Заключение комиссии ЦК ВКП(б) по письму И.В. Павлова. 9 января 1946 г.
9 января 1946 г.
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. МАЛЕНКОВУ Г.М.
В связи с жалобой гр. Павлова по Вашему поручению мы проверили состояние материально-бытового обслуживания трудящихся в г.г. Брянске и Бежице. Факты, указанные в жалобе, подтвердились.
В г. Брянске не было топлива, школы, больницы, детские учреждения и коммунальные предприятия почти не отапливались, в то время как заготовленные дрова находятся всего лишь в 12 км от города. Для подвоза дров в город имеется железнодорожная вертушка в составе 30 вагонов. Но вследствие того, что в эксплуатации вертушки были допущены неорганизованность и обезличка, она за 80 дней отопительного сезона сделала только 5 рейсов вместо 40 и перевезла лишь 3000 куб. м, а можно было перевезти более 20000 куб. м. При этом положении город располагал бы трехнедельным запасом топлива.
Хлебопекарни работали плохо, с перебоями, запасов муки и топлива не было, хлеб выпекался низкого качества и полусырой. Производственная мощность пекарен была ниже суточной потребности города в хлебе. В хлебных магазинах всегда были очереди. Вместо хлеба зачастую выдавалась мука. Между тем, при незначительной затрате средств и времени давно можно было полностью устранить эти недостатки.
Возмутительная беспечность и нераспорядительность были допущены также и в области отоваривания продовольственных карточек. Например, в ноябре и декабре вместо крупы населению выдавалась ржаная мука, тогда как в распоряжении торгующих организаций имелся полуторамесячный запас различных круп. Никто из областных организаций этого не знал и не пытался узнать. На вопрос заведующему областной конторой Заготзерно, почему он не выдает крупу торгующим организациям, последний ответил, что она к употреблению непригодна. Когда же затребовали образцы и установили, что крупа нормального качества и вполне пригодна для питания, руководители Заготзерно заявили, что им не дают вагонов для переброски ее из глубинных баз области в город. Отпускаемые фонды на пшеничную муку из месяца в месяц, при наличии ее на складах, не выбирались, детские учреждения и больницы белого хлеба не получали.
В городе Брянске на 60 тыс. населения фактически нет ни одной бани, кроме гарнизонной, обслуживающей преимущественно воинские части. Нет бани и в г. Бежице. Поэтому, например, даже студенты машиностроительного института месяцами не могут сходить в баню, негде постирать белье, так как в Брянске и Бежице нет ни одной хотя бы примитивной прачечной. В обоих городах из-за беспечности городских советов половина водоразборных колонок не действует. Между тем, в Брянске в короткий срок можно было открыть три бани и одну прачечную, в г. Бежице одну баню и одну прачечную, а также имелась полная возможность привести в порядок все имеющиеся водоразборные колонки и увеличить их количество.
Трудящиеся городов Брянска и Бежицы по существу не имели возможности пошить одежду или отремонтировать обувь. Имевшиеся мастерские индивидуальных заказов не принимали, а выполняли массовые заказы различных организаций. В Брянске была единственная мастерская по приему от населения в ремонт бытового инвентаря (тазы, ведра, лампы и проч.), но и тут заказчику надо было иметь железо, олово, кислоту и др. материалы, иначе заказ не принимался.
Общежития рабочих и учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ, как правило, находятся в запущенном состоянии. Например, общежития рабочих треста «Брянскстрой» помещается в полуразрушенных зданиях, непригодных для жилья. Из-за неисправности печей общежития не отапливаются, зимние рамы не вставлены, двери не утеплены, кроватей и постельных принадлежностей нет, рабочие спят на полу. Немногим лучше и общежития ремесленного училища № 3, школы ФЗО № 1, строительного техникума, машиностроительного института.
Большие упущения обнаружены также в обслуживании пассажиров пригородного сообщения, в разборе жалоб и писем трудящихся в областных и городских организациях, в содержании детских и лечебных учреждений. В качестве примера можно привести следующее; в Брянской областной больнице, рассчитанной на 400 мест, на день проверки находилось только 270 больных, так как один из корпусов больницы, вследствие отсутствия топлива, заморожен. Температура в палатах 4-5 градусов. Водопровод и канализация не работали. Больные вынуждены были отправления физиологических надобностей производить в палатах, в консервные банки. Столовую и другую посуду больной должен приносить из дома, или заимствовать у соседа. Санобработки больных не производилось. Белье стиралось в холодной воде. Завшивленность невероятная. Питались больные один раз в день. Пища скверная и одинаковая для всех, независимо от болезни. Кипяток больные получали лишь два раза в неделю. Чайной посуды не было. В палатах грязь, вторые рамы не вставлены, вместе с советскими людьми на излечении находились также пленные немцы.
В заключение следует сказать, что дело бытового обслуживания населения указанных городов крайне запущено. На многих участках, непосредственно связанных с обслуживанием материально-бытовых нужд трудящихся, царила возмутительная халатность и безответственность. Советские и хозяйственные органы пренебрежительно относились к удовлетворению нужд населения. Обком ВКП(б), Брянский и Бежицкий горкомы партии, имея многочисленные сигналы, тем не менее этими вопросами не занимались. Секретари обкома партии сами по-настоящему не вникали в эти вопросы и не требовали ответственности со своего аппарата. Отделы обкома партии (торговли, коммунального хозяйства, местной промышленности и некоторые другие) оказались совершенно не в курсе дела. С кадрами ведомств и организаций, связанных с обслуживанием трудящихся, необходимой воспитательной работы не велось, аппарат их не укомплектован, работники остродефицитных квалификаций (повара, мельники, портные, сапожники и др.) не подготавливались. Имеют место факты, когда у руководства организаций, призванных организовать материально-бытовое обслуживание трудящихся, находились люди, неоправдывающие доверия. К числу таких бездельников относятся председатель Брянского многопромсоюза Волков и уполномоченный промкооперации Бутенин.
В данное время, хотя и с большим опозданием, обком и горкомы партии, признав свои упущения, включились в эту работу. По многим вопросам, обкомом приняты постановления, в том числе: о состоянии снабжения хлебом населения; об улучшении торговли и общественного питания; об улучшении работы коммунальных предприятий; по обеспечению топливом; о мерах по улучшению общежитий и т.д. В постановлениях намечены неотложные меры по улучшению материально-бытового обслуживания трудящихся. Большое количество недостатков устранено в оперативном порядке. Этот же вопрос обсужден на собраниях партийного актива Брянска и Бежицы и на совещании секретарей райкомов ВКП(б). Проведены совещания руководящих работников обкома партии. По важнейшим мероприятиям установлена ежедневная оперативная отчетность.
Зав. сектором Оргинструкторского отдела ЦК ВКП(б) Козлов.
Ответ. организатор Управления кадров ЦК ВКП(б) Репин.
Зам. нач. главного управления паровозостроения НКТМ Доценко.
Зав. Оргинструкторским отделом Наркомторга РСФСР Цебренко.
9 января 1946 г.
Подписи - автографы.