Письмо первого секретаря Днепропетровского обкома КП(б)У М.М. Хатаевича И.В. Сталину о положении в области. Не позднее 20 февраля 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.02.20
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С. 656-660
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 61. Д. 794. Л. 58—67. Подлинник.

 

Не позднее 20 февраля 1933 г.1

Когда я ехал в Днепропетровск, я знал, что еду в самую трудную область Украины, но положение здесь оказалось много тяжелее, чем я предполагал. За 15 дней, несмотря на очень резкую с моей стороны постановку вопроса о борьбе за семена, несмотря на сильнейший напор со стороны обкома, мы добились крайне ничтожного сдвига в деле засыпки семенных фондов. На 1 февраля у нас было выполнено 8 % плана засыпки семфондов, а на 10 февраля мы имеем 11 %. Сколько собрано семян к 15 февраля, я еще не знаю, но видать по всем данным, что третья пятидневка февраля нам даст только 3—4 % прибавки засыпки семфондов. В южных районах области, которые вступают в сев в первую очередь, в Мелитопольском, [Больше-]Лепетихинском, Акимовеком, Болыие-Токмакском, Нижне-Серогозском и т.д., где сев должен начаться не позже 15—20 марта, мы имеем наихудшее положение с семенами. В этих районах количество засыпанных на 10 февраля семфондов колеблется от 1 до 5 %. Только в небольшой части районов (в Синельниковском, Солонянском, Запорожском и др.) за последние дни имеет место заметный перелом в сторону увеличения поступления семян. В большей же части районов до вчерашнего дня сколько-нибудь существенного перелома еще не было. Например, Павлоградский р. — должно поступать в день минимум 12 тыс. пуд. семян, поступило 11, 12 и 13 февраля по 200—250 пуд. в день; Никопольский р. — требуется засыпать в день минимум 15 тыс. пуд., а поступает в день 80—100 пуд. и т.д., и т.д.

Мы со своей стороны, кажется, сделали за это время все с нашей стороны возможное, чтобы в кратчайший срок привести во вполне мобилизованное состояние партийные организации и колхозный актив, чтобы поставить их и мобилизовать по-боевому на борьбу за семена, за успешное проведение весеннего сева, чтобы развернуть работу по засыпке семян действительно боевыми темпами.

Кроме спущенных на места очень настойчивых и четких указаний, кроме того, что мы выслали в районы весь областной актив, мы резко поставили вопрос о борьбе за семена как центральный на специально созванных коротких пленумах райпарткомов. Мы созвали специальные слеты колхозников. В данный момент уже не осталось, наверное, по области ни одной колхозной бригады, в которой не был бы поставлен вопрос о семенах и до которой не было бы доведено, а также до отдельных колхозников, задание по засыпке

семфондов. Но и выезд областного актива на места, и принимаемые нами через каждую пятидневку все новые директивы и указания о том, как организовать борьбу за семена, и ежедневные (и еженочные) мои телеграфные переговоры с секретарями райкомов покуда еще не дали должного эффекта.

Причины этого крайне неудовлетворительного и тяжелого положения с засыпкой семфондов лежат как в небоеспособности, крайней медлительности и неповоротливости парторганизаций Днепропетровской обл., в крайне медленной их раскачке, в неумении быстро переключаться, перестроить работу, так и в том, что хлеба в области, особенно в южных ее районах, действительно немного.

Очевидно, урожай во многих районах тут был ниже, чем его официально расценивали. Слишком немалая часть урожая была потеряна вследствие затяжки сева, крайне плохого качества всех с.х. работ и засоренности полей вследствие плохой организации уборки.

Случаи опухания от голода и голодные смерти, имевшие и имеющие место в ряде районов, также свидетельствуют, что, несмотря на большое недовыполнение плана хлебозаготовок, хлеба в пределах области осталось меньше, чем это представляется, если судить по всякого рода статистическим подсчетам. Остался главным образом тот хлеб, который был разворован и растащен во время уборки. Этого хлеба должно было бы хватить и для обсеменения полей, и для прокормления населения. Но он распределен крайне неравномерно и распылен чрезвычайно. В то время, как во многих случаях произведено отобрание начистую у колхозников всего хлеба, выданного им в порядке авансов по трудодням, в подавляющем большинстве других случаев разворованный хлеб продолжает оставаться в распоряжении тех, кто воровал. Большое количество этого хлеба лежит спрятанным в ямах. Вскрытие этих ям в данный момент в известной мере затрудняется глубоким снегом, покрывающим землю. Но даже если бы снега и не было, то без активного участия массы колхозников, без того, чтобы сотни тысяч колхозников не приступили сами с большой энергией к вскрытию этих ям, к борьбе за обеспечение весеннего сева семенами за счет мобилизации всего спрятанного, распыленного, не находящегося на поверхности иммобильного хлеба, без этого всех и даже половины ям и других укромных мест, где спрятан хлеб, мы не откроем.

А этого — должной мобилизованности и раскачки колхозного актива и колхозных масс, должного их активного участия в борьбе за успешное проведение сева, за обеспечение его семенами, у нас пока еще нет. Руководящие кадры районов проявляют в этом деле крайнее неумение и неподвижность. Несмотря на то, что еще 30 января нами были даны твердые указания, чтобы центром борьбы за семена сделать колхозную бригаду, чтобы немедленно спуститься до колхозной бригады, довести до нее задание по засыпке семян с тем, чтобы тут же на собрании колхозников бригады задание было бы самими колхозниками доведено до отдельных колхозников, мы имеем множество случаев и фактов, когда еще вплоть до 12—13 февраля разговор на бригадах шел вообще, без конкретного установления задания и без действительной раскачки колхозников на борьбу за его выполнение и когда на собрание бригады являлись 8—10 чел. вместо 60 входящих в нее колхозников, а люди, посланные для проведения этой работы, не могут найти остальных колхозников. Сплошь и рядом задание отдельным колхозникам по засыпке семян устанавливает не колхозная бригада, не собрание колхозников данной бригады, а сельсовет тем же порядком, как это делалось месяц тому назад по хлебозаготовкам.

Большинство районных работников, не говоря уже о сельских, пока еще проявляет полную неспособность увязать массовую работу по мобилизации колхозников на борьбу за успешное проведение весеннего сева с мерами жестких репрессий и нажима в отношении саботажников и дезорганизаторов сева, против кулачья, агитирующего против засыпки семфондов, распространяющего провокационные слухи о том, что «государственную семссуду уже выдают», о голодовке, о голодных смертях и т.д.

Люди настолько приучились и привыкли бросаться из одной крайности в другую — от сплошного голого администрирования к полному самотеку и отказу от всякого жесткого администрирования, что увязать, сочетать одновременно разворот разъяснительной и организаторской работы в массах с жестким проведением всех необходимых мер государственного принуждения и расправы не умеют. Наши указания о необходимости в борьбе за семена опереться в первую голову на активную поддержку колхозников они толкуют в сторону всякого отказа от репрессий, от ареста и быстрой расправы с саботажниками и злостными дезорганизаторами весеннего сева. Прекращение хлебозаготовок во многих районах было воспринято как возможность устроить себе некоторую передышку, немного поотдохнуть. В течение 6—7 дней во многих районах ровно ничего не было сделано во исполнение решения нашего пленума обкома от 29 января о немедленном переключении всех сил на подготовку к весеннему севу, о немедленном развороте боевой работы по засыпке семфондов.

Надо бы широко применить репрессии к ряду районных руководителей, но нет у меня уверенности, что они дадут пользу. Слишком уже в избытке и без толка применялись тут, в Днепропетровской обл., репрессии за последние 4 мес. Немалая часть секретарей райпарткомов производит впечатление оглушенных и пришибленных людей, кой-кого мне тут пришлось сменить, пущены в ход и репрессии, но работать-то придется с этим кадром, и я принимаю все меры к тому, чтобы их встряхнуть поскорее.

Количество арестованных по области перевалило к 1 февраля за 25 тыс. (в т.ч. более тысячи членов партии). В арестных помещениях в районах творились неописуемые вещи. Арестованные стояли в нетопленных помещениях (в сараях), раздетые, тесно прижавшись один к другому, и не могли даже сесть. На один кв. метр площади приходилось 3—4 арестованных. Арестовывал всякий, кто хотел: не только каждый милиционер, не только уполномоченный по хлебозаготовкам, но и письмоносцы, но и уполномоченный какой-нибудь Вукопкниги. В очень большом проценте были арестованы люди, которых вовсе не следовало арестовывать, а действительные враги и саботажники от ареста ускользали. Нам пришлось создать специальные комиссии (до 15 комиссий), которые срочно выехали в районы, пересмотрели всех арестованных и более 25 % тут же освободили.

Возвращаясь к вопросу о семенах, я еще раз должен сказать, что, несмотря на все наши старания, дело пока идет у нас очень плохо. Из 3400 колхозов, насчитывающихся у нас по области, только в 200 колхозах (6,5 %) семена засыпаны полностью. Мы имели бы сейчас значительно больший процент колхозов, засыпавших полностью семена (более 20 %), если бы весь январь хлебозаготовки не проводились здесь, главным образом, за счет вывозки семфондов из колхозов, уже выполнивших свои планы хлебозаготовок. В погоне за тем, чтобы показать в сводке лишние 10 тыс. пуд. хлеба, люди творили тут величайшие глупости и безобразия. Давали дополнительные задания колхозам, выполнившим планы хлебозаготовок, отменяли ранее данное этим колхозам снижение плана, брали у них семфонды «взаймы» с тем, что другие колхозы, не выполнившие планов, «возместят им потом», и т.д., и т.д.

Тот факт, что мы еще не имеем ни одного района и ничтожное количество колхозов, полностью засыпавших семфонды, сильно затрудняет наше положение. Из семян отдельных культур наиболее плохо обстоит дело у нас по пшенице (имеется 8 % потребности) и чуть получше, но также очень плохо обстоит дело с овсом и ячменем. Я думаю, что в ближайшие дни мы добьемся увеличения засыпки семян, но нам нужно заготовлять теперь полтора миллиона пудов каждую пятидневку против 100 тыс. пуд., заготовлявшихся в пятидневку за первую декаду февраля. Ясно, что поработать нам тут придется очень крепко, будем драться изо всех сил, чтобы во всех районах области семена собрать полностью.

Но заявить с твердой уверенностью, что нам удастся полностью на все 100 % в каждом районе засыпать семфонды или где в каких-либо районах сколько не удастся добрать, я сейчас не могу, ибо слишком плохо знаю для этого область и недостаточно знаком с конкретным положением в отдельных районах. Мне представляется, что районов 12 из 49 (Павлоградский, Никопольский, Межевский, Цареконстантиновский, Апостоловский, Больше-Токмакский, Ново-Васильевский и т.д.) у нас окажутся в особо тяжелом положении. В этих районах и хлеба, очевидно, поменее, и руководители работали до сих пор хуже, чем в остальных районах. Моя задача, мне кажется, сводится к тому, чтобы не допустить, чтобы на эти более трудные районы равнялась вся область, чтобы не эти районы делали погоду для всей области. Так же обстоит дело в каждом районе, где имеется 3—5 сельсоветов наиболее трудных, с голодовками, с особо разваленными колхозами и особо острой нехваткой семян. Задача и тут состоит в том, чтобы районная власть не поддалась панике, не допустила того, чтобы все остальные села равнялись на эти наиболее трудные, чтобы общие итоги сева по району и по области были созданы за счет стопроцентной засыпки семян и хорошей организации работ во всех остальных районах и селах. Ясно, что и по этим более трудным районам придется очень много поработать, чтобы вытянуть и их, но в этих районах положение будет особо тяжелое.

Главное место во всей нашей работе по подготовке к севу сейчас занимает борьба за семена. Всему остальному, в т.ч. и ремонту тракторов, мы уделяем сейчас значительно меньше внимания. За ремонт тракторов я в данный момент уже почти не беспокоюсь. Перелом, достигнутый нами во вторую февральскую пятидневку (за пятидневку выполнение 7 % всего плана, а весь план ремонта выполнен на 10 февраля на 37 %), а также все принятые нами дополнительные меры по усилению выпуска заводами и отгрузке запчастей и по улучшению руководства всем делом ремонта позволяют надеяться, что к 15— 20 марта план ремонта тракторного парка будет выполнен на все 100 %. Сейчас в этом деле главное, на что мы напираем — это на усиление выпуска некоторых деталей (шатунный болт, гильзы и поршни), которых особенно не хватает, в то время как некоторые другие запчасти изготовлены уже в количестве большем, чем их требуется, на улучшение качества выделываемых запчастей, на быструю разгрузку всех баз и складов, обнаруженных там целых залежей дефицитных запчастей, на перераспределение запчастей между отдельными МТМ, на обеспечение МТМ и совхозов углем и на устранение того величайшего хаоса, который до сих пор еще продолжает иметь место в деле размещения и приемки заказов на запчасти и в деле их отгрузки и продвижения.

Очень плохо подготовлен к севу рабочий скот колхозов. Принимаем все меры к полному и наилучшему проведению в жизнь последнего решения ЦК и

СНК по данному вопросу. Но поскольку мы концкормов лошадям дать не сумеем, то хорошей работы от них ждать не придется. Придется широко привлечь к участию в весенних полевых работах корову, и мы сейчас это подготовляем.

Очень плохо у нас будет весной обстоять дело с горючим. Через 10—15 дней уже начнется распутица, а горючего мы на базах имеем меньше 10 % потребности на весенние полевые работы, и никакого усиления завоза за февраль пока еще не имеет места. Наши сигналы по данному вопросу и обращения во все украинские и союзные инстанции пока еще никаких результатов не дали.

Плоховато идет подготовка к севу в зерносовхозах. Во-первых, там с людьми очень плохо, а, во-вторых, также не хватает семян. По зерносовхозам нашей области не хватает 240 тыс. пуд. семян, которые им надо будет, очевидно, откуда-то дать. Насчет укрепления руководства в совхозах мы принимаем тут меры.

Серьезный для нас вопрос — это подготовка к севу в пригородных хозяйствах и в совхозах ОРСов и рабкоопов. Мы этим делом занимаемся, семенами огородных культур эти посевы обеспечим, но с семенами для посевов зернофуражных культур в большинстве этих хозяйств дело обстоит плохо. Если бы можно было дать этим хозяйствам взаймы тонн 300 семян зернофуражных культур, то для государства это дело сильно окупилось бы, ибо в значительной степени избавило бы нас от необходимости снабжать все крупные стройки и заводы зернофуражом по централизованным нарядам.

Вопрос об оказании семпомоши нашей области ни для совхозов, ни для пригородных хозяйств, ни тем более для колхозов я не ставлю, ибо знаю, что положение с хлебом у нас тяжелое. Но я обязан осветить действительное положение вещей, и я его освещаю.

Еще пару слов я хочу сказать о политотделах МТС и совхозов. Народ туда попал в большинстве очень хороший, который принесет нам в работе на селе огромную пользу. Проведенное мною с ними совещание прошло очень хорошо. Мы принимаем сейчас все меры, чтобы установить с политотделами живую крепкую повседневную связь. Из отдельных вопросов в работе политотделов, которые следовало бы скорее разрешить, — это вопрос снабжения их средствами передвижения. Если нельзя дать им легковых автомашин, то следовало бы пока снабдить их верховыми лошадьми с седлами и велосипедами.

Плохо у нас обстоит с укомплектованием политотделов работниками. В половине МТС еще нет совсем политотделов, а в остальных вместо 4 работников имеется 1, 2 или 3.

Положение с кадрами вообще у меня очень тяжелое. Как областной аппарат, так и районные крайне слабы. Чтобы скорее вытащить Днепропетровскую обл. из нынешнего трудного положения, надо дать сюда крепких людей как для укрепления районов, так и для укрепления областного аппарата. ЦК КП(б)У оказал мне в этом пока очень небольшую помощь, дав несколько человек, а надо гораздо больше.

Я очень прошу помочь Днепропетровской обл. крепкими работниками. Необходимо послать сюда путем отбора человек 60 крепких проверенных работников для использования их на руководящей районной работе не только в качестве секретарей райпарткомов и предРИКов, но и в качестве заворгов и завкультпропов РПК, в качестве заврайЗО и т.д. Эту помощь людьми просим оказать нам со стороны ЦК ВКП(б), ибо Харьков дать нам таких людей не сумеет.

С ком. приветом М. Хатаевич

_____________________

1 Датируется по помете на  документе.