Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину о ликвидации националистической организации. 19 апреля 1937 г.
19 апреля 1937 г.
№ 56843
Совершенно секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ[1]
УНКВД Татарии ликвидирована троцкистско-националистическая организация, в состав которой входили бывшие члены ВКП(б), занимавшие ответственные партийно-советские посты. Часть участников организации — бывшие эсеры, впоследствии в контрреволюционных целях вступившие в ВКП(б).
Организация возникла в 1925 году как националистическая и впоследствии сомкнулась с троцкистами при посредстве находившихся в Казани — ТЕР-ВАГАНЯНА, ПРЕОБРАЖЕНСКОГО, СОКОЛЬНИКОВА, ЭЛЬБОВА и других.
Организация проводила троцкистско-националистическую и вредительскую деятельность на идеологическом фронте, где работало большинство членов организации.
*По делу арестовано свыше 20 человек*[2], в том числе: РАХМАТУЛЛИН — бывший Наркомпрос Татарии и заведующий культпромом обкома ВКП(б); ГИМРАНОВ — бывший заведующий культпромом Татарского обкома ВКП(б); АТНАГУЛОВ — бывший научный работник Института Марксизма-Ленинизма; КАСЫМОВ — бывший директор Пединститута; АЛЬМУХАМЕТОВ — бывший начальник Управления искусств Татарии; ВИКТАГИРОВ — бывший секретарь Казанского горкома ВКП(б); КОЛОСОВ — бывший заместитель Наркомпроса Татарии и др.
Одним из руководителей организации является ГАБИДУЛЛИН Хаджи Загидуллович, член ВКП(б) с 1917 г., ранее был председателем Совнаркома Татарской АССР, в настоящее время работает в Москве в Наркомпросе РСФСР начальником Управления школ для взрослых. Активная роль ГАБИДУЛЛИНА Хаджи Загидулловича в организации подтверждается показаниями ряда арестованных членов организации (ГИМРАНОВ, РАХМАТУЛЛИН, САЙФИ, САГАДУЛЛИН и др.).
Арестованный РАХМАТУЛЛИН показывает, что в беседе с ГАБИДУЛЛИНЫМ последний сообщил ему о своей связи с находившимися в эмиграции идеологами татарско-националистической контрреволюции:
«ГАБИДУЛЛИН просил меня передать АБАДУЛИНУ о том, что он (ГАБИДУЛЛИН) имеет связи с Бари БАТТАЛОВЫМ (Анкара) и Зеки ВАЛИДОВЫМ (Константинополь), а также обещал ускорить связи с представителями «Миссии-Юш».
(Из показаний РАХМАТУЛЛИНА от 22-24/I - 1937 г.).
Член организации ГИМРАНОВ Зеки изобличает ГАБИДУЛЛИНА и как организатора террора:
«Я еще раз подтверждаю свои показания о том, что установку о переходе контрреволюционных троцкистских организаций на террор я получил от ГАБИДУЛЛИНА в 1936 г. Разговоры же у меня с ГАБИДУЛЛИНЫМ о терроре были и до этого, вскоре после убийства КИРОВА, в начале 1935 г. К факту убийства КИРОВА как я, так и ГАБИДУЛЛИН отнеслись одобрительно».
(Из показаний ГИМРАНОВА от 31/I - 1937 г.).
О террористической деятельности ГАБИДУЛЛИНА показывает также и РАХМАТУЛЛИН.
*В связи с сообщением Татарского обкома ВКП(б), партийным комитетом Наркомпроса РСФСР 11-го апреля сего года ГАБИДУЛЛИН исключен из партии*[3].
Прошу санкционировать арест ГАБИДУЛЛИНА Хаджи Загидулловича.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Н. ЕЖОВ
[1] На первом листе имеются пометы: «Арх. Ст.»; «От т. Ежова».
[2] *—* подчеркнуто карандашом.
[3] *—* подчеркнуто карандашом.