Глава семнадцатая. Движущие силы развития социалистического общества

 

 

Движущие силы развития общества — это наиболее глубокие причины, приводящие в движение массы людей, общественные классы, целые народы. Главными и определяющими силами развития общества являются изменения способа производства. Однако эти общие движущие силы в разных общественно-экономических формациях проявляются по-особому. На базе каждого исторически определенного способа производства рождаются свои особые, свойственные только данному обществу движущие силы общественного развития. В антагонистических общественных формациях, а также в переходный период от капитализма к социализму движущие силы развития выражаются в борьбе классов. Фридрих Энгельс указывал, что исторический материализм в противовес идеализму «конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда распадении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, Госполитиздат, 1948, стр. 92.) В социалистическом обществе, где уничтожены эксплуататорские классы и где нет больше столкновений классов, развитие осуществляется ускоренно под воздействием новых движущих сил, коренящихся в социалистическом способе производства.

Развивая учение Маркса, Энгельса и Ленина, опираясь на опыт сложившегося и победившего социалистического общества, товарищ Сталин дал теорию развития социалистического общества, вскрыл его закономерности и открыл новые движущие силы развития, присущие только этому обществу.

 

1. Социалистическая система хозяйства — экономический фундамент советского общества

 

Новые движущие силы развития производства

 

В главе 4 было сказано, что каждый способ производства создает определенные, присущие ему стимулы к развитию производства. Так, капитализм некогда открыл новые, более широкие возможности и создал более могучие стимулы развития производительных сил, чем феодализм. Движущие силы развития капиталистического общества следующие: погоня капиталистов за прибылью, за производством прибавочной стоимости, ненасытная жажда накопления капитала, конкуренция, революционная борьба рабочего класса против гнета капитала. Эти стимулы содействовали более быстрому, чем при феодализме, развитию производительных сил. Как и во всех антагонистических формациях общества, при капитализме это развитие осуществлялось и осуществляется за счет эксплуатации и истощения главной производительной силы — трудящихся. Характеризуя последствия промышленного переворота XVIII в. в Англии, Фридрих Энгельс писал: «Это революционизирование английской промышленности есть базис всех современных английских отношений, движущая сила всего социального движения. Его первым следствием было уже указанное выше установление господства интереса (личного интереса. — Ред.) над человеком. Интерес овладел новосозданными промышленными силами и использовал их для своих целей; эти принадлежащие по праву человечеству силы стали, под воздействием частной собственности, монополией немногих богатых капиталистов и средством порабощения масс ... Собственность, вещь, стала властителем мира». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. II, стр. 364.) Но, как ни низменны движущие силы и движущие мотивы капиталистического производства, они толкали его вперед более ускоренно, чем во все предшествовавшие эпохи.

Капиталистические формы и мотивы производства были прогрессивными лишь относительно, по сравнению с феодализмом; ныне они давно уже исчерпали себя и превратились в тормоз общественного развития. Пришедший в СССР на смену капитализму социалистический способ производства, для которого характерно полное соответствие производственных отношений современному уровню и характеру производительных сил, открыл безграничные возможности и новые стимулы развития производства и всего общества в целом. Здесь производители материальных благ воссоединены со средствами производства, средства производства находятся в социалистической собственности производителей материальных благ, трудящихся, производство существует для общества, для удовлетворения потребностей народных масс. В силу этого при социализме исключены кризисы перепроизводства и связанные с ними нелепости. Социалистический способ производства обеспечивает непрерывное расширенное воспроизводство, причем производительные силы развиваются темпами, значительно превосходящими темпы развития, какие наблюдались за всю историю капитализма. Темп развития социалистической промышленности превосходит самые высокие темпы развития капиталистической промышленности в несколько раз. Ежегодное увеличение продукции капиталистической промышленности никогда не превышало 6 — 7%. Социалистическая промышленность в период предвоенных сталинских пятилеток давала ежегодный прирост продукции в 20,0%, а в послевоенную пятилетку — даже 22,5%. За последние 20 лет в цитадели капитализма, в США, не только не пострадавших от двух мировых войн, а необычайно нажившихся на них, средний годовой прирост производства составлял лишь 2%, а в СССР за это же время ежегодный прирост производства равнялся 20%. Эти цифры показывают огромное превосходство социалистической системы хозяйства по сравнению с капиталистической.

Полное соответствие социалистических производственных отношений современным производительным силам является могущественным источником развития производительных сил, а следовательно, и всего общества, ибо развитие производительных сил в последнем счете определяет развитие всего общества в целом. Социалистический способ производства открыл поистине безграничные возможности развития производительных сил.

Социалистический способ производства, основанный на общественной собственности на средства производства, на отсутствии эксплуатации человека человеком, создал новые, невиданные в истории стимулы к труду, к совершенствованию орудий производства, к развитию производительных сил. При социализме побудительным стимулом развития производства является не погоня за прибылью, а прежде всего «то обстоятельство, что фабрики и заводы принадлежат у нас всему народу, а не капиталистам, что фабриками и заводами управляют не ставленники капиталистов, а представители рабочего класса. Сознание того, что рабочие работают не на капиталиста, а на своё собственное государство, на свой собственный класс, — это сознание является громадной двигательной силой в деле развития и усовершенствования нашей промышленности». (И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 119.)

Частная собственность капиталистов и стремление их к наживе порождают конкуренцию и анархию производства, которые неизбежно приводят к экономическим кризисам, к периодическим катастрофам. Социалистический способ производства, работа трудящихся на себя порождают социалистическое соревнование — мощную и неиссякаемую движущую силу развития производства, обеспечивающую производительность труда более высокую, чем при капитализме.

Социалистическое соревнование и его высшая форма — стахановское движение — означает товарищескую взаимопомощь трудящихся, их сознательное отношение к труду. Социалистическое соревнование способствует расцвету народных талантов, творческой трудовой инициативы миллионов людей; оно является могучей движущей силой развития социалистического производства, а следовательно и всего социалистического общества.

Если при капитализме рост производительных сил сопровождается обнищанием трудящихся, то в социалистическом обществе развитие производства означает неуклонный подъем материального благосостояния и культуры трудящихся. Непрерывный рост материального благосостояния и культурно-технического уровня народных масс — это закон социализма. В этом законе заложен самый мощный источник непрерывного, неодолимого поступательного развития производства, а вместе с тем и всего социалистического общества в целом.

Капитализму свойственно противоречие между стремлением к безграничному росту производства и ограниченными рамками потребления масс. При капитализме, как отмечает товарищ Сталин, «рост потребления масс (покупательной способности) никогда не поспевает за ростом производства и всё время отстаёт от него, то и дело обрекая производство на кризисы». (И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 322 — 323.) В противоположность капитализму социалистическая система хозяйства раскрывает безграничный простор для роста и удовлетворения потребностей трудящихся. Товарищ Сталин указывал на XVI съезде партии: «...у нас, в СССР, рост потребления (покупательной способности) масс всё время обгоняет рост производства, толкая его вперёд». (Там же, стр. 322.)

Ускоренному развитию производительных сил СССР способствует также плановое ведение народного хозяйства. Социалистический способ производства впервые в истории открыл возможность контролировать все народное хозяйство, направлять его развитие в интересах всего общества. Социалистический план, сталинские пятилетки, объединяющие, организующие и направляющие усилия миллионов к достижению определенной цели, являются огромной движущей силой развития социалистического производства и социалистического общества в целом.

 

Связь между развитием экономического базиса социалистического общества и его надстройкой

 

Товарищ Сталин указывает, что социологические законы имеют «отношение ко всем фазам общественного развития». (И. В. Сталин, Соч., т. 9, стр. 165.) Установленный историческим материализмом закон об определяющей роли способа производства в развитии общества относится именно к таким общим социологическим законам. Как и во всех фазах развития общества, при социализме развитие общества в конечном счете также определяется развитием производительных сил. Могучее развитие производительных сил, осуществляемое ныне в СССР, является материальной основой перехода от социализма к коммунизму. Структура социалистического общества, природа его классов, наций, а также взаимоотношения между классами социалистического общества и между социалистическими нациями определяются социалистическим способом производства. Социалистическая система хозяйства является фундаментом, базисом социалистического общества, а социалистическое государство, советское право, господствующее в СССР социалистическое общественное сознание (коммунистическая мораль, эстетические взгляды, вся советская социалистическая идеология в целом) являются надстройкой над социалистическим экономическим базисом.

Правда, социалистическое государство — это политическая надстройка особого рода, играющая в отношении социалистической экономики роль, отличающуюся от той роли, которую играет буржуазное государство в отношении капиталистической экономики. Социалистическое государство выступает в качестве решающего орудия созидания и развития экономического базиса социализма. Но все же и Советское государство остается надстройкой над экономическим базисом. Без адекватного ему экономического фундамента социалистическое государство не могло бы длительно существовать.

В докладе об итогах цервой пятилетки, в 1933 г., товарищ Сталин говорил, что основные задачи пятилетнего плана диктовались «соображением о том, что Советская власть не может долго держаться на базе отсталой промышленности, что только современная крупная промышленность, не только не уступающая, но могущая со временем превзойти промышленность капиталистических стран, — может служить действительным и надежным фундаментом для Советской власти.

Соображением о том, что Советская власть не может долго базироваться на двух противоположных основах, на крупной социалистической промышленности, которая уничтожает капиталистические элементы, и на мелком единоличном крестьянском хозяйстве, которое порождает капиталистические элементы.

Соображением о том, что пока не подведена под сельское хозяйство база крупного производства, пока не объединены мелкие крестьянские хозяйства в крупные коллективные хозяйства, — опасность восстановления капитализма в СССР является самой реальной опасностью из всех возможных опасностей». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 370.)

В результате социалистической революции, в результате выполнения первой сталинской пятилетки (1928 — 1933 гг.), в результате социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства был создан прочный экономический фундамент социалистического общества, социалистического государства.

Вместе с изменением экономического базиса, с ликвидацией капиталистических элементов города и деревни изменилась и классовая структура советского общества. В соответствии с новой ступенью развития советского общества изменились и основные задачи, стоящие перед социалистическим государством, изменились его функции и его форма.

В январе 1934 г. в докладе на XVII съезде ВКП(б) товарищ Сталин, подводя итоги деятельности коммунистической партии по руководству строительством социалистического общества, сказал: «Факты говорят, что мы уже построили фундамент социалистического общества в СССР и нам остается лишь увенчать его надстройками, — дело, несомненно, более легкое, чем построение фундамента социалистического общества». (Там же, стр. 451.)

Это увенчание социалистического экономического фундамента надстройками выразилось в дальнейшей демократизации Советского социалистического государства, в принятии Сталинской Конституции, в развертывании культурной революции. На основе полной победы социалистической системы хозяйства раскрылись небывалые возможности для народного творчества во всех областях жизни, для расцвета социалистической культуры народа, для развития советского искусства, литературы.

В ходе строительства социализма был полностью ликвидирован капиталистический базис и построен новый — социалистический. «Соответственно с этим, — пишет товарищ Сталин, — была ликвидирована надстройка над капиталистическим базисом и создана новая надстройка, соответствующая социалистическому базису. Были, следовательно, заменены старые политические, правовые и иные учреждения новыми, социалистическими». (И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, стр. 6.)

Такова связь между развитием экономических основ социалистического общества и его политической, юридической и идеологической надстройкой.

 

2. Роль политической надстройки в развитии советского общества

 

Соотношение между политикой и экономикой в советском обществе

 

Если и в условиях социализма в конечном счете развитие общества обусловливается развитием производительных сил, способом производства, то как же следует понимать важнейшее положение марксизма-ленинизма о первенстве политики над экономикой? Не противоречит ли это положение закону об определяющей роли способа производства?

Положение о первенстве политики над экономикой в условиях диктатуры рабочего класса опирается на то общее положение марксизма, согласно которому из трех форм классовой борьбы пролетариата (политической, экономической и теоретической) политическая борьба является главной формой, и ей должны быть подчинены все остальные формы классовой борьбы. Без разрешения политических задач, без завоевания диктатуры рабочего класса нельзя добиться экономического освобождения трудящихся, уничтожения эксплуатации.

Так как с завоеванием политической власти рабочим классом классовая борьба не только не прекращается, а, наоборот, обостряется, принимая новые формы, то политика коммунистической партии и пролетарского государства не может не иметь первенства перед экономикой. Эта политика решает исход борьбы между только что возникшим и в первое время еще не окрепшим социализмом и свергнутым, но не добитым капитализмом, возрождающимся на базе простого товарного хозяйства и опирающимся на громадную силу империализма за рубежом. Первенство политики над экономикой означает, что рабочий класс, стоящий у власти, должен подходить к решению всех экономических и идеологических задач с точки зрения политической, с точки зрения упрочения своей власти как решающего условия и главного орудия победы социализма.

Социалистическая экономика для своего поступательного развития нуждается в научно обоснованной хозяйственной политике. Без единого общегосударственного, общенародного планирования и управления социалистическое хозяйство существовать и развиваться не может. Возникнув в ходе социалистической революции, социалистическое государство выполняет организующую, мобилизующую, преобразующую и направляющую роль в развитии экономики и всего общественного строя. Оно выступает как могущественная движущая сила развития общества в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму. Диктатура рабочего класса, руководимая коммунистической партией, выступает как сила, обеспечивающая своей правильной, научно обоснованной политикой победу социализма над капитализмом и строительство коммунизма.

Экономическим содержанием переходного периода от капитализма к социализму является борьба между родившимся, но в первое время еще не окрепшим социализмом и свергнутым, но не добитым капитализмом. Эта борьба происходила в СССР и происходит в странах народной демократии по принципу «кто — кого», борьба не на жизнь, а на смерть. В этой борьбе рабочий класс опирается на мощь своего государства — диктатуры пролетариата, на дальновидную политику коммунистической партии.

Самотеком, стихийно, без непримиримой классовой борьбы с буржуазией, с капиталистическими элементами, без непримиримой борьбы с агентурой буржуазии — анархо-синдикалистами, троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами, националистами и прочими врагами рабочего класса — социализм в СССР не мог победить.

От правильности политической линии коммунистической партии и Советского государства зависела судьба социализма в СССР. В ходе строительства социализма не было ни одного вопроса, который не являлся бы предметом самой острой борьбы между партией Ленина — Сталина и ее врагами. Политика пролетариата в отношении крестьянства, новая экономическая политика (нэп), вопрос о профсоюзах, о единстве партии, политика индустриализации страны, темпы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса, национальная политика, вопрос о самой возможности победы социализма в нашей стране — по всем этим вопросам шла непримиримая борьба большевистской партии и Советского государства с врагами социализма, с реставраторами капитализма.

Коммунистической партии под руководством ее великих вождей Ленина и Сталина пришлось вести борьбу на два фронта: против троцкистов и бухаринцев. Обе линии врагов народа — и троцкистов-зиновьевцев и бухаринцев — вели к реставрации капитализма.

Марксизм-ленинизм учит, что победа никогда не приходит сама. Ее надо завоевать. После того как возникли объективные условия, решающее значение приобретает субъективный фактор, сознательность рабочего класса, широких народных масс в целом, идеологическая и организаторская роль коммунистической партии и социалистического государства, вооружающих массы ясностью цели и перспективы, вносящих организованность и единство в действия масс, уверенность в победе.

Политическое руководство коммунистической партии и ее вождей Ленина и Сталина всегда опиралось на точный и трезвый учет объективной обстановки, на знание закономерностей общественного развития и смело, решительно, революционно использовало все возможности для достижения победы социализма, для решения назревших задач, подготовленных ходом развития материальной жизни общества.

Разрабатывая и осуществляя политику социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, ликвидации кулачества как класса, коммунистическая партия, товарищ Сталин теоретически и практически решали вопрос о связи политики и экономики. Проведение генеральной политической линии партии на социалистическую индустриализацию страны, мобилизация на ее выполнение всех сил народа обеспечили победу социализма в СССР, превращение страны из экономически отсталой, аграрной в могучую индустриальную державу. Социалистическая индустриализация страны послужила материальной основой коллективизации крестьянского хозяйства, победы социализма в сельском хозяйстве. Сплошная коллективизация крестьянского хозяйства стала экономической основой такого важнейшего политического мероприятия, как ликвидация кулачества как класса.

Без предварительной подготовки материальных условий нельзя было ликвидировать самый многочисленный эксплуататорский класс — кулачество. «Наступление на кулачество есть серьёзное дело, — говорил товарищ Сталин в декабре 1929 г. в речи на конференции аграрников-марксистов. — Его нельзя смешивать с декламацией против кулачества. Его нельзя также смешивать с политикой царапанья с кулачеством, которую усиленно навязывала партии зиновьевско-троцкистская оппозиция. Наступать на кулачество — это значит сломить кулачество и ликвидировать его, как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, всё что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество — это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги. Это и называется у нас, большевиков, настоящим наступлением. Могли ли мы предпринять лет пять или года три назад такое наступление с расчётом на успех? Нет, не могли.

...Ну, а теперь? Как теперь обстоит дело? Теперь у нас имеется достаточная материальная база для того, чтобы ударить по кулачеству, сломить его сопротивление, ликвидировать его, как класс, и заменить его производство производством колхозов и совхозов». (И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 167 — 168.)

Решающее значение правильной, марксистско-ленинской политики большевистской партии и социалистического государства для победы коммунизма доказано всем опытом строительства социализма в СССР.

Опираясь на созданную в виде колхозов и совхозов материальную основу, на союз рабочего класса и крестьянства под руководством рабочего класса, коммунистическая партия и Советское государство мобилизовали рабочий класс и трудящееся крестьянство против кулачества и в открытой классовой борьбе разгромили его, ликвидировали как класс.

Какое значение для победы социализма имеет политика, политическая борьба, революционная бдительность, показывают факты раскрытия контрреволюционного троцкистско-зиновьевско-бухаринского заговора в 1936 — 1937 гг. в СССР, раскрытие реакционных фашистских заговоров против государств народной демократии в Чехословакии (февраль 1948 г.), в Венгрии (дело Миндсенти, затем дело Райка), в Болгарии (дело Николы Петкова, затем Трайчо Костова и Ко). Все эти факты говорят о том, что диктатура рабочего класса имеет решающее значение для победы социализма, что ее карательные органы и органы разведки, революционная бдительность жизненно необходимы трудящимся для победы над капитализмом.

Своей политикой коммунистическая партия осуществляет сознательное руководство социалистическим обществом. Эта политика является жизненной основой социалистического общества, потому что она опирается на потребности развития материальной жизни советского общества и обеспечивает его неуклонное поступательное развитие.

Таким образом, потребности материальной жизни общества являются решающей силой общественного развития; они определяют содержание и направление политики коммунистической партии и Советского государства. Но политика коммунистической партии и социалистического государства не есть пассивное отражение условий материальной жизни, она является активной организующей, направляющей, движущей силой развития общества. (См. И. В. Сталин, Соч., т. 5, стр. 104.)

В своей деятельности, в своей политике коммунистическая партия опирается на законы и движущие силы развития советского общества, на реальные возможности, рождаемые новым, социалистическим общественным строем, на активность и творческие силы миллионов трудящихся. Партия Ленина — Сталина всегда учитывала и учитывает могучую мобилизующую, организующую и преобразующую роль передовых общественных идей — идей марксизма-ленинизма, силу и значение передовых политических учреждений, прежде всего Советского государства и самой партии. Величие деятельности коммунистической партии состоит в том, что она постоянно пробуждает и организует активность миллионов строителей социализма, ставит перед ними великую цель, рождающую великую энергию.

Подводя итоги первой пятилетки, осуществленной за 4 года и 3 месяца, товарищ Сталин в 1933 г. говорил:

«Где те основные силы, которые обеспечили нам эту историческую победу, несмотря ни на что?

Это, прежде всего, активность и самоотверженность, энтузиазм и инициатива миллионных масс рабочих и колхозников, развивших вместе с инженерно-техническими силами колоссальную энергию по разворачиванию социалистического соревнования и ударничества. Не может быть сомнения, что без этого обстоятельства мы не могли бы добиться цели, не могли бы двинуться вперед ни на шаг.

Это, во-вторых, твердое руководство партии и правительства, звавших массы вперед и преодолевавших все и всякие трудности на пути к цели.

Это, наконец, особые достоинства и преимущества советской системы хозяйства, таящей в себе колоссальные возможности, необходимые для преодоления всех и всяких трудностей.

Таковы три основные силы, определившие историческую победу СССР». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 396.)

Итак, достоинства и преимущества социалистической системы, т. е. социалистического способа производства, творческая активность народных масс, работающих не на эксплуататоров, а на себя, их социалистическое соревнование и, наконец, руководство коммунистической партии и Советского государства, мобилизующая, организующая, ведущая и направляющая роль сталинской политики партии — вот главные движущие силы, обеспечившие исторические победы социализма.

 

3. Морально-политическое единство, дружба народов CCCP, советский патриотизм, критика и самокритика как движущие силы советского общества

 

Морально-политическое единство советского общества — движущая сила его развития

 

В результате полной победы социализма в СССР, на базе социалистического способа производства родились и развиваются такие движущие силы советского общества, как морально-политическое единство, дружба народов и советский патриотизм. Основной закономерностью и движущей силой развития антагонистических классовых обществ является борьба классов. Борьба пролетариата и крестьянства против господства буржуазии и помещиков потрясает ныне все здание капиталистического общества. Все попытки примирить классы буржуазного общества, затушить классовую борьбу неизбежно терпели и терпят крах. Проповедь идеологов буржуазии, в частности правых социалистов, о классовом мире, о единстве интересов буржуазии и пролетариата — это обман. Интересы эксплуататоров и эксплуатируемых непримиримы.

Только в социалистическом обществе, где навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком и эксплуататорские классы, впервые возникло морально-политическое единство общества. «Особенность советского общества нынешнего времени, в отличие от любого капиталистического общества, состоит в том, — говорил товарищ Сталин на XVIII съезде партии, — что в нем нет больше антагонистических, враждебных классов, эксплоататорские классы ликвидированы, а рабочие, крестьяне и интеллигенция, составляющие советское общество, живут и работают на началах дружественного сотрудничества. В то время как капиталистическое общество раздирается непримиримыми противоречиями между рабочими и капиталистами, между крестьянами и помещиками, что ведет к неустойчивости его внутреннего положения, советское общество, освобожденное от ига эксплоатации, не знает таких противоречий, свободно от классовых столкновений и представляет картину дружественного сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции. На основе этой общности и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 589.)

Морально-политическое единство советского общества базируется на том, что в СССР ликвидированы эксплуатация человека человеком и эксплуататорские классы, что жизнь рабочего класса, колхозного крестьянства и социалистической интеллигенции основана на социалистическом способе производства. В отличие от частной собственности на средства производства, разъединяющей людей и порождающей социальное угнетение, общественная социалистическая собственность объединяет и связывает воедино все слои советского общества: рабочих, крестьян, советскую интеллигенцию.

Морально-политическое единство советского общества означает общность экономических и политических интересов всех социальных групп, из которых состоит советское общество, и осознание ими этой общности интересов, единый моральный, духовный облик рабочих, крестьян и интеллигенции. И рабочий класс, и крестьянство, и советская интеллигенция заинтересованы в победе коммунизма, в укреплении Советского социалистического государства, которое выражает интересы всего советского народа.

Морально-политическое единство советского общества — прямой результат полной победы социалистических производственных отношений, отношений товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации трудящихся.

Ни о каком морально-политическом единстве не может быть и речи в капиталистическом обществе. Даже в условиях советского строя, пока рабочие и крестьяне еще являлись носителями различных способов производства, а интеллигенция в значительной своей части была старой, буржуазной, не могло быть морально-политического единства, хотя и существовал тесный союз рабочего класса и крестьянства, зародыш будущего морально-политического единства. Морально-политическое единство общества установилось тогда, когда был создан вместо капиталистического базиса социалистический базис, когда все социальные группы СССР стали социалистическими, когда интересы всего народа оказались тесно связанными с успехами развития социалистического способа производства.

Морально-политическое единство советского общества возникло не самотеком, не стихийно. Оно выковано под руководством большевистской партии, в ходе строительства социализма, в совместной борьбе рабочих, крестьян и советской интеллигенции с внешними и внутренними врагами. Необходимым условием морально-политического единства советского общества явилась ликвидация эксплуататорских классов в СССР, разгром контрреволюционных, враждебных народу групп — троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, кондратьевцев, националистов разных мастей. Без ликвидации эксплуатации человека человеком, без разгрома буржуазных и мелкобуржуазных групп, без утверждения социалистической собственности на средства производства, без утверждения безраздельного господства советской социалистической идеологии не могло оформиться и укрепиться морально-политическое единство советского общества.

Высшим выражением морально-политического единства советского общества является то, что руководящей силой государства и всего советского народа является коммунистическая партия, политику которой поддерживают все трудящиеся СССР, как свою собственную политику. Вождь коммунистической партии Иосиф Виссарионович Сталин является вождем народа, олицетворением его морально-политического единства.

Коммунистическая партия скрепляет, организует и объединяет многомиллионный народ, дает ему единство цели, ясное сознание общности коренных интересов. Непререкаемый авторитет коммунистической партии в массах завоеван ею в многочисленных битвах с врагами народа, является результатом успешного, мудрого, дальновидного руководства строительством социализма, беззаветного служения народу. Правильность ленинско-сталинской политики коммунистической партии многократно проверена и доказана практикой, жизнью. Эта политика увенчалась великой победой социализма.

Сталинская Конституция выражает и закрепляет морально-политическое единство советского общества, руководящую роль рабочего класса в советском обществе. Являясь политическим и идейным знаменем морально-политического единства советского общества, Сталинская Конституция вместе с тем служит законодательной основой для дальнейшего укрепления этого единства. Если закономерностью развития капиталистического общества является нарастание, углубление и обострение его противоречий и антагонизмов, ведущих его к неизбежной гибели, то закономерностью социалистического общества является развитие его морально-политического единства. Это единство, уходящее своими корнями в экономическую основу нашего общества, в социалистический способ производства, укрепляется и углубляется вместе с его развитием, а также в результате воспитательной и организующей деятельности коммунистической партии.

Морально-политическое единство не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Оно год от года крепнет, становится все более глубоким. По мере преодоления противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, по мере стирания остатков граней и противоречий между существующими социальными группами, по мере преодоления пережитков капитализма в сознании трудящихся морально-политическое единство советского общества неуклонно крепнет и развивается, советское социалистическое общество становится все более монолитным.

Морально-политическое единство является движущей силой развития социалистического общества, оно придает обществу небывалую крепость и мощь, так как дает всему народу возможность действовать дружно, организованно, сплоченно, а не вразброд. Все задачи хозяйственного строительства советский народ решает успешно потому, что он един, не расколот непримиримыми, антагонистическими противоречиями. Десятки миллионов людей, объединенных общими интересами, общими целями, действующих в одном направлении, под руководством коммунистической партии и Советского государства, — это величайшая, неодолимая сила. Организованность, единство, сотрудничество десятков миллионов людей рождает новую производительную силу, далеко превышающую простую сумму индивидуальных сил этих миллионов, подобно тому как кооперация труда рождает новую производительную силу.

В товарно-капиталистическом обществе, расколотом на враждебные классы, где господствует анархия производства, каждый действует за себя, на свой риск и страх, цели индивидов взаимно сталкиваются, противоречат друг другу. В результате каждый достигает не того, к чему стремился, а часто прямо противоположных результатов. Частная собственность разъединяет людей, ставит их во враждебные отношения друг к другу. Даже рабочие при капитализме заражены не в малой степени буржуазной психологией индивидуализма, взаимной конкуренции и лишь в ходе длительной классовой борьбы под руководством коммунистической партии осознают общность своих классовых интересов.

В условиях социализма все слои общества стремятся к общей великой цели — обеспечить дальнейший расцвет социалистического хозяйства, социалистического государства и социалистической культуры, достигнуть в кратчайшие исторические сроки обилия материальных и духовных благ и тем самым осуществить постепенный переход к коммунизму. Морально-политическое единство ускоряет движение советского общества к коммунизму.

 

Дружба народов СССР — движущая сила развития советского общества

 

Одним из важнейших устоев морально-политического единства советского общества является дружба народов СССР. Капитализм основан не только на эксплуатации одного класса другим, но и на национальном гнете. Капиталистическое общество неизбежно ослабляется, подрывается изнутри не только классовой борьбой, но и национальными противоречиями: национально-колониальным гнетом, межнациональной грызней, враждой, организуемой и разжигаемой эксплуататорскими классами. В противоположность капиталистическому строю, разъединяющему народы, строящему отношения между народами и нациями на неравенстве и угнетении, социализм обеспечивает братскую дружбу и полное равноправие всех народов, больших и малых.

Освобождение народов от национального гнета, от цепей империализма, достижение национальной свободы и полного равноправия наций возможно лишь на почве диктатуры рабочего класса, на почве социалистического способа производства, социалистических производственных отношений — товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.

СССР перед всем миром продемонстрировал, как надо разрешать национальный вопрос. В результате мудрой ленинско-сталинской национальной политики, построенной на принципе пролетарского интернационализма, в Советском Союзе было ликвидировано политическое, экономическое и культурное неравенство между нациями, существовавшее в царской России. Русский народ во главе с русским рабочим классом оказал и оказывает бескорыстную и всестороннюю экономическую, политическую и культурную помощь всем народам СССР в строительстве и развитии социалистической промышленности, национальной социалистической государственности, национальной по форме, социалистической по своему содержанию культуры. Благодаря советскому социалистическому строю многие из народов СССР — узбеки, таджики, киргизы, туркмены, казахи и другие — совершили великий исторический скачок от допотопного омача к трактору, от серпа и косы к комбайну, от походной кузницы к крупнейшим машиностроительным заводам, от примитивной прялки и ручного ткацкого станка к текстильным комбинатам, основанным на современной первоклассной технике, от кочевой кибитки и юрты к современным городам с широкими проспектами, с могучими очагами современной социалистической культуры — библиотеками, академиями наук, вузами, техникумами, драматическими и оперными театрами.

Народы среднеазиатских советских республик, а также азербайджанцы, татары, башкиры, буряты и многие другие благодаря дружбе и сотрудничеству, благодаря бескорыстной социалистической помощи русского народа смогли в кратчайший исторический срок — в два десятилетия — пройти такое историческое расстояние, которое другие народы проходили в столетия. Вместе со всеми народами СССР народы восточных советских республик по своему экономическому и политическому развитию, а также по типу своей культуры обогнали так называемые «цивилизованные» народы Западной Европы и Америки на целую историческую эпоху.

В условиях капитализма эти народы были бы обречены на тяжелый национальный гнет, эксплуатацию, ограбление, на жалкое прозябание, бескультурье и вымирание. Об этом свидетельствует положение колониальных и полуколониальных народов, угнетаемых английским, американским, французским, голландским и бельгийским империализмом.

В этом великом скачке — от былой экономической и культурной отсталости к вершинам социального прогресса — решающую роль играют новые движущие силы развития, присущие социалистическому обществу. Одной из движущих сил этого развития и является дружба народов СССР.

В результате коренных политических, экономических и культурных преобразований, в результате победы социализма во всех областях общественной жизни СССР изменилась социальная природа прежних наций, они стали новыми, социалистическими нациями. Социалистические нации уже не раздираются классовыми противоречиями внутри, они преодолели взаимное недоверие между собой, у них выросло и развилось братское сотрудничество, социалистическое сознание взаимной дружбы.

Великая дружба советских народов, их братское сотрудничество и взаимопомощь в выполнении хозяйственных, политических, военных и других задач обеспечивают стране социализма новую могучую жизненную силу и неодолимую крепость, способствуют ускорению темпов общественного развития. Дружба и равноправие народов, утвердившиеся в СССР, стали движущей силой, оказывающей могучее воздействие на весь ход развития мировой истории. Советский Союз стал центром притяжения для трудящихся всех стран, для всех угнетенных народов мира.

 

Советский патриотизм — движущая сила развития социалистического общества

 

Могучей силой развития социалистического общества является также советский патриотизм.

Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, живущих в каждом народе; истоки этого чувства уходят в века. Благородное чувство любви народов к своей родине использовали эксплуататорские классы в своих корыстных интересах, разжигая вражду между народами, чтобы затушевать коренную противоположность интересов рабочего класса и буржуазии, крестьян и помещиков и ослабить сопротивление трудящихся угнетателям.

Советский патриотизм — новая, высшая форма патриотизма. Советский патриотизм — это глубокое и действенное чувство любви советских людей к своей свободной социалистической родине, преданности социалистическому государству, готовность отдать для процветания родины все силы, неустанно трудиться и бороться за победу коммунизма.

Советский патриотизм наследует и развивает лучшие традиции народного патриотизма прошлых времен. Но в то же время он качественно отличается от патриотизма прошлого, представляя собой новый, высший тип патриотизма.

До социалистической революции трудящиеся, горячо любившие свою родную землю, ненавидели существовавший на родине эксплуататорский строй и охранявшее его государство. Любовь народа к своей родине была омрачена горечью за то унижение, на которое ее обрекали помещики и капиталисты, капиталистический строй.

В советском патриотизме неразрывно сливается любовь народа к своей родной земле, политой потом и кровью многих его поколений, с любовью и преданностью советскому социалистическому строю, созданному на этой земле, с любовью и преданностью социалистическому государству и партии большевиков.

Советский патриотизм — это чувство гордости за свою социалистическую отчизну, за свой народ, который первым в истории построил социализм, уничтожил эксплуатацию и угнетение человека человеком и создал социалистическую культуру, неизмеримо превосходящую буржуазную культуру.

Советские люди гордятся тем, что наша родина стала социалистической страной, что в ней воплощены чаяния и надежды лучших людей всего мира, что она идет ныне в авангарде всего прогрессивного человечества.

Советский патриотизм имеет одним из своих источников гордость за всемирно-исторические завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, обновившей нашу страну, позволившей ей опередить капиталистические страны на целую историческую эпоху.

Советский патриотизм — это всенародный патриотизм, объединяющий все социальные группы и нации, из которых состоит советское общество. Такое всенародное патриотическое чувство могло развиться лишь в обществе, где ликвидированы эксплуататорские классы, где все слои населения объединены общими интересами. Общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза находят свое проявление в глубокой преданности и верности своей советской родине. Советский патриотизм сплачивает рабочих, крестьян, интеллигенцию в одну дружную семью, укрепляет морально-политическое единство. Советский патриотизм объединяет русских и украинцев, белорусов и литовцев, грузин и армян, азербайджанцев и туркмен, узбеков и таджиков, татар и башкир, латышей и эстонцев — все многочисленные нации и народы СССР в одну братскую семью, спаянную нерушимой дружбой народов.

«Сила советского патриотизма состоит в том, — говорит товарищ Сталин, — что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью. В этом надо видеть основы нерушимой и всё более крепнущей дружбы народов Советского Союза». (И. В. Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 160 — 161.)

Советский патриотизм представляет собой воплощение пролетарского интернационализма. Он не имеет ничего общего с национализмом, «квасным патриотизмом», проникнутым духом национальной ограниченности, который насаждали господствующие классы царской России и насаждает буржуазия в капиталистических странах. Советский патриотизм глубоко враждебен буржуазному национализму и шовинизму. Советские люди, проникнутые духом интернационализма, уважают права и независимость народов зарубежных стран и всегда стремятся жить в мире и дружбе с соседними государствами. В патриотическом чувстве, одушевляющем советских людей, воплощена любовь к их социалистической отчизне, которая является вместе с тем отчизной всемирного пролетариата. «Наше государство есть детище мирового пролетариата», — указывает товарищ Сталин. (И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 237 — 238.) Укрепляя свою социалистическую отчизну, заботясь об ее быстрейшем развитии, советские люди выполняют не только свои национальные, но и свои интернациональные обязанности. Вот почему товарищ Сталин учит: «Мы должны двигаться вперед так, чтобы рабочий класс всего мира, глядя на нас, мог сказать: вот он, мой передовой отряд, вот она, моя ударная бригада, вот она, моя рабочая власть, вот оно, мое отечество, — они делают свое дело, наше дело — хорошо, — поддержим их против капиталистов и раздуем дело мировой революции». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 329.)

В советском патриотизме глубочайшим образом сочетаются подлинно национальные интересы социалистического государства с интернациональными интересами трудящихся всего мира.

Советский патриотизм стал одной из важнейших движущих сил нашего общества, он пробуждает энергию советских людей, творцов новой жизни, строителей коммунизма. Товарищ Сталин назвал советский патриотизм животворным. Советский патриотизм порождает массовый героизм рабочих, колхозников и интеллигенции во всех областях общественной жизни. Советский патриотизм является одним из примеров того, как передовая идея, овладев сознанием миллионов людей, превращается тем самым в материальную движущую силу развития общества. Великое стахановское движение — это глубоко патриотическое движение, движение новаторов, не успокаивающихся на достигнутом, заботящихся о том, чтобы дать стране больше машин, станков, угля, нефти, чугуна, стали, хлеба, мяса, тканей, обуви и других продуктов. Советские патриоты заботятся о том, чтобы обогатить советскую социалистическую культуру новыми произведениями литературы и искусства, новыми научными открытиями и техническими изобретениями.

Советский патриот сознательно подчиняет свои интересы интересам всего советского общества, социалистического государства. Он живет не узкими, личными интересами, а интересами своей родины. Великая цель рождает великую энергию, учит товарищ Сталин. Забота о процветании социалистической родины, о ее могуществе и славе, строительство коммунизма — это великая цель, она рождает великую энергию миллионов людей.

Сила советского патриотизма особенно ярко проявилась в годы Отечественной войны, в героических подвигах бойцов на фронте и всех трудящихся в тылу. «Можно с полным основанием сказать, что самоотверженный труд советских людей в тылу войдёт в историю, наряду с героической борьбой Красной Армии, как беспримерный подвиг народа в защите Родины». (И. В. Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 116.)

В послевоенный период развития советский народ, движимый горячей любовью к социалистической родине, своим героическим трудом в невиданно короткие сроки восстановил разрушенные врагом заводы, фабрики, шахты, колхозы и совхозы, из руин и пепла воскресил к жизни сотни и тысячи сел и городов.

Высокие темпы развития социалистического хозяйства не знают себе равных в истории народов. В этом обнаруживаются преимущества социалистической системы хозяйства и животворная сила советского патриотизма, рожденного советским социалистическим строем.

Советский патриотизм, дружба народов, морально-политическое единство теснейшим образом связаны между собой и взаимно дополняют и питают друг друга. Они являются могущественной движущей силой развития советского общества, ускоряющей его движение к коммунизму.

 

Критика и самокритика — движущая сила развития социалистического общества

 

В советском социалистическом обществе нет больше враждебных классов, нет антагонистических противоречий, но и его развитие осуществляется через противоречия, через борьбу нового с пережитками старого, через борьбу нарождающегося, развивающегося, передового со старым, отживающим.

«Наше продвижение, — говорил товарищ Сталин, — протекает в порядке борьбы, в порядке развития противоречий, в порядке преодоления этих противоречий, в порядке выявления и ликвидации этих противоречий...

Всегда у нас что-либо отмирает в жизни. Но то, что отмирает, не хочет умирать просто, а борется за своё существование, отстаивает своё отжившее дело.

Всегда у нас рождается что-либо новое в жизни. Но то, что рождается, рождается не просто, а пищит, кричит, отстаивая своё право на существование.

Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, — вот основа нашего развития. Не отмечая и не выявляя открыто и честно, как это подобает большевикам, недочёты и ошибки в нашей работе, мы закрываем себе дорогу вперёд. Ну, а мы хотим двигаться вперёд. И именно потому, что мы хотим двигаться вперёд, мы должны поставить одной из своих важнейших задач честную и революционную самокритику. Без этого нет движения вперёд. Без этого нет развития». (И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 331.)

Важнейшим методом обнаружения и преодоления старого и утверждения, развития нового в социалистическом обществе является большевистская критика и самокритика. Она помогает советскому народу преодолевать старое, отживающее и прокладывать пути развития новому, обеспечивая поступательное развитие к коммунизму. Большевистская критика и самокритика служит в руках партии могучим средством обнаружения недостатков в области хозяйства, в государственном аппарате, в науке, в литературе и искусстве, во всех сферах жизни и деятельности социалистического общества. Самокритика есть мощное средство вовлечения масс в дело управления хозяйством, государством, могучее средство сознательного воздействия народа на ход общественного развития.

Большевистская критика и самокритика повышают бдительность в рядах партии и в советском народе, поднимает политическую активность трудящихся, развивает в них чувство хозяина страны, способствует обучению советского народа делу управления страной.

Критика и самокритика выступает как новая, невиданная ранее закономерность общественного развития. В выступлении на философской дискуссии А. А. Жданов говорил:

«В нашем советском обществе, где ликвидированы антагонистические классы, борьба между старым и новым и, следовательно, развитие от низшего к высшему происходит не в форме борьбы антагонистических классов и катаклизмов, как это имеет место при капитализме, а в форме критики и самокритики, являющейся подлинной движущей силой нашего развития, могучим инструментом в руках партии. Это, безусловно, новый вид движения, новый тип развития, новая диалектическая закономерность». (А. А. Жданов, Выступление на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», стр. 40.)

Критика и самокритика приобрела особое значение после того, как были ликвидированы эксплуататорские классы. В социалистическом обществе противоречия выявляются иным путем, чем в обществе, разделенном на антагонистические классы: не путем классовых столкновений, а путем критики и самокритики. Советские люди, руководимые партией Ленина — Сталина, смело и безбоязненно вскрывают и преодолевают недостатки своей работы, устраняют все то, что мешает двигаться вперед. «...Разве не ясно, — говорил товарищ Сталин, — что мы сами должны вскрывать и исправлять наши ошибки, если хотим двигаться вперёд, разве не ясно, что их некому больше вскрывать и исправлять. Не ясно ли, товарищи, что самокритика должна быть одной из серьёзнейших сил, двигающих вперёд наше развитие». (И. В. Сталин, Соч., т. 11, стр. 29.)

Большевистская критика и самокритика охватывает все сферы жизни и деятельности советского общества — от его материального базиса и государственного аппарата до идеологических надстроек. Товарищ Сталин характеризовал социалистическое соревнование как выражение деловой революционной самокритики масс. Большевистская критика опирается на творческую инициативу миллионов трудящихся. Острым оружием большевистской критики Центральный Комитет ВКП(б) вскрыл недостатки в области советской литературы, театра, кино, музыки и помог деятелям советского искусства расчистить путь для новых творческих успехов. На примере свободной дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», на примере дискуссии по вопросам биологии, языкознания, по вопросам физиологии и отношения к великому наследству И. П. Павлова Центральный Комитет партии, товарищ Сталин показывают работникам научного фронта, как надо развертывать смелую, творческую большевистскую самокритику в области науки и философии, вскрывать и разоблачать проявления буржуазного объективизма, аполитичность в философской и научной работе, низкопоклонство перед буржуазной наукой и философией, а также разоблачать и преодолевать вульгаризаторство, упрощенчество в науке. «Общепризнано, — пишет товарищ Сталин, — что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики». (И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, стр. 31.) Там, где игнорируется, попирается это правило, там неизбежно загнивание, запустение, застой мысли.

Пережитки капитализма в сознании людей являются тормозом в развитии социалистического общества, мешают развитию хозяйства, науки, искусства, философии. Большевистская критика помогает преодолевать буржуазное влияние на идеологическом фронте, содействует расцвету социалистического искусства и науки.

Критика и самокритика, являясь движущей силой развития социалистического общества, неразрывно связана с морально-политическим единством, дружбой народов СССР, советским патриотизмом. Критика и самокритика приобрела особое значение в качестве мощной движущей силы развития советского общества именно в условиях его морально-политического единства, на базе этого единства. В свою очередь морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм развиваются и укрепляются при помощи критики и самокритики.

Критика и самокритика помогает выкорчевывать пережитки капитализма: частнособственнические, рваческие, индивидуалистические тенденции, противостоящие морально-политическому единству советского общества, проявления национализма, противостоящие дружбе народов СССР, антипатриотические космополитические влияния и низкопоклонство перед буржуазным Западом, без решительного преодоления которых невозможно воспитывать и культивировать советский патриотизм.

«Последовательное проведение лозунга самокритики требует решительной борьбы со всеми, кто тормозит и препятствует её развёртыванию, защиты от преследований всех активно выступающих со здоровой критикой с тем, чтобы справедливо критикующий чувствовал за собою организованную силу коллектива. Желание бороться с недостатками может крепнуть в массах лишь при уверенности в том, что указание на недостатки и выявление их будут иметь действенный эффект». (Г. Маленков, Товарищ Сталин — вождь прогрессивного человечества, Госполитиздат, 1949, стр. 14.)

В условиях социализма развитие вперед идет через возникновение и разрешение противоречий, через борьбу нового против старого, но эти противоречия и эта борьба носят принципиально иной характер, чем в антагонистических обществах. Борьба нового и старого, преодоление возникающих в общественной жизни противоречий, трудностей роста происходит на базе полного соответствия социалистических производственных отношений современным производственным силам, на базе морально-политического единства всего советского общества, на базе равноправия и дружбы народов, на базе возрастающего, развивающегося единства всего социалистического общества.

Примером, показывающим, как разрешаются противоречия в развитии советского общества, может служить укрупнение мелких колхозов, сохранившихся от первого периода коллективизации. Пока сельское хозяйство не было насыщено современной техникой, мелкие колхозы не являлись препятствием развитию; сейчас, при современных могучих производительных силах, при насыщении всего сельского хозяйства передовой техникой — тракторами, комбайнами, сложными молотилками, — мелкие колхозы стали тормозом развития производительных сил, препятствием к полному и всестороннему использованию высших достижений современной сельскохозяйственной науки и техники. Сознательное обнаружение этого противоречия и разрешение его путем объединения мелких колхозов в крупные ведет вперед. Но это и другие противоречия социалистического развития возникают и разрешаются на базе полного соответствия социалистических производственных отношений современным производительным силам, на почве морально-политического единства общества, разрешаются без взрывов, постепенно, по инициативе социалистического государства, при полной поддержке самих трудящихся. Это новый тип развития, новая закономерность.

Капитализм весь соткан из противоречий и антагонизмов. Социализм снизу доверху, начиная от способа производства и кончая идеологией, характеризуется единством — не мертвым, а живым, развивающимся. И это единство, находящее свое выражение в господстве единой социалистической системы хозяйства в городе и в деревне, в единстве умственного и физического труда, в морально-политическом единстве советского общества, в господстве единой социалистической идеологии — марксизма-ленинизма, составляет характерную черту социалистического общества, его закономерность, глубочайший источник и движущую силу его развития.

Маркс в знаменитом предисловии «К критике политической экономии» писал, что вместе с гибелью капитализма — последней антагонистической формацией — кончается предыстория человеческого общества. С победой социализма начинается подлинная история человечества, сознательно творимая обществом. Отсутствие внутренних антагонизмов, сознательно направляемое людьми развитие общества — характерные черты новой, коммунистической формации, первую фазу которой составляет социализм.

 

* * *

 

Итак, социалистическое общество в своем развитии подчинено действию общих законов, свойственных всем формам общественного развития. Вместе с тем в условиях социализма действуют и новые закономерности и движущие силы развития, рожденные новым общественным строем.