Спецсообщение секретно-политического отдела ОГПУ СССР об острых продовольственных затруднениях и голоде в Амурской области. 2 апреля 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.04.02
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С. 594-595
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 11. Д. 42. Л. 104—106. Заверенная копия.

 

2 апреля 1933 г.

Совершенно секретно

В некоторых районах Амурской обл. (на Дальнем Востоке) наблюдаются острые продовольственные затруднения.

На Кивдинских каменноугольных копях (Завитинский р.) учтено опухших на почве голода 15 рабочих семей. 16 марта умерло от голода 3 детей. В последние дни в амбулаторию ежедневно обращается 50 и более человек. Положение обостряется вследствие задержки зарплаты, задолженность — 420 тыс. руб. Антисоветский элемент активизируется, отмечаем тенденцию к созданию повстанческих настроений в рабочей среде. 18 марта обнаружена листовка с призывом к свержению советской власти, к борьбе за восстановление монархии. За последнюю декаду учтено 29 антисоветских выступлений рабочих.

15 марта рабочий Сорокин, обращаясь к рабочим, собравшимся в раскомандировочной, кричал: «За что мы боролись, чтобы голодом морили? Насильно работать заставляли? Вот до чего нас довели. Долго ли это будет?»

Подано свыше 100 заявлений с требованием расчета. Резко снизилось выполнение производственной программы. Вместо плановой добычи в 1 тыс. т угля в сутки добывается 470. Администрация и местные общественные организации проявляют полную растерянность, некоторые парт., проф. работники заявляют: «Что будем говорить, если нет хлеба, денег, — агитацией не возьмешь». Приняты меры к заброске продовольствия для рабочих.

Тяжелое положение со снабжением создалось также в сельских местностях Тамбовского р. На почве голода было 5 случаев смерти колхозников. В ряде мест в пищу употребляются трупы павших животных. Работники районных учреждений прекращают работу из-за невыдачи хлеба. В течение 3 дней районная больница была закрыта. Учителя Чуевской школы бросили работу и занялись сбором сои.

Менее напряженное, но все же тяжелое положение с хлебом в Михайловском, Свободненском и Завитинском районах. Колхозники употребляют в пищу муку, полученную от размола отбросов зерна, негодную к употреблению. В ряде сел этих районов колхозники вместо хлеба получают сою.

В Тамбовском р. установлено преступное отношение к делу заброски муки и других продуктов в район со стороны Потребсоюза. До 23 марта район не имел нарядов на муку на вторую декаду марта. Среди колхозников отмечается рост недовольства.

Бывший красный партизан, кандидат ВКП(б) Калмыков от имени партизан и партизанских вдов явился в районный центр к секретарю партизанской комиссии с требованием созыва партизанского съезда для обсуждения вопроса о продзатруднениях.

В с. Красный Яр колхозница Черемисина выступила на общем собрании с заявлением: «Советская власть дала женщине облегчение, муки нет, хлеб печь не надо, вот какое облегчение. Долго ли это будет?»

Создавшееся положение создает реальную угрозу посевной кампании. Отмечаем тенденции использования посевного материала для потребления в пищу. Даны указания о принятии мер к предотвращению могущих быть массовых выступлений и эксцессов.

В связи с продзатруднениями в областном центре Благовещенске наблюдается массовое скопление семей кулаков, исключенных из колхозов и прочих контрреволюционных элементов. В феврале мес. из с. Верхюртун в Благовещенск прибыли 37 семей репрессированных кулаков.

Члены семей кулацкого контрреволюционного актива в виде демонстративных протестов оставляют детей в учреждениях с записками такого содержания: «Примите голодных детей, выселенных из коммуны. Отец арестован, мать голодная, не может ходить».

23 марта в комендатуре Амурского облотдела ГПУ с аналогичного содержания записками оставлены 8 детей кулаков, арестованных за активную организованную контрреволюционную вредительскую деятельность. Приняты меры.

Краевые организации проинформированы о положении в Амурской обл.

Начальник СПО ОГПУ Г. Молчанов

Начальник 6 отдела СПО ОГПУ Коркин