки количество древесного угля.

3. Группа Петроград — Тихвин — Боровичи. Развитие петроградского потребления принято в более умеренном темпе, чем тот, на котором обычно базировались предположения об электроснабжении Петрограда. Предположено, что к концу второй очереди работ по электрификации население Петрограда достигнет 3 млн., а интенсивность потребления — той, которая наблюдалась в последние годы в Чикаго.

Развитие тяжелой индустрии предположено в Новой Ладоге, где проектируется доменный завод на 5 млн. пуд. чугуна в первую и 10 млн. иуд. во вторую очередь вместе со связанными с ним сталелитейным, прокатным и механическим цехами. Древесный газ дает при этом 24 тыс. кВт/годов энергии, получаемой от обжига угля. Широко используются также наиболее крупные торфяные болота района, работающие частью на торфе, частью на торфяном газе, получаемом при коксовании торфа. Энергия торфяных болот идет на электрификацию существующих и проектируемых железных дорог и снабжение Тихвинского и Боровичского районов. Торфяная станция Катова расположена на огромном торфяном массиве Денисово-Осташковской дачи, обладающем запасом более 10 млрд. пуд. воздушно-сухого торфа и хорошими условиями для водоснабжения станций. Станция на этом болоте, расположенном на границе двух районов электрификации, строится в первую очередь и работает сначала на вологодскую сеть, снабжая ее вместе с дровяной станцией в Котласе до момента постройки сети гидравлических станций на реке Сухоне. После этого станция используется для Тихвинско-Боровичского района и электрификации железной дороги Сороки — Суда — Москва и Петроград — Вологда, около узла которых она расположена. Заметим, что мощности силовых станций подобраны таким образом, что Петроградская группа в составе волхово-свирских станций, станции Новая Ладога, петроградских и Назиевской может быть отрезана от Тихвинско-Боровичской группы, включающей пять станций на торфе, при сохранении баланса в каждой из групп в отдельности. Таким образом, соключение этих двух групп при нормальном состоянии может быть разомкнуто.

4. Группа реки Онеги. Главным потребителем является дорога Сороки — Котлас. В первую очередь сооружается резервная станция на дровах в месте распиловки сплава реки Онеги, которая вместе с паровой станцией в Котласе покрывает полностью потребность первой очереди. Небольшое расширение этих станций и устройство станций в Шенкурске на Выге мощностью в 40 тыс. кВт могло бы покрыть и потребность второй очереди. Сооружение на реке Онеге, могущее дать огромную энергию при весьма низкой стоимости, могло бы при этом варианте быть использовано для электрохимических или электротермических процессов. В табл. 8 рассмотрен иной вариант, в котором Онежская станция на Бирючевских порогах служит при посредстве линии передачи, идущей на станцию Карельская Масельга, для усиления питания Олонецкого района.

5. Обь-Беломорская группа представляет в сущности электрификацию товарной магистрали, предназначенной для вывоза грузов малой скорости из района Западной Сибири. Несмотря на огромное протяжение линии передачи (1 600 верст), питание дороги распределено равномерно между отдельными станциями, работающими в пунктах распиловки леса, на его остатках, непригодных для экспорта.

6. Котласская группа представляет собой линию протяжением до 1 тыс. верст, снабжающую энергией полосу Вологодской губернии, примыкающую к реке Сухоне. Энергия предназначается для сельского хозяйства, мелкой промышленности и лесных разработок; в восточной части линия проходит вдоль реки Сысолы, обладающей богатыми запасами полезных ископаемых.