Выступление В.М.Молотова на совещании представителей потребляющих районов РСФСР в ЦК ВКП(б) о мероприятиях по коллективизации и борьбе с кулачеством. 21 февраля 1930 г.
№ 90
Молотов. Товарищи, разрешите открыть совещание. Это у нас по счету третье совещание. Первое совещание, на котором присутствовали представители основных зерновых районов, закончилось резолюцией 30 января. Второе совещание закончилось на днях принятием вчера резолюции по национальным районам1*, учитывая особенности национальных районов, в особенности восточных. Сегодня у нас третье совещание с представителями остальных районов: Москвы, Ленинграда, Западной обл., Нижегородского края, Ивановской обл. и ДВО. Мы не призвали только Северной обл., которая была на первом совещании.
Ягода. Не вызывали Татарию и Башкирию.
Сталин. Они попали в первую категорию.
Молотов. Они относятся к зерновым районам. Это все-таки не крупные области и подходят они под первую категорию. Тут мы имеем такое положение, что будут участвовать такие районы, которые не являются основными с/х районами и которые по части коллективизации на втором плане. Правда, некоторые области могут за это обидеться...2*
Сталин. Москва уже обижается.
Молотов. Москва не может молчать, она начинает бузить, потому что их не отнесли к первой категории, но тут дело обстоит так, что Московская обл. не относится к числу основных и ввиду некоторой осторожности и внимательности было нежелание ее дергать сверх мер.
Я не буду говорить об итогах прошедших совещаний, они вам известны в решениях ЦК. В результате этого нынешнего совещания мы тоже должны будем наметить решения, а с другой стороны, мне кажется, это совещание должно помочь нам и в таких вопросах, которые являются актуальными для хозяйства или, по крайней мере, для областей не только присутствующих здесь товарищей.
Если первое совещание, бывшее в январе мес., задачи которого были связаны, прежде всего, непосредственно с организацией весенней посевной кампании, то теперешнее наше совещание должно решить вопросы, когда для ряда областей вопрос стоит уже на высшей, более высокой ступени. Нам надо подготовиться не только к самой весенней посевной кампании, но надо подумать, как ее проводить. У нас до настоящего времени было основное — подготовка к севу: семена, машины; для всех тех районов, где коллективизация захватила, где коллективизация оказывает большое влияние на эти районы, надо подготовиться и уже вплотную подходить к вопросу о том, как выехать на поле организованно, как произвести распределение труда, как произвести организационно сев. На этом совещании мы должны все это учесть. Правда, непосредственно этим будет заниматься особая комиссия, назначенная ЦК. Я об этом говорю для того, чтобы товарищи учли, что области, которые продвинулись далеко по части коллективизации, встретят большие трудности по части сева. Мне известно, что, кроме Московской, Нижегородской обл., дело быстро движется и тем самым вопрос организации сева стоит особенно сложно.
Доклад вступительный, чтобы ввести товарищей в курс дела, сделает т. Каминский.
(Доклад т. Каминского не стенографировался).
Молотов. Переходим к докладам представителей областей. Кто желает взять инициативу на себя?
Каминский. Может взять Москва.
Молотов. Дадим слово т. Бауману3*.
Молотов. Очевидно, это предварительное совещание, нам придется иметь еще заседание. Я думаю, надо будет избрать комиссию из приехавших товарищей, которая поможет всю эту работу провести.
Во-первых, одно общее замечание, к чему мы должны вести дело. По опыту предыдущих комиссий я думаю, что дело нужно вести не к общим рассуждениям о пользе коллективизации, а нужно ставить вопрос о более конкретных мероприятиях по ряду вопросов, по которым мы должны известные рамки намечать для практической работы.
Конкретно приходится проводить дело. Кроме лозунга ликвидации кулачества как класса и плана раскулачивания, нам надо выяснить здесь, какое количество мы пошлем в лагеря, какое количество к выселению и какое останется на местах. Под таким конкретным уклоном мы должны разрешить те вопросы, которые здесь были выдвинуты. Удар, конечно, мы должны сделать на хозяйственных вопросах. Во-первых, чтобы была товарная продукция, во-вторых, организация труда, и я бы сказал, в-третьих, чтобы не забыли об индивидуалах. Этот вопрос фактически здесь игнорируют, что неправильно, недопустимо.
Следующее — есть некоторые вопросы, которые придется специально подработать. Такими наиболее крупными специальными вопросами являются следующие:
Первый вопрос — о кустарях и в связи с этим вопрос о кустарной кооперации. Это вопрос наиболее сложный и вместе с тем очень важный вопрос. Попытка была и в ЦК подготовительной комиссии подработать этот вопрос, но подработан он недостаточно удовлетворительно, в частности, у кустарного центра также не подготовлен материал. Не потому, что в ЦК не подработали, в ЦК мы к этому вопросу не сумели вплотную подойти, так как это дело сложное, партийные организации очень мало занимались этим делом, а вопрос этот настолько важный и сложный, что здесь мы можем особенно много наломать, и с точки зрения рынка вопрос этот очень сложный. Надо нам кое-что подработать, и нашей комиссии придется выдвинуть конкретные мероприятия.
Второй специальный вопрос — насчет колхозов и рабочих. Тут присутствуют представители промышленных районов. Все они касались вопроса отношения рабочих к колхозам. Есть разные настроения. То, что говорил т. Румянцев на Профинтерне92 — неблагоприятное отношение к колхозному движению, в Москве, как отмечал т. Бауман, отношения более благоприятные. В основном здесь отражается, насколько серьезно поставлена партийная работа. Там, где партийная работа есть и поставлена серьезно, антиколхозных настроений среди масс не может быть. Осветите вопрос среди рабочих о колхозном движении и не будет антиколхозных настроений. Не говоря о том, что на практике массы иногда относятся недоброжелательно к колхозному движению, когда нет соответствующего разъяснения, а в колхозах к тому есть тенденция вытянуть у рабочего часть его зарплаты. Это, я думаю, вряд ли мы в нашей комиссии будем обсуждать, так как есть специальная комиссия по этому вопросу, и этот вопрос из обсуждения нашей комиссии должен быть изъят. Он должен быть параллельно в комиссии под председательством т. Сырцова. Туда входит целый ряд товарищей: Сырцов, Бауман, Гринько, Юркин, Калинин и ряд других, например, т. Жданов должен войти в эту комиссию, как от промышленной обл. Ленинград тоже должен участвовать в этой комиссии. Если будет Ленинград, Москва и Нижний — этого достаточно, там вопрос более конкретно надо будет обсудить.
Хотя это очень касается нашей комиссии, но в порядке разделения труда этот вопрос должен быть перенесен в комиссию т. Сырцова.
Третий важный вопрос, тоже относящийся к этой области, это о пограничных областях, как Дальний Восток и Северо-Западная обл.
Бауман. Крым надо добавить.
Молотов. Хотя у него граница не так близка, но если подняться на аэроплане, то в хороший бинокль Константинополь из Крыма видно. Конкретно пограничный вопрос нужно особо подчеркнуть. По кой-каким вопросам, связанным со специфическими вопросами, как например, корейский вопрос на Дальнем Востоке, два—три пункта принять и два—три пункта принять для Западной обл. Эта тема, очевидно, должна найти отражение в наших решениях.
Четвертый пункт — по вопросу о коллективизации и раскулачивании. Дело в том, я думаю, что по этой части товарищи в Москве несколько чрезмерно оптимистически настроены. Так мне кажется, может быть, я недостаточно информирован. Вы считаете, что у Вас идет гладко.
Бауман. Нет, не считаем.
Молотов. Но если у вас более благоприятное положение, то все-таки нужно учесть положение в остальных областях. Я считаю, что это вопрос очень важный. Нельзя отрывать этого вопроса от всего вопроса в целом. Вопрос о коллективизации, о темпе коллективизации, о районах коллективизации, остроте классовой борьбы и т.д. Тов. Жданов звонил, что у них 25% коллективизировано, — как быть, надо выселять? Как же это так? К концу декабря в Нижней Волге было коллективизировано больше 50%, но не ставили вопроса о выселении, не говорили о том, что жить нельзя, давайте скорей выселять. Вопрос насчет того, чтобы выселять. Мы так просто подойти к этому вопросу не можем. Имея опыт ряда других областей, имея сообщения с мест, я думаю, что мы должны от ЦК предупредить, что с выселением мы торопиться не можем, потому что технически осуществить это дело невозможно так быстро, как это хотелось бы, и политически дело поставлено так, что тут очень часто...
Голос. Пусть печать тогда не подстегивает!
Молотов. Мы специально созвали это совещание для того, чтобы этот вопрос разъяснить, получить сообщения с мест...
Сталин. Выработается резолюция, дадим соответствующие статьи в «Правде»93.
Молотов. Это абсолютно необходимо. Имейте в виду, что мы эти совещания назначили с самых первых числах февраля: числа 3 — 4, на 11 число мы назначили национальные районы, а вас отнесли на 21 число. Этим самым вам показали, чтобы вы не торопились.
Голос. У нас есть большие районы.
Молотов. Мы не можем идти по той линии, по которой хотят идти места. Места очень часто настроены так: чем меньше у нас будет кулака, тем для нас лучше, а до Москвы нам дела нет, как хотите, так и справляйтесь, лишь бы не было у нас.
Голос. Это некоторое стимулирование коллективизации.
Молотов. По части того, чтобы торопиться с темпом коллективизации, теперь уж не приходится. Дело не в этом. Темп за последние недели скачет. Не в этом задача. Задача более трудная, но вместе с тем и более важная. Прежде всего, важно, чтобы это было на основе коллективизации, но на основе хорошей коллективизации, а не простой коллективизации, бумажной, административной и проч. Значит, мы должны предупредить товарищей, что мы сразу все освободим — на это никак не приходится рассчитывать.
Голос. Мы внутри края расселим.
Молотов. Вот положение Крыма особенно тяжелое. Крыму мы должны пойти навстречу, и то полностью мы не можем выполнить то, что они предлагают. У них действительно большая особенность, и белогвардейцев много, и некуда расселять, и коллективизация охватила на 90% и т.д., но мы их программу выполним только на 50%. Эта программа очень настоятельна, а тем паче, Нижегородский и Иваново-Вознесенский районы, они значительно разнятся от Крыма, и надо учесть, что на выселение ближайших лет большого количества нельзя рассчитывать. Места будут особенно дергать.
Голос. Особенно районы.
Молотов. Да, чем ниже, тем больше будут дергать. Понятно, товарищи будут решать — пошлет ЦК телеграмму, это будет наиболее революционно.
Голос. Живой же кулак.
Молотов. Вот живого кулака мы вам оставляем.
Вот насчет раскулачивания мы должны более серьезно поставить вопрос. Что значит более серьезно? Тут не совсем достаточно говорилось насчет задач. Здесь три основных и главных задачи.
Первая — сохранение скота, действительная, реальная борьба против уничтожения скота не только крупного, но и мелкого. Тут, когда вы докладывали, я должен сказать, что вы докладывали неудовлетворительно: «убой крупного скота более или менее приостановился», но не видно, чтобы вы организовано боролись против. уничтожения скота. Тут дело не в репрессиях. Тут надо провести большую работу по укреплению и разъяснению.
Вторая очень важная задача — с/х машины. Мне кажется лично, что тут НКЗем недостаточно поворотлив.
Дело в том, что несомненно центр оказался несколько неповоротлив, формально за это отвечает ВСНХ, но подтолкнуть это дело по-настоящему может Наркомзем, а факт в том, что Украина сама производит запасные части для тракторов, ЦЧО сама производит, Москва сама производит, все это разбросано, делается по областям. Чтобы было опубликовано, что нам нужно столько-то частей, что дано задание Путиловскому выполнить столько, а столько выполняется, так, чтобы это было централизованно, крепко взято в руки... (не слышно).
Гринько. Впервые поставили в этом году железнодорожные мастерские на это дело.
Молотов. Я читал доклад т. Варейкиса, как у них делается в ЦЧО. У нас несколько тысяч тракторов, 10 тыс. тракторов, и мы не можем поставить производство запасных частей для ремонта тракторов на одном —двух заводах, — не может этого быть, мы за это дело по-настоящему не взялись. Нужно заставить это сделать, Наркомзем должен взять это в руки.
Вторая задача, про которую говорил т. Гринько и за которую никто не взялся, — сбытом с/х машин товарищи не интересуются, а это очень острый вопрос. При всем том, что машин вообще мало, и сбыт их очень мал. Тут начинают говорить о том, что нам плуг одноконный не годится, нам такая-то рядная сеялка годится и проч., — это же разговоры.
Голос. Воздерживаются покупать.
Молотов. Конечно, они будут воздерживаться, потому что они любят получать готовенькое, раз колхоз есть — колхоз дает. Нужно взять в руки сбыт и организовать это дело, осталось всего несколько недель до сева. Мы должны резко повернуть это дело.
Голос. Присылают сеялки без сит.
Молотов. Я понимаю, что непорядков много, но и то, что в порядке, и тут не все благополучно.
Третий самый важный и необходимый для нас вопрос — это вопрос о контрактации. Правда, этот вопрос в нашу комиссию не должен войти, он входит в комиссию т. Сырцова, но я пользуюсь случаем подчеркнуть, что этот вопрос у нас стоит в самом недопустимом положении, самый важный и решающий вопрос на ближайший период. Тут надо перестроиться на колхозную контрактацию и быстро и решительно взять это дело в руки, этим делом мы не занимаемся.
Голос. И охват не только контрактацией колхозов, но единоличников.
Молотов. Само собой разумеется.
Руководящие органы: областные, окружные, к настоящей производственной работе и заготовительной они сейчас не подготовлены и по-настоящему эту работу не ведут. Тут надо подтянуться. Что это значит? Надо во всей подготовительной работе удесятерить внимание, а подготовительная работа и производственная работа самих колхозов находится в отвратительном состоянии. В этом в конце концов важнейшая задача. В отношении колхозов мы подходим на вторую ступень — к организации сева. Там, где колхозы уже перешли эту ступень, там более важным, более сложным является вопрос организации сева. Как выехать на поля, засеять, как использовать время, как использовать инвентарь, а так как здесь присутствуют товарищи из районов, которые не захвачены полностью коллективизацией и наполовину, то тут особое значение будет иметь подготовительная работа. Тут надо сказать, как бы это сказать, чтобы Ленинград не обидеть, как это назвать, когда сливают Колхозсоюз и Союз союзов.
Голос. Это же сделала и Москва.
Гринько. По существу аннулировали кооперативную работу.
Молотов. Совершенно верно.
Сталин. По существу подсекли заготовительный аппарат.
Бауман. Животноводческая кооперация у нас остается.
Молотов. Москва имеет формально больше прав, потому что все-таки у нее более половины коллективизировано. Я беру наиболее резкий момент — Ленинград, там, где они только подготавливаются к коллективизации, где они говорят, что у них около 17% коллективизировано, мы берем хорошую цифру — 20%, но 80% не коллективизировано?
Голос. Можно поднажать.
Молотов. Как же все вы передадите Колхозцентру? Как можно сделать, чтобы забыть 80% неколлективизированных крестьян? Чем объяснить это как не забвением?
Юркин. Они мотивировали другим — что у них не было работников.
Молотов. Самое трудное, чтобы 80% остающихся неколлективизирован-ными держать в наших руках. В этом самая трудность, чтобы не только передовых, а чтобы уметь удержать в наших руках остающихся вне коллективизации. Это можно сделать только через кооперацию. Только через кооперацию можно воздействовать на неколлективизированных крестьян, которые будут коллективизированы завтра. Нам не нужно два центра, но эта ненадобность появится тогда, когда будет 90% коллективизировано. В Крыму, если там 90% коллективизировано, там нет необходимости иметь два центра: и Колхозсоюз, и Союз союзов.
Голос. Мы решили на время сева не затевать эту реорганизацию.
Молотов. Это частный вопрос. Там же, где 80% неколлективизированных крестьян, даже 50, даже 30%, эта остающаяся часть деревни — 30—40 — 50%, она имеет огромное значение, плевать на нее мы не можем, игнорировать ее мы также не должны, поэтому слияние Колхозцентра с Союзом союзов было огромнейшей ошибкой.
Там паче вы не поняли того, что ЦК только что... (не слышно) огромную финансовую базу Союза союзов, а вы взяли и объединили. А зачем мы проделывали всю эту реорганизацию? Несмотря на то, что по Советскому Союзу уже считается больше 40% крестьянских хозяйств коллективизированными, мы еще не объединяем Союза союзов, а у вас данных... (не слышно).
Сталин. СССР коллективизирует, а у себя забыли.
Молотов. Если говорить о подготовительной работе, мы должны подчеркнуть важнейшее значение и до сих пор с/х кооперации. Во-вторых, роль советов в перестройке и очищении от кулака имеет громаднейшее значение в деле подготовки нормального... коллективизации. И в-третьих, меры по перевоспитанию спецов, — среди агрономов, землемеров очень много эсеров и тому подобных элементов. Нужно отсортировать, кое-кого арестовать, а кое-кого и обучить, чтобы они поняли, как надо в крупном хозяйстве работать, какие дать указания. Это нужно теперь же проделать. (Не слышно.) Лучше их сейчас же чему-нибудь научить, чем их оставлять там путать наши колхозы. Поэтому по этой части, в отношении спецов, нужно подойти внимательно. Если под этим углом зрения подойти, то, мне кажется, что вопрос о подготовительных мерах, вопрос о советах, о спецах имеет большое значение. Тогда и задачи сохранения скота, контрактации и др. — они пойдут на более здоровых рельсах вперед.
Я думаю, мы составим подкомиссию с участием представителей от каждой области, в составе т. Каминского, Леонова, Чудова, Юркина, Гринько, Козлова, Полуяна, Румянцева, Колотилова, Евдокимова, Жданова, Одинцова, Молотова, Бейка, Логинова, председателем — Молотова.
1* См. док. № 98.
2* Здесь и далее отточия документа.
3* Стенограмма доклада К.Я.Баумана в деле отсутствует.
92 Красный интернационал профсоюзов (Профинтерн) — международная организация левых (революционных) профсоюзов, существовавшая в 1921 — 1937 гг. Профинтерн был образован на международном конгрессе революционных профессиональных и производственных союзов, состоявшемся в июле 1921 г. в Москве. Программа Профинтерна содержала призыв бороться за свержение капитализма, против реформистской политики сотрудничества классов, анархосиндикализма. В задачи Профинтерна входили достижение единства мирового профдвижения на основе борьбы за улучшение условий труда рабочих, повышение их жизненного уровня, развитие профсоюзной демократии, за отпор фашизму и ликвидацию угрозы войны и т.д. К концу 1937 г. значительная часть секций Профинтерна в Западной Европе прекратила существование, в связи с этим Профинтерн был распущен (СИЭ. Т. 8. С. 45 — 46).
93 После постановления ЦК ВКП(б) 20 февраля 1930 г. и совещания секретарей областных и краевых комитетов в центральной прессе появился ряд статей, осуждавших администрирование, повсеместную ускоренную ликвидацию кулачества как класса. Так, например, в передовой статье газеты «Правда» от 27 февраля 1930 г. указывалось, что политикой администрирования «мы бы не привлекли, а оттолкнули от партии и Советской власти несознательные и малосознательные массы».