Докладная записка первого секретаря Днепропетровского обкома КП(б)У М.М. Хатаевича И.В. Сталину о голоде с просьбой оказать области продовольственную помощь. 12 марта 1933 г.
12 марта 1933 г.
Положение с нехваткой продовольствия сказалось здесь — в Днепропетровской обл. — гораздо более тяжелым и серьезным, чем я мог предполагать.
Я буквально завален ежедневными сообщениями и материалами о случаях голодных смертей, опухания и заболеваний от голода. Последние дни все чаще поступают сообщения о трупоедстве и людоедстве. В таких городах, как Мелитополь, Бердянск подобрано за последние 2—3 недели по 3—4 десятка трупов на улице. На станциях (только на крупных, узловых) подобрано, по данным ДТО ОГПУ, около 150 трупов людей, умерших от истощения на почве голода.
По данным облотдела ГПУ, количество умерших от голода или в связи с обострившимися заболеваниями на почве голода, составляло на 1 марта около 1600 чел., Количество опухших или заболевших составляло по 23 районам 16 тыс. чел. Эти данные в ряде случаев, несомненно, преувеличены, но зато ими не охвачен ряд других случаев, еще не зарегистрированных и не попавших под учет. Серьезные работники, сидящие у нас в Б. Лепетихинском, Апостоловском районах, работавшие в прошлом году весной в трудных районах Киевской и Винницкой обл., заявляют, что положение в этих районах, где они сейчас находятся, значительно серьезнее и труднее, чем было в прошлом году на Уманщине (Бабанском и других районах).
Беда еще в том, что в результате усердно проводившегося здесь изъятия у колхозников «незаконно полученных» ими натуральных авансов и массовых искривлений, допущенных при этом, у нас среди опухших и оставшихся совершенно без хлеба очень велик процент колхозников, выработавших большое количество трудодней.
В сообщениях о смертях, опуханиях и т.д. очень много бывает преувеличений: установлен, например, факт, когда парторг вагоноремонтного завода сообщил, что группа рабочих (в т.ч. и он сам) имеют опухание от недоедания, а на деле выяснилось, что люди просто больны почками, и т.д. Эти «пухлые» настроения сейчас распространяются, как зараза, и с ними приходится и придется жестоко бороться.
Отпущенный нами хлеб (200 тыс. пуд) для оказания продовольственной помощи рабочим совхозов, МТС и МТМ, партийному активу районов, партийному и беспартийному активу колхозов мы уже весь роздали районам. Израсходован в данный момент этот хлеб не больше чем на 45 %. Из этого хлеба мы выделили 30 тыс. пуд. на истребление сорняков (выдача хлеба на работу), 25 тыс. пуд. — на организацию детпитания, 27 тыс. пуд. — на кормление учителей и агрономов, около 30 тыс. пуд. — для рабочих МТС и совхозов и остальное дали в распоряжение районов для оказания продпомощи в каждом отдельном случае.
Из 1 млн пуд. отпущенной нам продссуды мы распределили по районам 700 тыс. пуд., остальные 300 тыс. пуд. у нас оставлены в качестве резерва на проведение прополочных работ и на оказание помощи отдельным районам, где во время сева выявится наиболее тяжелое положение.
Расходование этого хлеба мы производим очень экономно. Без этого при выявившихся размерах продзатрудений от него могло бы очень быстро ничего не остаться. Заявок и требований на помощь хлебом мы имеем гораздо больше.
Одновременно при предъявлении к нам зачастую преувеличенных заявок и требований о помощи многие наши районщики проявляют возмутительную малоподвижность в деле использования того хлеба, который им уже отпущен. Продолжают иметь место многочисленные факты, когда колхозники, выработавшие 500—700 трудодней, пухнут в то время, как хлеб району уже отпущен для оказания помощи этим колхозникам в первую очередь 20—25 дней тому назад.
Пишу я это сообщение, главным образом, в целях информации. Со своей стороны мы принимаем все меры, чтобы, несмотря на эти трудности, посеять, как следует, и укрепить колхозы. Я думаю, что в основном это нам удастся.
Прошу о следующем:
1. Дать нам дополнительно в качестве прод. и фуражной ссуды те 300— 400 тыс. пуд. магара, которые лежат на территории нашей области (об этом я уже писал в своем письме).
2. Разрешить отпускать колхозам — сдатчикам маслосемян причитающееся им количество жмыха и масла, соответственно сданному ими количеству маслосемян, не связывая этого с полным выполнением плана заготовок по маслосеменам.
3. Отпустить для детского питания и для улучшения снабжения рабочих в таких городах, как Бердянск, Мелитополь, Б. Токмак, Никополь, Павлоград, Синельниково, Криворожье несколько десятков тонн крупы, некоторое количество подсолнечного масла и немного сахару.
4. Ввиду большого распространения всякого рода заболеваний и массовой смертности на почве обострившихся всяких эпидемических заболеваний, необходимо оказать Днепропетровской обл. экстренную помощь по линии медицинско-здравоохранительной: отпустить из резервного фонда СНК УССР средства, расширить больничную и медицинскую сеть, дать медикаменты, кое-какие продукты и оборудование для этого, подбросить медперсонал и т.д.
5. Ввиду исключительно тяжелого состояния живой тягловой силы в колхозах ряда районов, необходимо экстренно подбросить нам дополнительно к началу сева хотя бы 300 тракторов.
Во время перевозки семян выяснилось, что мы имеем до двух десятков районов, где лошадь вследствие своей истощенности к севу совершенно не готова. Даже при перевозке семзерна на 25 км приходилось лошадей останавливать в промежуточных селах на 2—3 дня на отдых, перепрягать их и т.д. Мы вынуждены были приступить теперь же к расходованию отпущенной нам 950 тыс. пуд. фуражной ссуды, ибо без этого лошадь с перевозкой семян не справилась бы и к моменту сева пришла бы в совершенно негодное состояние.
Мы имеем ряд районов (Павлоградский, Межевский, Апостоловский, Сталиндорфский, Генический, Чубаровский, Б. Токмакский и т.д.), где без экстренной добавки тягла нельзя совершенно рассчитывать на то, что люди выполнят установленный план сева и посеют при этом, как следует.
С коммунистическим приветом, секретарь Днепропетровского обкома КП(б)У М. Хатаевич