Письмо Ригардта о положении в колхозах Нижне-Волжского края. 29 июня 1933 г.
29 июня 1933 г.
Алло, алло! Дорогой товарищ! Решил несколько строк написать.
«Бейся, пульс, усиленней и чаще,
Сердце, колотись, как никогда,
Прорубаем просеки мы к счастью Через хвойные года».
Выражаясь языком газет — журналистики — это есть шапка, она обещает все то, что будет изложено дальше. Так ли я понимаю?
А теперь несколько комментариев к этому, весьма интересному, четверостишию. Автор пишет «Бейся, пульс, усиленней и чаще! Сердце, колотись, как никогда» — совершенно верно. Наш пульс бьется усиленно и часто, но он (пульс не делает перебоев, но он есть показатель нежизнедеятельности). И сердце колотится, как никогда. Наш пульс и работу сердца, которое колотится, как никогда, можно сравнить с работой пульса и сердца только что пришедшего к финишу лыжника, который шел на далекое расстояние. У него и пульс бьется, и сердце колотится, но посмотри, сколько в нем энергии, воли к труду, неисчерпаемого источника создавать новое. Он бодр, твердо шагает, взгляд прям, он уверен в себе — знает свои силы! И дальше автор пишет: «Прорубаем просеку мы к счастью через хвойные леса». И это совершенно правильно, что то, что мы сейчас создаем, есть просека к счастью, но через огромные трудности, которые тянутся вот уже несколько лет и пока этим трудностям конца не видно! Автор трудности назвал — «через хвойные леса».
На примере того района, где я был, хочу проследить, насколько правильно автор изложил действительное положение вещей в четверостишии. Мне хочется описать район, с которым хорошо ознакомился — Лысогорский р. Нижне-Волжского края.
Вот таковы мои оптимистические наброски, ведь ты хорошо знаешь, что 100 % оптимист. Я освещаю трудности и в то же время вижу их конец, т.е. путь, каким мы их (трудности) ликвидируем. Читай внимательно, что будет не ясно — освети в письме.
Бейся, пульс, усиленней и чаще,
Сердце, колотись, как никогда,
Прорубаем просеки мы к счастью Через хвойные леса.
Евг. Панфилов
Теперешнее положение Нижней Волги, в ряде сел и районов таково положение: Основная масса населения влачит жалкое голодное существование. Питаются всем тем, что под руку подвернется: едят щавель, коневик и другие травы, муку из корней болотных растений (так называемый кучакамыш); барда — отжим после винокурения, так вот эту барду мешают с мукой из болотных растений и пекут «лепешки». Что это за лепешки — одному аллаху известно. Ясно то, что есть их вынуждает голодное существование.
Едят щавель, коневник и другие травы. Такое положение можно характеризовать так: «пасутся люди, пасутся скоты». Едят вовсю ракушек. На берегах рек встретишь целые семьи, занятые приготовлением этого лакомого блюда — рассейских устриц. Едят павший скот; при мне на ...1 село рядом со станцией Л-Боры) доярки разделили между собой павшего теленка и т.д.
Народ отекший, опухший, ...2 и едва-едва передвигает ноги. В селах почти никого не осталось, так в с. Ш...3 из 365 домохозяев в селе осталось 86 человек, и это от мала до стара. Такое положение и в других селах! Кажется то, что я тебе — есть мрачная картина, не так ли, а? Однако картина реальна, ибо она существует. Существование такой картины есть факт, и от него никуда не уйдешь. Очень хорошо описан такой момент у М. Карпова в романе «Непокорный». К этому роману я тебя и отсылаю. То, что описано там, есть в наши дни в н.4 районах и в частности в гор. Эн... Обращаю твое внимание на главу «Ядовитые корни» со стр. 118 и несколько листов дальше. Очень советую прочесть Карпова роман «Непокорный». Прочти! Обиднее всего то, что во время, описываемое автором, был действительно голод (1921—22 г.) как результат стихийного бедствия — засухи! Сейчас же в наше время мы имеем хороший урожай, в ряде мест летом прошлого года засыпались хлебом. При неплохом урожае остались без хлеба. Такое состояние можно характеризовать так: «были с хлебом, остались без хлеба»... Таким исходом колхозник, конечно, не доволен и очень сильно обижен. Да и как не обижаться. Для обиды имеется ряд моментов. Тяжело. Чертовски тяжело. Тяжело придется основной колхозной массе. Теперь дело идет на улучшение и к сознательной работе в текущем году положение колхозника должно, конечно, измениться. Результаты скажутся только осенью. Сейчас об улучшении говорить довольно трудно. В ряде сел колхозов, так примерно в с. Ф..., снова в этом году будет очень и очень трудно. Не знаю, поправятся ли они. Такое плохое положение потому, что колхозники несерьезно относятся к работе в колхозе. Нет и дисциплины, не ценят трудодни и тому подобное. И.В.! — Нота Бэне — и как говорят твердо и хорошо. Запомни: отношение основной массы к работе в колхозе коренным образом изменилось, и этот год есть год переломный! ...А все выше приведенное мною есть трудности роста, «детские болезни» пускового периода колхозного производства...
Несомненно, однако, то, что эти указанные трудности будут преодолены. Порукой этому ряд исторических постановлений партии и правительства об организационно-хозяйственном укреплении колхозов.
Мы имеем большие затруднения в сельском хозяйстве. Здесь, как и в промышленности, нужно освоить технику. Причем технику двух видов. Агротехнику и энергетику (все виды сельхозмашин, которые имеют колхозы и МТС). Освоение техники в условиях с.х. представляет значительные трудности. В промышленности — шаги все же легче. Трудностей много, мы это знаем и их не скрываем. Мы знаем и то, что все живое-новое в муках и трудностях рождается. А тем более такое новое дело, как поворот основной массы крестьянства на путь коллективизации бывших единоличников. Мы знаем и то, что наладить такое новое невиданное в мире производство, как колхозное производство, в котором работает 14,5 млн крестьянских хозяйств, обрабатывающих 90 с лишним млн га земли — это такая трудность, которая под силу большевикам. Только большевики побеждают такие трудности, другие на это не способны. Трудности преодолимы, колхозник должен быть и будет зажиточным, ибо все в нас самих, в нашем желании по-новому жить, борясь и преодолевая трудности, строя новую жизнь, добиваясь того, что все колхозники были зажиточными, будем помнить:
«Бейся пульс усиленней и чаще!
Сердце, колотись, как никогда Прорубаем просеки мы к счастью Через хвойные года»!
Евг. Панфилов
Р.8. Вкладываю образцы того, что у нас на Щижней] В[олге] едят трудящиеся и, в частности, колхозники. Очень советую провести химический анализ так называемых «лепешек». Определи их калорийность, а потом сообщи мне, можно ли, с позволения сказать, с такого хлеба работать.
Читай внимательно, все хорошенько обдумывай, потом через некоторое время эту писанину мне верни. Ну, всего доброго!
Ригардт
Р. 8. Подобные письма я уже высылал, боюсь, однако, что третьи лица, о которых ты говоришь, не доставят письмо, а поэтому посылаю вторично. При первом удобном случае — верни мне его.
На днях выезжаю в совхоз на уборочную кампанию, куда еще потом — не знаю. Весьма возможно, в Средне-Волжский край. Однако весьма возможно — поеду в совхоз к Анатолию Соколову. Где я буду и каково там положение, я тебе напишу.
________________
1 Несколько слов неразборчиво.
2 Слово неразборчиво.
3 Здесь и далее отточия документа.
4 Так в тексте.