Глава пятнадцатая. Роль социалистического сознания в развитии советского общества
1. Процесс формирования социалистического сознания
Формирование социалистического сознания у миллионов трудящихся является сложным и противоречивым процессом.
Маркс и Энгельс в одной из ранних своих работ писали: «...Как для массового порождения... коммунистического сознания, так и для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в революции; следовательно, революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может избавиться от всей старой мерзости и стать способным создать новое общество». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IV, стр. 60.) Несколько позже, продолжая и развивая эту же мысль, Маркс, обращаясь к рабочим, говорил: «Вы должны пережить 15, 20, 50 лет гражданской войны и международных битв, не только для того чтобы изменить существующие отношения, но чтобы и самим измениться и стать способными к политическому господству». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 506.)
Рабочему классу России, чтобы свергнуть власть помещиков и капиталистов, а затем установить свое политическое господство — диктатуру пролетариата, пришлось проделать три революции, пришлось отстаивать завоевания революции в ожесточенной гражданской войне против белогвардейщины и иностранных интервентов. В ходе строительства социалистического общества рабочий класс, переделывая и перевоспитывая себя, должен был терпеливо и неуклонно перевоспитывать миллионы крестьян и других мелких хозяйчиков, сотни тысяч служащих, буржуазных интеллигентов, подчинять их руководству авангарда трудящихся, побеждать в них буржуазные и мелкобуржуазные привычки, традиции, нравы, порожденные капиталистическим строем, частной собственностью, господствующей при капитализме атмосферой конкуренции, взаимоподсиживания, грызни, недоверия и вражды.
Руководящая роль коммунистической партии в деле формирования социалистического сознания
Лишь в длительной борьбе, в упорной практической деятельности по созданию нового, коммунистического общества, говорил Ленин, перевоспитываются и сами рабочие, которые не могут сразу, по велению декрета или лозунга освободиться от своих собственных мелкобуржуазных предрассудков. (См. В. И. Ленин, Соч., т. XXV, изд. 3, стр. 247.)
Формирование социалистического сознания у миллионов трудящихся не может происходить стихийно, самотеком, в результате простого, пассивного отражения в головах людей складывающихся социалистических общественных отношений. Социалистическое сознание миллионов трудящихся формируется под руководством коммунистической партии и социалистического государства, в борьбе с враждебными пролетариату политическими, идейными течениями и влияниями.
Формирование социалистического сознания рабочего класса начинается еще задолго до социалистической революции, в ходе классовой борьбы, происходящей в капиталистическом обществе. Вначале рабочее движение носит стихийный характер и находится во власти буржуазной идеологии. Буржуазная идеология стихийно навязывается рабочим старыми традициями и буржуазным окружением; она же и сознательно внедряется, насаждается и поддерживается буржуазией и ее идеологами. Хотя рабочий класс в силу своих жизненных условий в капиталистическом обществе инстинктивно влечется к социализму, но сам он без марксистской партии высвободиться из-под влияния буржуазной идеологии и выработать социалистическую идеологию не может.
«История всех стран свидетельствует, — пишет Ленин, — что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции. Точно так же и в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции». (В. И Ленин, Соч., т. 5, изд. 4, стр. 347 — 348.)
Научный социализм явился теоретическим отображением уже происходившей в капиталистическом обществе борьбы классов, научным выражением коренных интересов рабочего класса, обоснованием его исторической миссии как могильщика капитализма и творца коммунизма, вождя всех угнетенных и эксплуатируемых. В рабочее движение научный социализм, социалистическая идеология, вносится марксистской партией. Это «внесение» в рабочее движение социалистической идеологии происходит в процессе классовой борьбы и совершается путем борьбы против буржуазной идеологии и мелкобуржуазных влияний.
Внося социалистическую идеологию в стихийное рабочее движение, марксистская партия встречает со стороны рабочего класса инстинктивное влечение к социализму. Это влечение тем сильнее, чем глубже и острее становятся классовые противоречия между пролетариатом и буржуазией, чем настойчивей и упорней партия рабочего класса ведет борьбу против буржуазной идеологии, против агентуры буржуазии в рабочем движении, против правых социалистов.
Лишь благодаря руководству пролетарской партии, вооруженной марксистско-ленинской теорией, стихийное рабочее движение превращается в сознательное социалистическое движение. Благодаря руководству марксистской партии, ее идеологической борьбе с враждебными пролетариату идейными и политическими течениями удается превратить разрозненные отряды рабочего класса в единую, сплоченную, организованную революционную армию. Идеи марксизма-ленинизма, овладев умами миллионов, становятся могучей материальной революционной силой.
Формирование социалистического сознания советского народа
Великая Октябрьская социалистическая революция знаменовала собой величайший революционный переворот во всех областях общественной жизни, в том числе и в области сознания. «Октябрьскую революцию, — пишет товарищ Сталин, — нельзя считать только революцией в области экономических и общественно-политических отношений. Она есть вместе с тем революция в умах, революция в идеологии рабочего класса. Октябрьская революция родилась и окрепла под флагом марксизма, под флагом идеи диктатуры пролетариата, под флагом ленинизма, который есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Она знаменует поэтому победу марксизма над реформизмом, победу ленинизма над социал-демократизмом, победу III Интернационала над II Интернационалом». (И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 248.)
Революция в умах, в идеологии рабочего класса означала прежде всего разрыв миллионных масс рабочего класса с буржуазными идеями и мелкобуржуазными иллюзиями, осознание того непреложного факта, что дальше так, по-старому, жить нельзя, что надо свергнуть власть буржуазии, завоевать диктатуру пролетариата и вместо капитализма создать строй социализма.
Главный вопрос социалистической революции — это вопрос о власти, о свержении политического господства буржуазии и завоевании диктатуры пролетариата; естественно, что и переворот в сознании масс ранее всего начинается в области политической идеологии.
Лишь в ходе дальнейшего развития социалистической революции идейный переворот охватывает и все другие стороны общественного сознания, коренным образом изменяя нравы, привычки, всю психологию людей. Так, например, коренное изменение в отношении широчайших масс трудящихся к труду, к общественной собственности, выработка новой дисциплины труда и т. п. осуществляются на основе диктатуры пролетариата, в процессе строительства социалистического уклада жизни.
В первых коммунистических субботниках советских рабочих Ленин увидел великий творческий почин масс, их победу над косностью, над собственными вековыми привычками, навыками, предрассудками, буржуазными традициями. Это было начало переворота, неизмеримо более глубокого и трудного, чем свержение буржуазии. Товарищ Сталин отмечал, что великое значение социалистического соревнования состоит в том, что оно производит коренной переворот в психологии трудящихся, в их взглядах на труд.
Формирование социалистического сознания у рабочего класса и у крестьянства СССР происходило не одновременно и имело свои особенности в силу различного положения этих классов в экономике страны. Так, социалистическая идеология, внесенная большевистской партией, стала господствующей в рабочем классе России уже в период Великой Октябрьской социалистической революции. В дальнейшем, в условиях диктатуры пролетариата, в ходе социалистического строительства, господство социалистической идеологии в рабочем классе становится безраздельным.
Формирование социалистического сознания крестьянства имеет свои особенности.
Крестьянство до коллективизации, т. е. до 1929 — 1930 гг., оставалось классом мелкобуржуазным, классом частных собственников, в массе своей находившихся во власти мелкобуржуазной идеологии. Идеи социализма, социалистического коллективизма вносились в сознание крестьянства рабочим классом, большевистской партией и Советским государством с первых лет существования советского строя. Постепенно, на собственном опыте массы крестьянства все больше и больше убеждались в необходимости и выгодности перехода от единоличного хозяйства к колхозному, социалистическому. Но и вступив в колхоз, крестьянин не сразу становился социалистом.
Было бы ошибочно думать, указывал И. В. Сталин в конце 1929 г., «что члены колхозов уже превратились в социалистов. Нет, придётся еще много поработать над тем, чтобы переделать крестьянина-колхозника, выправить его индивидуалистическую психологию и сделать из него настоящего труженика социалистического общества. И это будет сделано тем скорее, чем скорее будут колхозы машинизированы, чем скорее они будут тракторизированы... Великое значение колхозов в том именно и состоит, что они представляют основную базу для применения машин и тракторов в земледелии, что они составляют основную базу для переделки крестьянина, для переработки его психологии в духе социализма». (И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 165.)
Таким образом, формирование социалистического сознания советского народа совершалось в ходе социалистической революции, в практике социалистического строительства. Опыт советского народа опроверг утверждения меньшевиков и других врагов ленинизма, которые считали, что пролетариату сначала надо осуществить культурную революцию, перевоспитать людей, создать свои подготовленные кадры, свою интеллигенцию, а потом уже совершать социалистический переворот, строить социализм. Социалистическая культурная революция может совершиться и совершается после захвата пролетариатом власти, на почве нового политического строя. Рабочий класс лишь после социалистической революции, на основе диктатуры пролетариата создает свою социалистическую, народную интеллигенцию, свои социалистические кадры.
В первые годы существования социалистического государства кадры новой интеллигенции были еще молоды и малочисленны, а значительная часть старой интеллигенции находилась под влиянием буржуазной и мелкобуржуазной идеологии. Но в результате культурной революции были созданы миллионные кадры новой, социалистической интеллигенции, а старая интеллигенция прошла школу воспитания в духе социалистической идеологии.
В борьбе за победу социализма, в преодолении трудностей строительства нового общества коммунистическая партия осуществляла и осуществляет грандиознейшее дело перевоспитания двухсотмиллионного народа в духе великих идей коммунизма, в духе марксизма-ленинизма. Ныне советская социалистическая идеология стала не только господствующей, но и всенародной. Идеи социализма, составляющие содержание советской идеологии, вошли прочно в сознание абсолютного большинства советских людей, стали руководящими в их деятельности, в труде, во всей их общественной и личной жизни.
Успехи социализма в области экономической и политической жизни и рост социалистической сознательности масс взаимно обусловливали и питали друг друга. Социалистическое сознание советского народа является отражением социалистического образа жизни советского общества и вместе с тем способствует дальнейшим успехам социализма. Коренной переворот в условиях материальной жизни советского общества имел своим результатом коренной переворот и в сознании широчайших народных масс. Но победа социалистического сознания была достигнута не стихийно, не самотеком, а в борьбе с врагами народа — троцкистами, бухаринцами, националистами и их идеологией, в результате систематической, неустанной воспитательной деятельности партии Ленина — Сталина.
2. Основные черты социалистической идеологии. Духовный облик советского человека
Социалистическая идеология и психология
Психология советских людей коренным образом отличается от буржуазной и мелкобуржуазной индивидуалистической, частнособственнической психологии, а также от той психологии рабской покорности, которую прививают трудящимся все эксплуататорские классы.
Социалистическая психология советских людей складывается на основе социалистических производственных отношений, отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. Вместе с тем она складывается и развивается под воздействием великих идей коммунистической партии, под воздействием советской социалистической идеологии. Советская психология вбирает, впитывает в себя в преобразованном на почве социализма виде лучшие черты психического склада народов СССР, черты, вырабатывавшиеся народами в ходе всего их исторического развития, в борьбе с эксплуататорами, в битвах с внешними врагами.
После победоносного окончания Великой Отечественной войны, провозглашая здравицу в честь русского народа как руководящей нации в семье народов Советского Союза, товарищ Сталин отметил такие его черты, как ясный ум, стойкий характер, разумное терпение. Эти черты выковывались в ходе всей истории русского народа, они вырабатывались в борьбе против помещиков и капиталистов, против иноземных захватчиков, а также в ходе строительства социалистического общества.
Социалистическая идеология — это, по определению товарища Сталина, система идей, связанных в одно стройное целое — теорию социализма. (См. И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 57.) Социалистическая идеология представляет собой прямую противоположность буржуазной идеологии; она враждебна идеологии всех эксплуататорских классов и выражает интересы рабочего класса в целом и всех трудящихся, борющихся против капиталистического гнета и эксплуатации.
Советская социалистическая идеология находит свое выражение в различных формах общественного сознания: в советской науке, в философии, в коммунистической морали, в советском искусстве. Социалистическое сознание во всех его формах проникнуто идеями марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм, представляя собой целостное, стройное научное мировоззрение, образует общетеоретическую научную основу всех форм социалистического сознания.
Идеологии, господствовавшие до эпохи социализма, антинаучны. Только в социалистическом обществе впервые в истории одержала победу научная идеология — марксизм-ленинизм. Она наиболее точно отражает действительность и дает знание законов общественного развития, законов строительства социализма и коммунизма. Научный характер социалистической идеологии дает возможность не только правильно понимать то, что происходит сегодня, но и предвидеть ход общественного развития.
Буржуазия, как и все эксплуататорские классы, выдает свою идеологию за всенародную, надклассовую идеологию. Это ложь, обман. Буржуазия враждебна всем трудящимся, и ее идеология не может не быть враждебной народу. Маскируя свои корыстные, эксплуататорские, эгоистические классовые интересы, буржуазия лицемерно пытается изобразить их как всенародные, общенациональные.
Социалистическая идеология открыто выступает как идеология рабочего класса, являющегося вождем всех трудящихся. Социалистическая идеология, выражая коренные интересы рабочего класса, вместе с тем выражает и защищает коренные интересы всех трудящихся. Социалистическая идеология в СССР стала всенародной идеологией, силой, объединяющей весь советский народ.
Революционность социалистической идеологии
Важнейшая черта социалистической идеологии — это ее революционность. Революционный дух пронизывает социалистическое сознание всего советского народа и нашел свое выражение в революционных подвигах рабочих и крестьянских масс, свергших власть буржуазии и завоевавших Советскую власть, в героических подвигах Красной Армии в годы гражданской войны, в героическом социалистическом труде, в смелой ломке старых экономических отношений и создании новых, социалистических производственных отношений, в бессмертных боевых и трудовых подвигах в годы Великой Отечественной войны. Революционность социалистического сознания получила свое наглядное выражение и в освободительной миссии Советской Армии по отношению к народам Европы и Азии, стонавшим под ярмом фашизма. Советский народ оправдал звание передовой, ударной бригады международного пролетариата.
Социалистическое сознание ведет советский народ вперед. Это получает свое выражение и в смелых революционных деяниях выдающихся советских ученых, в новаторстве сотен тысяч и миллионов стахановцев, героев и героинь социалистического труда, в их ненависти к рутине, косности, в ломке старых норм и методов труда и в создании новых, более передовых методов труда. Чувство нового — драгоценное качество советских людей.
Коллективизм — характерная черта духовного облика советского человека
Частная собственность на средства производства разъединяет людей, рождает частнособственнические инстинкты, индивидуализм и эгоизм.
Социалистическое сознание советских людей, вырастая на почве социалистических производственных отношений, отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, проникнуто духом коллективизма.
В. И. Ленин говорил в 1920 г.:
«Мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило «каждый за себя, один бог за всех», чтобы вытравить привычку считать труд только повинностью... Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание привычку, во вседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех»». (В. И. Ленин, Соч., т. XXV, изд. 3, стр. 256.)
Под руководством Ленина и Сталина коммунистическая партия и социалистическое государство выполнили великую задачу переделки частнособственнической психологии людей и выработали, воспитали, внедрили в сознание советского народа психологию и идеологию коллективизма.
В 1949 г. колхозники сельскохозяйственной артели «Пламя» Малинского района, Московской области, праздновали двадцатилетие своего колхоза. Председатель колхоза, 74-летняя Евдокия Терентьевна Егорова, в своей речи сказала:
«Я вспоминаю весну 1929 года и нынешнюю весну. Далеко мы ушли! Мы давно ввели девятипольный севооборот.
Ученый, агроном в колхозе — теперь не диковинка, не гость. Нет, он сидит теперь с нами на одной скамейке, и вместе мы решаем судьбу урожая: он учится у нас, мы — у него. Теперь мы не ждем милостей от земли, а приказываем ей: роди! И она родит.
У нас теперь есть свои механики, агрономы, зоотехники, садоводы, пчеловоды, электрики. Мы достроили электростанцию на реке Северке. Лампочка Ильича зажглась в крестьянской избе, в чулане, на дворе. На электроэнергию переведены молотилка, сортировка, мельница, пилорама...
За двадцать лет... сколько было пережито трудностей! И так мы сдружились, сроднились, что нам теперь друг без друга никак невозможно.
Сбылись ленинские заветы: труд объединил советских людей. Мы объединились вокруг товарища Сталина — и никакая сила не разъединит нас. Пламя колхозной жизни не погаснет никогда». («Литературная газета» от 21 мая 1949 г.)
В этой речи советской крестьянки выражена новая психология и новое мировоззрение, рожденные социалистическим строем.
Социалистическая собственность и социалистический труд родили социалистическое соревнование, товарищеское сотрудничество, взаимную выручку, коллективизм. Передовые люди — стахановцы искренне радуются, когда достигнутая ими норма выработки, их рекорд перекрыт товарищами, дающими более высокие образцы труда.
Эта новая черта социалистического сознания выросла на базе социализма, она воспитана партией Ленина — Сталина, руководствующейся принципами социалистической идеологии.
Трудовая доблесть советских людей
Героизм раньше, до социализма, рождался только на войне, на поле брани и в классовой борьбе. Область труда была сферой мрачных, тяжелых будней. Ничего героического в подневольном труде на эксплуататоров не было и не может быть.
Австралийский публицист А. Мэндер в книге «От шести вечера до полуночи» пишет об условиях труда в англо-саксонских странах и в странах капитализма вообще:
«Большинству людей при современных условиях существования работа, помимо всего прочего, кажется еще и бессмысленной, бесцельной. Они сами сознают, что работают только ради жалованья или ради того или иного денежного вознаграждения. Да многие ли из нас ценят свою работу как таковую? Многие ли согласились бы продолжать ее, если бы, скажем, выиграли 100000 фунтов стерлингов? Работа получает какой-то смысл, может быть, только во время войны, во всяком случае для тех, кто трудится «на пользу фронта» (во время антифашистской войны. — Ф. К.), и, разумеется, в России, где миллионы людей сознают, что труд их приобрел новую значимость, как часть коллективных усилий, направленных на строительство нового мира». (А. Э. Мэндер, От шести вечера до полуночи, Государственное издательство иностранной литературы, 1947, стр. 14 — 15.)
Новая, свойственная только социалистическому сознанию черта, рожденная социалистическим способом производства и социалистическим соревнованием, это понимание труда как глубоко общественного дела, как дела чести, славы, доблести и геройства. Эта черта воспитана в советском народе коммунистической партией.
Ленинизм учит, что труд и социализм неотделимы друг от друга, что социализм покоится на труде. Самые уважаемые люди в социалистическом обществе — это те, кто сознательно и беззаветно трудится на благо родины, кто дает наиболее высокую производительность труда и тем самым ускоряет наше движение к полному коммунизму.
Сознание того, что рабочие и колхозники трудятся на себя, на свой народ, на государство трудящихся, сознание общественной значимости труда в социалистическом обществе рождает трудовой героизм масс. Социалистическое соревнование, стахановское движение, превращение труда в дело чести, доблести и геройства порождают героев труда. Героизм стал существенной чертой социалистического труда и чертой характера советских людей.
Советский патриотизм
За годы социалистического строительства наша родина обновилась, преобразилась коренным образом, она стала социалистической; обновился, преобразился коренным образом и наш народ. Изменились его мысли, чувства, весь духовный облик. Советский патриотизм стал неотъемлемой и наиболее существенной чертой сознания советских людей.
Советский патриотизм — это любовь, беззаветная преданность и служение Советской социалистической родине. Советский патриотизм связан с сознанием превосходства социалистического общественного и политического строя, социалистической культуры над эксплуататорским капиталистическим общественным строем и прогнившей, растленной, торгашеской буржуазной культурой.
Народы, входящие в состав СССР, различны по языку, по историческому прошлому, по некоторым чертам психического склада, по национальным традициям. Но над всем этим преобладает главное, решающее: все это — советские люди, они живут в социалистической стране, составляют одну братскую семью советских народов, их объединяет одно общее чувство — любовь к единой общей советской матери-родине, свободной от эксплуататоров. Все советские народы объединяет единая идеология — марксизм-ленинизм, отражающая их общие интересы, цели, стремления; они сплочены вокруг единой партии большевиков, партии Ленина — Сталина, выражающей и защищающей интересы всех трудящихся.
Советский патриотизм — это не только любовь русских людей к своему русскому народу, к своему языку и культуре, к своей священной земле, политой кровью и потом их предков, к ее безбрежным просторам, лесам и полям, могучим рекам и озерам, ее городам и селам; это не только горячая любовь украинцев к своей родной Украине, ее степным просторам, ее голубому небу; это не только пламенная любовь грузин к своей солнечной Грузии, ее горам, зеленым долинам, садам, быстро текущим рекам и т. д. Советский патриотизм — это действенная любовь и преданность всех советских людей своей великой социалистической родине, своей родной Советской власти, самому справедливому, социалистическому строю.
Советский патриотизм сочетает в себе все наиболее благородные и возвышенные стремления, мысли и чувства многочисленных наций и народностей Советского Союза, их лучшие национальные традиции. В советском патриотизме выражается морально-политическое единство народов СССР. Советский патриотизм и пролетарский интернационализм неотделимы.
Советский патриотизм — это возвышенная гордость русских и украинцев, грузин и армян, таджиков и узбеков и других народов Советского Союза тем, что они дали человечеству Ломоносова и Менделеева, Пушкина и Толстого, Горького и Джамбула, Навой и Низами, Райниса и Ивана Франко, Руставели и Тараса Шевченко, Белинского и Чернышевского, Ленина и Сталина.
Если буржуазный патриотизм разъединяет народы, нации, то советский патриотизм, наоборот, сплачивает, объединяет людей всех наций.
Советский патриотизм глубже, величественнее, неизмеримо сильнее, чем патриотизм прошлых времен. Он порождает массовый героизм. Для того чтобы советский патриотизм мог появиться на свет и укрепиться в сознании народа, для этого должна была произойти революция в общественной и политической жизни.
Советский патриотизм есть важнейшая, решающая черта советской идеологии.
Интернационализм социалистического сознания
Пролетарский интернационализм в корне противоположен и враждебен национализму и его оборотной стороне — космополитизму — реакционной идеологии буржуазии. Идеи социалистического интернационализма объединяют рабочий класс всех стран и наций для борьбы против эксплуататоров, против капитализма, против империалистической реакции. А идеи космополитизма служат американо-английскому империализму, они призваны идейно разоружить рабочий класс, ослабить патриотизм народов, борющихся за свою свободу и национальную независимость против империалистов США и Англии.
Быть последовательным пролетарским интернационалистом в наше время значит бороться рука об руку с рабочим классом всех стран в рядах свободолюбивых народов против мировой реакции и ее оплота — империализма США, Англии и их сателлитов. Быть пролетарским интернационалистом в наше время значит быть безгранично преданным Советскому Союзу, воплотившему в жизнь принципы социалистического интернационализма и стоящем у во главе прогрессивного человечества. Советский народ, воплотивший в жизнь учение марксизма-ленинизма о дружбе, равноправии и братстве всех народов, рас и наций, народ, спасший Европу от гитлеровского рабства, является последовательным носителем интернационализма. Идеи социалистического интернационализма пронизывают общественно-политическую жизнь СССР, всю советскую культуру и идеологию. Советская культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию, в корне враждебна как национализму, так и безродному космополитизму и национальному нигилизму.
Выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б), А. А. Жданов говорил:
«Глубоко ошибаются те, кто считает, что расцвет национальной музыки как русской, так равно и музыки советских народов, входящих в состав Советского Союза, означает какое-то умаление интернационализма в искусстве. Интернационализм в искусстве рождается не на основе умаления и обеднения национального искусства. Наоборот, интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину — означает потерять руководящую линию, потерять свое лицо, стать безродными космополитами. Оценить богатство музыки других народов может только тот народ, который имеет свою высоко развитую музыкальную культуру. Нельзя быть интернационалистом в музыке, как и во всем, не будучи подлинным патриотом своей Родины. Если в основе интернационализма положено уважение к другим народам, то нельзя быть интернационалистом, не уважая и не любя своего собственного народа». («Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б)», 1948, стр. 139 — 140.)
Социалистический гуманизм и демократизм
Отличительной чертой сознания людей социалистического общества является социалистический гуманизм, любовь к трудящемуся человечеству, уважение к личности трудящегося человека. И. В. Сталин указывает, что «из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 491.)
Буржуазия и ее идеологи лицемерно говорят о свободе личности, на деле же речь идет у них о свободе для богатых. Вся система капитализма зиждется на экономическом, социальном, политическом и идейном порабощении личности трудящихся, т. е. девяти десятых всего населения. Признавая основой свободы личности частную собственность, буржуазия тем самым признает, что она считает личностью лишь собственника, т. е. малую часть населения буржуазных стран.
Безнаказанная преступная деятельность поджигателей войны вроде Черчилля или Трумэна и других «цивилизованных» людоедов, распространение фашистской людоедской философии Фогта и тому подобных идеологов империализма, проповедь аморализма и открытое прославление преступлений, оправдание массовых убийств — все это является свидетельством упадка, гниения и разложения современного капитализма и буржуазной культуры.
Буржуазному каннибальскому человеконенавистничеству противостоит советский, социалистический гуманизм. В социалистическом обществе личность стала действительно свободной, ибо освобождена от гнета и эксплуатации вся масса трудящихся; в Советском Союзе нет ни классового, ни национального гнета. Советский человек не противопоставляет себя коллективу, массе, ее интересам, он находит высшее счастье в том, чтобы служить народу, быть полезным обществу, родине.
Социалистический гуманизм теснейшим образом связан с демократизмом советской идеологии. Советская идеология чужда сословных или классовых предрассудков, национального и расового неравноправия и т. п. В противоположность фальшивой буржуазной демократии, словами о формальном равенстве прав прикрывающей фактическое неравенство, советская социалистическая демократия обеспечивает равные права и возможности развития для всех граждан СССР. Характеризуя советскую конституцию, товарищ Сталин говорил: «Не имущественное положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 517.)
Оптимизм
Одной из характерных черт сознания современной буржуазии является пессимизм, неуверенность, страх перед грядущим. Мрачному пессимизму буржуазии противостоит уверенность советского народа в неизбежности победы коммунизма, в правоте своего дела — дела Ленина — Сталина. Эта непоколебимая вера в неодолимую мощь страны социализма, в безграничные возможности ее развития, вера в торжество коммунизма во всем мире научно обоснована. Ею пропитана каждая страница великих произведений Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина.
«Философия «мировой скорби» не наша философия, — пишет И. В. Сталин. — Пусть скорбят отходящие и отживающие». (И. В. Сталин, Соч., т. 6, стр. 273.) Людям советского социалистического общества свойственны бодрость, жизнерадостность, оптимизм, непоколебимая уверенность в победе коммунизма во всем мире.
Уверенность советского народа в светлом будущем, дух социалистического оптимизма хорошо выразил В. М. Молотов: «Великая Октябрьская социалистическая революция, — говорит он, — раскрыла глаза народам, что век капитализма приходит к концу, и что открыты надёжные пути ко всеобщему миру и к великому прогрессу народов. Судорожные усилия империалистов, под ногами которых колеблется почва, не спасут капитализма от приближающейся гибели. Мы живём в такой век, когда все дороги ведут к коммунизму». (В. М. Молотов, Тридцатилетие Великой Октябрьской социалистической революции, 1947, стр. 31.)
Оптимизм советских людей не имеет ничего общего с благодушным созерцательством, утверждающим, будто все, что ни происходит, ведет к лучшему. Советские люди не пассивно ожидают лучшего будущего, они борются за него. Марксистско-ленинская философия есть философия борьбы за коммунизм. Марксизм-ленинизм есть научное мировоззрение, не только объясняющее мир, но и указывающее, как его изменить, преобразовать. Эту действенную, преобразующую роль марксизма-ленинизма всегда учитывала партия Ленина — Сталина, для которой марксизм-ленинизм является руководством к действию.
3. Роль социалистической научной теории в возникновении и развитии социалистического общества
Марксизм-ленинизм — руководство к действию
Чтобы иметь возможность воздействовать на условия материальной жизни общества и ускорить их развитие, ускорить их улучшение, — пишет товарищ Сталин, — партия пролетариата должна опереться на такую общественную теорию, на такую общественную идею, которая правильно отражает потребности развития материальной жизни общества и способна ввиду этого привести в движение широкие массы народа, способна мобилизовать их и организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую разбить реакционные силы и проложить дорогу передовым силам общества». («История ВКП(б). Краткий курс», стр. 112.) Такой теорией является марксизм-ленинизм.
Марксистско-ленинская теория дает правильное, точное и глубокое отражение действительности, законов общественного развития. А чем точнее, правильнее общественное сознание отражает общественную жизнь, тем большую роль оно играет в развитии общества, в его преобразовании.
Товарищ Сталин сравнивает марксистско-ленинскую теорию с компасом. До изобретения компаса, чтобы не блуждать и не потеряться в безбрежных просторах бурного моря, мореходы старались держаться недалеко от берегов. Но здесь они наталкивались на мели, подводные камни, рифы и часто терпели крушения. Только компас дал возможность людям уверенно совершать далекие путешествия по океану. Точно так же, пока не существовало теории марксизма-ленинизма, рабочее движение было обречено на блуждания, неисчислимые жертвы, на движение вслепую, без перспектив, без ясной цели, без уверенности в победе. Теория марксизма-ленинизма дает рабочему классу и его партии силу ориентировки в сложной обстановке общественно-исторического развития. Она дает научное обоснование пролетарской политике и тактике классовой борьбы, ее конечных целей, путей и средств, ведущих к освобождению от капиталистического рабства.
«Что такое научный социализм без рабочего движения? — Компас, который, будучи оставлен без применения, может лишь заржаветь, и тогда пришлось бы его выбросить за борт. Что такое рабочее движение без социализма? — Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но, будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше опасностей.
Соедините то и другое вместе, и вы получите прекрасный корабль, который прямо понесётся к другому берегу и невредимым достигнет пристани». (И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 102 — 103.)
Два пути, два итога
Великую роль марксистско-ленинской теории можно ясно видеть на сопоставлении рабочего движения России и тред-юнионистского рабочего движения Англии.
Типом рабочего движения, пренебрегающего научной, революционной теорией и находящегося во власти буржуазной идеологии соглашательства, является английский тред-юнионизм. Классическим типом рабочего движения, руководствующегося научной марксистско-ленинской революционной теорией, является движение рабочего класса России, возглавляемое большевиками. И то и другое движение имеет свою историю. Притом тред-юнионистское движение имеет более чем столетнюю давность, а движение русского рабочего класса насчитывает немногим более 50 лет своего существования. История вынесла свой неумолимый и беспощадный приговор тред-юнионизму, оппортунизму и реформизму как движению, которое приковывает рабочий класс к колеснице капитализма, обрекает его на капиталистическое рабство.
Объективные предпосылки для социализма в Англии созрели давно. Уровень экономического развития Англии в 1917 г. был значительно выше, чем в тогдашней России. Почему же английский рабочий класс не совершил перехода к социализму? Этому мешало и мешает руководство лейбористской партии, «рабочей» по названию, буржуазной по существу. Лейбористская партия насквозь проникнута буржуазной идеологией, суеверным почтением к капиталистической частной собственности. Это — партия сторонников «классового мира» между пролетариатом и буржуазией, развращающая рабочий класс проповедью национализма, заинтересованности и соучастия в угнетении колониальных народов, в империалистической политике «своей», отечественной буржуазии.
К чему же привела лейбористская партия английский рабочий класс в итоге многолетнего руководства рабочим движением и троекратного пребывания у власти? К снижению жизненного уровня трудящихся Англии, к превращению Англии в страну, зависимую от страны доллара, к позорной империалистической политике удушения свободы других народов, защиты и возрождения фашизма и милитаризма в Западной Германии, к поддержке фашизма в Испании и Португалии, к антинародной реакционной политике в отношении страны социализма — СССР и стран народной демократии. Вожди лейбористской партии выступают в защиту фашизма в Испании и Греции, в защиту гитлеровских военных преступников. Таков путь лейборизма, таково сегодня его политическое лицо. Вожди лейборизма — злейшие враги рабочего класса и социализма.
Будущее английского рабочего движения связано с английской коммунистической партией, опирающейся на теорию марксизма-ленинизма. Какие бы блуждания ни претерпело английское рабочее движение, у него один путь к социализму — путь, указанный Марксом, Энгельсом, Лениным, Сталиным.
Измена принципам революционной теории мстит за себя. Об этом свидетельствует также позорная практика германской и французской социал-демократии. Вкусив плоды от древа бернштейнианства, ревизионизма, германская социал-демократия скатилась к предательству, привела германский рабочий класс к расколу, отравила его ядом национализма, шовинизма и тем подготовила почву для прихода к власти фашизма. Ныне германская социал-демократия является агентурой не только немецкой буржуазии, но и империализма США. Французские правые социалисты заключили негласный союз с фашистской партией де Голля для борьбы против коммунизма, против прогрессивных, демократических сил, против рабочего класса.
Пролетарское движение в России, руководствующееся теорией марксизма-ленинизма, завершилось полным освобождением рабочего класса и всех трудящихся от эксплуатации, величайшей всемирно-исторической победой социализма.
Ленин и Сталин учат, что без революционной теории не может быть революционного рабочего движения. Пролетарская партия может выполнить свою роль авангарда рабочего класса лишь в том случае, если она вооружена научной революционной теорией, если она всесторонне творчески разрабатывает эту теорию в соответствии с встающими перед рабочим движением задачами. Теория марксизма-ленинизма дала возможность рабочему классу России высвободиться из плена буржуазной идеологии, выйти на широкую и прямую дорогу к Великой Октябрьской социалистической революции, к завоеванию политического господства, к победоносному строительству социализма. Руководствуясь теорией марксизма-ленинизма, трудящиеся СССР превратили свою страну в могущественную социалистическую державу, ставшую оплотом демократии, мира и социализма.
Партия большевиков вела упорную и непримиримую борьбу за полное преодоление идейного влияния буржуазии и ее агентуры на трудящиеся массы. Ни одна партия не оберегала с такой революционной страстностью основные принципы научного социализма, как партия большевиков и ее вожди Ленин и Сталин. Шла ли речь о возвышенных вопросах философии, теории познания, многим казавшихся далекими от непосредственных задач рабочего движения, или о теории пролетарской революции и диктатуры пролетариата, Ленин и Сталин проявляли одинаковую непримиримость и к открытым врагам и к мнимым друзьям, когда речь шла о защите принципов марксизма. Терпимость к антимарксистским теориям Ленин и Сталин рассматривают как измену социализму, рабочему классу. Ни одна партия не уделяла так много внимания и сил обогащению, творческому развитию теории марксизма, как партия большевиков и ее основатели и вожди Ленин и Сталин. Ни одна партия не поднимала значения теории на такую высоту, как ВКП(б). В этом состоит один из главных залогов успеха большевизма. Этому учат история рабочего движения всех стран, история большевизма, весь опыт СССР.
«Сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит в том, — учит товарищ Сталин, — что он опирается на передовую теорию, правильно отражающую потребности развития материальной жизни общества, поднимает теорию на подобающую ей высоту и считает своей обязанностью использовать до дна ее мобилизующую, организующую и преобразующую силу». («История ВКП(б). Краткий курс», стр. 112.) Марксистско-ленинская теория является руководством к революционным действиям рабочего класса для ускорения исторического движения по пути к свержению капитализма и утверждению нового, социалистического строя.
Научная теория — руководство в строительстве социалистического общества
Передовые общественные теории, передовые идеи играли и играют прогрессивную роль. Но степень их влияния на развитие общества не одинакова в разные эпохи. Роль передовых идей в развитии общества зависит, во-первых, от характера данного общественного строя, его закономерностей и движущих сил его развития; во-вторых, от степени точности отображения данной общественной теорией назревших потребностей развития материальной жизни общества; в-третьих, от степени распространения данных идей в массах, т. е. от того, являются ли они достоянием одиночек или же знаменем борьбы народных масс.
В книгах «Общественный договор» Руссо, «Богословско-политический трактат» Спинозы, «О человеке» Гельвеция выдвигались теории и идеи, которые для своего времени были передовыми. Но роль этих теорий и идей в развитии общества была сравнительно невелика, ибо они являлись достоянием одиночек или небольших школ. Философские воззрения английских и французских материалистов, а также материалистическая философия Фейербаха оставались достоянием немногих, и их общественная роль была также невелика. К тому же весь домарксовский материализм носил созерцательный характер, не ставил перед собой задачи изменить мир.
Во всей истории человечества до социализма лишь в периоды революций стихийное развитие общества сменялось сознательным, когда в яркой форме сказывалась организующая, мобилизующая и преобразующая роль передовых идей. Однако и в эпохи прежних революций не только у масс, но и у лиц, стоявших во главе движения, в том числе у вождей буржуазных революций, не было ясного понимания законов революции и ее движущих сил. Результаты прошлых революций были и для масс и для вождей буржуазии неожиданными, а часто прямо противоположными тому, чего они от них ожидали.
Теоретическое положение товарища Сталина о мобилизующей, организующей и преобразующей роли передовых идей в общественном развитии имеет всеобщий характер, относится ко всем общественным формациям, но прежде всего оно является обобщением исторической роли марксистско-ленинской теории в рабочем движении, в борьбе за свержение капитализма и построение социализма.
Великая действенная сила марксистско-ленинской теории состоит в том, что она стала знаменем революционной борьбы рабочего класса, знаменем десятков и сотен миллионов людей. Неразрывная связь теории и практики составляет коренной принцип марксистско-ленинского учения, которое представляет собой не только теоретическое обобщение опыта, практики рабочего движения всех стран, но и руководство для практической деятельности. В отличие от всех прежних теорий, дававших лишь более или менее приближенное отражение действительности, часто иллюзорное и грубо искаженное, марксизм-ленинизм есть научная теория, дающая наиболее точное отражение действительности, верное знание законов общественного развития, законов социалистической революции, строительства коммунизма. Благодаря этому активная, преобразующая роль марксистско-ленинской теории в общественном развитии несравнима, несоизмерима с ролью идей, теорий во всей предшествовавшей истории.
Само собой понятно, что роль марксистско-ленинской теории в условиях капитализма отлична от ее роли в условиях социализма. При капитализме марксистско-ленинская теория является для рабочего класса оружием для свержения эксплуататорского строя. В условиях капитализма революционной социалистической идеологии противостоит господствующая буржуазная идеология.
С победой социализма роль теории марксизма-ленинизма в развитии общества колоссально возрастает. В СССР великие идеи коммунизма овладели сознанием миллионов людей и стали могущественнейшей творческой материальной силой, орудием создания нового, оказывают активное воздействие на развитие экономического базиса и всех сторон жизни социалистического общества. На теорию марксизма-ленинизма опирается вся деятельность социалистического государства и коммунистической партии.
Возросшая роль научной теории в развитии социалистического общества вытекает из природы социализма, из характера закономерностей и движущих сил его развития. Уже самое возникновение социализма в корне отлично от возникновения капитализма. Социализм возникает не стихийно. В недрах капитализма создаются лишь объективные и субъективные предпосылки социализма, а создается он рабочим классом в результате социалистической революции, на основе государственного руководства рабочего класса обществом (диктатуры пролетариата), в результате сознательного творчества рабочего класса и всех трудящихся масс под руководством марксистской партии.
Величие эпохи социализма состоит в том, что здесь миллионы людей впервые во всемирной истории получили возможность сознательно делать историю, сознательно создавать новые общественные отношения, новый общественный строй. Благодаря этому темп исторического развития необычайно ускоряется. Экономические преобразования, на которые в условиях стихийного развития требовались века, в условиях планового развития социалистического общества благодаря знанию законов общественного развития, сознательному использованию этих законов и, наконец, в силу сознательного исторического творчества масс оказалось возможным осуществить в кратчайший срок. Для победы капитализма над феодализмом потребовалось 200 — 300 лет. Для победы социализма над капитализмом в СССР, для превращения аграрной России в индустриальную социалистическую державу понадобилось два десятилетия. Для победы социализма над капитализмом в мировом масштабе, несомненно, потребуется значительно меньшей срок, чем тот, который нужен был капитализму для победы над феодализмом. Об этом свидетельствует факт отпадения от системы империализма стран Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы, растущая организованность рабочего класса во всех капиталистических странах, рост национально-освободительного движения, победа демократической революции в Китае.
Человечество уже давно научилось подчинять своей воле стихийные силы природы. Но люди оставались бессильными перед стихийным действием законов общественного развития, которые казались им еще более таинственными, чем представлялись дикарю законы атмосферного электричества, вулканические извержения или землетрясения. Великий советский народ во главе с рабочим классом, руководимый коммунистической партией, впервые в истории одержал решающую победу над стихийностью в общественной жизни, подчинил своей власти действие общественных законов и построил социалистическое общество. Этим был совершен великий скачок из царства слепой необходимости в царство свободы, т. е. познанной необходимости, поставленной под контроль общества.
Строительство социализма в СССР потребовало единства воли миллионов людей, сплочения их вокруг партии Ленина — Сталина, патриотического воодушевления масс, ломающих и преодолевающих все препятствия и трудности на пути к цели. Это единство воли обеспечила партия большевиков, воспитавшая в советском народе высокую социалистическую сознательность.
В СССР вошли в быт понятия «строительство социализма» и «строительство коммунизма». Применяя эти понятия по привычке, мы не всегда вдумываемся в то, что они выражают собой новую эпоху во всемирной истории, новый тип общественного развития. Раньше, до социалистической революции, термин «строить» относился к созданию дома, фабрики, железной дороги, города. Но о сознательном строительстве целого общества никогда раньше не было и не могло быть речи. Никто никогда не говорил: «построить феодальное общество» или «построить капиталистическое общество». А социализм — это совершенно новый тип общества, которое строится сознательно, организованно, по плану. Процесс созидания такого общества означает именно строительство, планомерную творческую деятельность миллионов людей.
Подобно тому как строительство огромного здания предполагает разработку архитектурного плана, знание законов механики, сопротивления материалов и т. п., строительство социализма требовало разработки научно обоснованных, при этом неизмеримо более сложных, планов развития индустрии, сельского хозяйства, знания законов поведения и борьбы классов, учета бешеного сопротивления враждебных классов и партий. Знание законов строительства коммунизма дает теория марксизма-ленинизма. На ее основе строятся сталинские планы развития экономики и культуры СССР, планы, представляющие собой ленинизм в действии.
Коренное изменение соотношения стихийности и сознательности при социализме
Разумеется, и в условиях социализма существует и будет существовать всегда объективная закономерность, историческая необходимость, материальная обусловленность явлений. Как и во всяком обществе, в условиях социализма движение вперед идет на основе развития производительных сил, на основе развития способа производства. И здесь каждое новое поколение людей будет находить производительные силы и производственные отношения, не ими созданные; чтобы развивать их, люди должны сначала приобщиться к ним и отправляться от них; так что и в условиях социализма нельзя перескочить по произволу через закономерные этапы развития, игнорируя необходимость.
Но при всем этом характер закономерностей при социализме коренным образом изменяется, иным становится соотношение сознательности и стихийности. Социалистический способ производства определяет собой структуру советского общества и его развитие, но это развитие в целом протекает не как слепое, стихийное, а как планомерное, сознательное. Организующей, руководящей, планирующей и направляющей силой советского общества являются социалистическое государство и коммунистическая партия. Опираясь на объективные законы развития социализма, Советское государство и коммунистическая партия направляют развитие советского общества в заранее намеченном и теоретически обоснованном направлении. Именно это имели в виду основоположники научного социализма, когда писали:
«Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в основе всех прежних производственных отношений и отношений общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих людей, лишает их стихийности и подчиняет их мощи объединившихся индивидов». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IV, стр. 60.)
В условиях социализма впервые во всемирной истории сознательность победила стихийность. Здесь впервые все общественные отношения, все общество строится сознательно. Вся политика коммунистической партии и Советского государства основана на сознательном учете объективных условий, на глубоком изучении закономерностей и движущих сил развития социалистического общества, на сознательном использовании всех возможностей, рождаемых социалистическим строем. Политика социалистического государства и коммунистической партии исходит из учета решающей роли творческой инициативы и энтузиазма масс, из учета реальной борьбы нового, рождающегося против старого, отживающего и направлена на всемерную поддержку нового, передового. Только сознательная поддержка нового, борьба за полное преодоление старого обеспечили победу социализма над капитализмом в СССР.
Великая сила научного предвидения
Марксистско-ленинская теория служит советскому народу надежным руководством в строительстве социализма и коммунизма, потому что она дает знание законов развития общества и возможность предвидения. Обладая проникновенной силой научного предвидения, марксизм-ленинизм вооружает коммунистическую партию и всех трудящихся ясной перспективой и уверенностью в победе коммунизма.
Научное теоретическое мышление — продукт длительного исторического развития. Высшей формой теоретического мышления является материалистическая диалектика, отражающая наиболее общие законы развития действительности. Марксистский диалектический метод, теория исторического материализма дают возможность вскрывать, обнажать общественные явления, проникать в их сущность, постигать их внутреннюю связь. Научное теоретическое мышление, опираясь на марксистский диалектический метод и на знание законов общественной жизни, имеет возможность обнаружить скрытые от взора тенденции развития и на основе едва заметных зародышей предвидеть будущее развитие и сознательно направлять его.
Товарищ Сталин учит, что руководить — значит предвидеть. Стихия, самотек в корне враждебны социализму. Отдельные партийные и советские руководители, полагающиеся на самотек, не обеспечивающие большевистского руководства и не вникающие во внутренние процессы, происходящие в хозяйстве, до тех пор, пока обстоятельства не ткнут их носом в уже совершившиеся факты, — такие горе-руководители могут лишь развалить и загубить дело. Большевистское руководство тем более необходимо, что в сложном процессе развития социалистического общества еще имеются враждебные социализму пережитки мелкобуржуазной, собственнической психологии. Если бы ЦК ВКП(б) и советское правительство не вскрыли своевременно такие враждебные социализму явления, как разбазаривание колхозных земель и колхозного имущества, раздувание отсталыми колхозниками личного хозяйства за счет общественного, то это могло бы привести к развалу колхозов.
Ленинско-сталинская политика отличается гениальной прозорливостью, научным предвидением, основанным на трезвом и точном учете всех сил, возможностей, условий, складывающихся в ходе развития общества. Значит ли это, что партия может предусмотреть решительно все конкретные явления, с которыми связан ход общественного развития? Товарищ Сталин, выступая на XIII конференции РКП(б) и разоблачая жульнические махинации троцкиста Преображенского, говорил:
«Неправ Преображенский, утверждая, что наша партия не отставала от событий в прежние годы. Неправ, так как утверждение это фактически неверно и теоретически неправильно». Товарищ Сталин сослался на Брестский мир и отмену продразверстки. «Случаен ли тот факт, что во всех этих случаях партия отставала от событий, несколько запаздывала? Нет, не случаен. Мы имели здесь дело с закономерностью. Очевидно, что, поскольку дело идёт здесь не об общих теоретических предвидениях, а о непосредственном практическом руководстве, правящая партия, стоящая у руля и вовлечённая в события дня, не имеет возможности сразу заметить и уловить процессы, творящиеся в глубинах жизни, и нужен толчок со стороны и известная степень развития новых процессов для того, чтобы партия заметила эти процессы и ориентировалась на них. Именно поэтому несколько отставала в прошлом наша партия от событий и будет отставать в будущем. И дело тут вовсе не в отставании, а в том, чтобы понять смысл событий, смысл новых процессов и потом умело ими управлять в соответствии с общей тенденцией развития. Так именно обстоит дело, если смотреть на вещи глазами марксиста, а не глазами фракционера, ищущего везде виновников». (И. В. Сталин, Соч., т. 6, стр. 36, 37.)
Но, чем более утверждался социализм и преодолевались враждебные ему силы, чем больший опыт приобретали партия большевиков и ее Центральный Комитет, тем большие возможности открывались для предвидения хода событий.
В 1930 г. в связи с письмом Центрального Комитета ВКП(б) против перегибов в колхозном движении товарищ Сталин писал:
«Имело ли здесь место какое-либо отставание от хода движения со стороны ЦК? Я думаю, что поскольку речь идёт о теоретическом предвидении и выработке соответствующей политической установки, тут не было никакого отставания.
Имело ли место отставание со стороны значительных отрядов партии и отдельных членов ЦК в их практической политике? Безусловно, да. В противном случае у нас не было бы борьбы за генеральную линию и против уклонов ни в партии, ни в самом ЦК.
...Возможно ли, чтобы правящая партия сразу схватывала новые процессы, творящиеся в жизни, и так же сразу отражала их в своей практической политике? Я думаю, что невозможно. Невозможно, так как сначала бывают факты, потом их отражение в сознании наиболее передовых элементов партии, и только после этого наступает момент осознания новых процессов в головах массы членов партии. Помните Гегеля: «сова Минервы вылетает только ночью»? Иначе говоря: сознание несколько отстаёт от фактов.
Разница в этом отношении между поворотом в нашей политике во второй половине 1929 г. и поворотами во время Бреста и введения нэпа состоит в том, что во второй половине 1929 г. партия быстрее осознала новые процессы в объективной действительности, чем при поворотах во время Бреста и введения нэпа. Объясняется это тем, что партия за это время успела усовершенствоваться и её кадры стали более чуткими». (И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 232.)
Таким образом, Центральный Комитет ВКП(б), включающий в себя наиболее передовых деятелей партии, вооруженных марксистско-ленинской теорией, научно обобщает процессы, происходящие в обществе, дает теоретическое предвидение развития и на основе этого вырабатывает политическую линию партии.
Марксистско-ленинская наука является надежной опорой коммунистической партии во всей ее многогранной практической деятельности. В осуществлении своих великих задач партия большевиков никогда не полагалась на волю случая, на «авось», не плыла по течению без руля и без ветрил. Напротив, стихийности, анархии, самотеку она всегда противопоставляла сознательность и организованность и потому добивалась и добивается победы.
4. Марксистско-ленинская теория и коммунистическое воспитание масс
Превосходство социалистической идеологии советского народа над буржуазной идеологией отражает превосходство социалистического общественного строя над капиталистическим. Советские люди по своему духовному облику неизмеримо выше людей капиталистического общества, влачащих на себе ярмо капиталистического рабства. Социалистическое сознание советских людей отражает социалистический строй общественной жизни, социалистическое бытие, и поэтому оно является самым передовым, самым прогрессивным общественным сознанием.
Как ни прозрачно ясны общественно-производственные отношения социалистического общества, все же и здесь закономерности общественной жизни, общественного развития не могут быть познаны непосредственно, при помощи эмпирического мышления, не опирающегося на научную теорию. Социальный закон — это форма всеобщности. Чтобы открыть законы общественного развития, надо уметь за бесчисленными единичными действиями людей обнаружить это всеобщее, внутреннюю всеобщую связь явлений. Тысячи стахановцев — новаторов производства, давших образцы высокой социалистической производительности труда, сами еще не могли оценить все великое значение своего подвига, вскрыть его сущность, его закономерность. Это сделала партия большевиков в лице своего вождя. Гений Сталина, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, на марксистский диалектический метод, с предельной глубиной вскрыл сущность стахановского движения и его роль в развитии социалистического производства, в переходе от социализма к коммунизму.
Это свидетельствует о том, что и при социализме еще остается различие по степени социалистической сознательности между коммунистической партией — передовым отрядом трудящихся и широкими массами трудящихся. Ввиду этого остается необходимость поднимать широкие слои трудящихся до уровня сознания передового отряда.
Опираясь на научную теорию, которая дает точную ориентировку в происходящих событиях, партия идейно вооружает всю массу трудящихся. Великие идеи марксизма-ленинизма, все богатое содержание социалистической идеологии через пропаганду и агитацию, через печать, искусство, литературу, через повседневную воспитательную работу, осуществляемую социалистическим государством и коммунистической партией, становятся достоянием широчайших народных масс и превращаются в могучую материальную силу.
Так, идея социалистической индустриализации СССР, овладев умами миллионов людей, превратилась в материальную силу, преодолевшую все трудности и препятствия, опрокинувшую все коварные замыслы врагов. Сталинская идея индустриализации победила потому, что она отвечала насущным задачам страны. Ленинско-сталинская теория коллективизации крестьянского хозяйства явилась руководством для партии большевиков, а партия превратила идеи коллективизации в достояние десятков миллионов трудящихся крестьян. Идея коллективизации была претворена в жизнь, победила, потому что она отвечала назревшим задачам строительства социализма в деревне, кровным интересам всего трудящегося крестьянства. Так великая теория марксизма-ленинизма, ее идеи становятся могучей силой исторического развития, гигантски ускоряющей наше движение к коммунизму.
Поэтому коммунистическая партия и ее вождь товарищ Сталин выдвинули задачу коммунистического воспитания трудящихся, идеологическую закалку партийных и советских кадров, воспитание их в духе марксизма-ленинизма как одну из самых важных задач в деле построения коммунизма.
Борьба против пережитков капитализма в сознании советских людей
Сознанию советских людей, как и общественному сознанию людей других эпох, свойственно отставание от развития условий материальной жизни общества. Это отставание сознания выражается в том, что старые, отживающие идеи, взгляды, привычки, традиции продолжают жить даже тогда, когда условия, их породившие, уже коренным образом изменились.
Пережитки капитализма в сознании советских людей, старые, унаследованные от прошлого строя воззрения, идеи, привычки, нравы являются силой, тормозящей развитие общества. Вот почему коммунистическая партия, ее вожди Ленин и Сталин уделяли и уделяют огромное внимание делу коммунистического воспитания масс, делу борьбы с пережитками старого общества.
Наибольшую опасность эти пережитки капитализма в сознании людей представляли на первом этапе советского строя, когда он еще не утвердился прочно, когда социализм еще не вошел в быт. В докладе об итогах XIII съезда РКП(б) товарищ Сталин говорил:
«Старые навыки и привычки, традиции и предрассудки, унаследованные от старого общества, являются опаснейшим врагом социализма. Они, эти традиции и навыки, держат в руках миллионные массы трудящихся, они захлёстывают иногда целые слои пролетариата, они создают иногда величайшую опасность для самого существования диктатуры пролетариата. Поэтому борьба с этими традициями и навыками, обязательное их преодоление во всех сферах нашей работы, наконец, воспитание новых поколений в духе пролетарского социализма — являются теми очередными задачами нашей партии, без проведения которых невозможна победа социализма». (И. В. Сталин, Соч., т. 6, стр. 248.)
От вредных привычек и пережитков прошлого советские люди освобождались в процессе строительства социализма, в ходе упорной воспитательной работы коммунистической партии и Советского государства. В результате победы социализма и воспитательной работы коммунистической партии и Советского государства коренным образом изменился духовный облик советского народа, трудящиеся СССР стали сознательными строителями коммунистического общества.
Однако сознание советских людей еще и ныне не свободно от родимых пятен старого общества. До сих пор еще живы такие частнособственнические пережитки, как некоммунистическое отношение к труду у отсталой части трудящихся, нерадивое отношение к общественному добру, остатки бюрократизма, подхалимство, своекорыстие, националистические пережитки, религиозные суеверия и т. п. Одним из наиболее вредных пережитков, который свойственен отсталой части советской интеллигенции, являются идеи космополитизма, низкопоклонство перед буржуазным Западом, перед иностранщиной, преклонение перед упадочной буржуазной культурой. Эти реакционнейшие пережитки капитализма поддерживаются и оживляются в нашей стране враждебными нам капиталистическими государствами через посредство печати, радио и других орудий буржуазной пропаганды.
Сохранению и оживлению пережитков капитализма в сознании советских людей способствовали и способствуют ошибочные и вредные теории и взгляды. Такие вредные пережитки буржуазной идеологии, как безыдейность, аполитизм, объективизм и космополитизм в области литературы, литературной критики, кино, театра, музыки, философии, науки, тормозит развитие советской культуры. Серьезным тормозом в развитии биологической науки являлась вейсманистско-морганистская идеалистическая теория, а в языкознании антимарксистская теория Марра.
В интересах социалистического общества коммунистическая партия ведет развернутое наступление на буржуазную, реакционную идеологию капиталистического мира и выкорчевывает остатки влияния этой идеологии внутри СССР.
Идеологическая закалка и теоретическое вооружение кадров
Исторические решения ЦК ВКП(б) в 1946 — 1948 гг. по идеологическим вопросам: о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драматических театров, о кинофильме «Большая жизнь», об опере Мурадели «Великая дружба», философская дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», разгром реакционной теории вейсманистов-морганистов, выступления партийной печати против антипатриотической группы литературных и театральных критиков, разоблачение в партийной печати реформистских взглядов и ошибок у ряда советских экономистов показывают образец того, как надо вести борьбу за большевистскую партийность философии, науки, за социалистическую советскую идейность искусства и литературы, против враждебного социализму влияния буржуазной идеологии.
Коммунистическая партия выращивает и воспитывает кадры советской интеллигенции, вооружая их теорией марксизма-ленинизма. Кадры, не владеющие марксистско-ленинской теорией, не усвоившие коммунистического мировоззрения, рискуют потерять из виду перспективу исторического развития и выродиться в мелкобуржуазных обывателей, в беспринципных деляг, ничего не видящих дальше своего носа, слепо и механически выполняющих указания сверху, перестающих жить общегосударственными, общенародными интересами, интересами коммунистической партии.
На XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин говорил: «Нужно признать, как аксиому, что чем выше политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников любой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты работы, и наоборот, — чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников, тем вероятнее срывы и провалы в работе, тем вероятнее измельчание и вырождение самих работников в деляг-крохоборов, тем вероятнее их перерождение. Можно с уверенностью сказать, что, если бы мы сумели подготовить идеологически наши кадры всех отраслей работы и закалить их политически в такой мере, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми марксистами-ленинцами, способными решать без серьезных ошибок вопросы руководства страной, — то мы имели бы все основания считать девять десятых всех наших вопросов уже разрешенными». (И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 598.)
Многое в осуществлении задачи, поставленной товарищем Сталиным, коммунистической партией уже сделано. Но жизнь идет вперед. Она предъявляет все новые и новые требования и к росту социалистической сознательности масс, и к теоретическому уровню и идеологической закалке наших кадров. Следует иметь в виду, что численно советская интеллигенция продолжает расти, снизу, из рабочих и колхозников, выдвигаются новые и новые тысячи и десятки тысяч людей на руководящую партийную и советскую работу. Поэтому задача, выдвинутая партией, товарищем Сталиным на XVIII съезде ВКП(б) по идеологической закалке, по вооружению марксистско-ленинской теорией наших кадров, и сегодня является актуальной.
Неоценимую роль в идеологическом вооружении советских кадров играет сталинская книга «Краткий курс истории ВКП(б)» — эта энциклопедия основных знаний в области марксизма-ленинизма. Четвертое издание Собрания сочинений В. И. Ленина, издание Собрания сочинений И. В. Сталина — это огромное событие в идейной жизни нашей партии. Каждый том сочинений величайших корифеев марксистско-ленинской науки — это могучее оружие в руках советских людей, обогащающее их опытом большевизма, опытом строительства социализма, идейно вооружающее их на строительство коммунизма.
Коммунистическое воспитание трудящихся
Полный расцвет социалистического общества, осуществление великой задачи завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму в значительной мере зависят от идейного, теоретического роста наших кадров, от успехов партии, Советского государства, советской интеллигенции в деле коммунистического воспитания трудящихся, от дальнейшего роста коммунистической сознательности масс, от полного преодоления пережитков капитализма в сознании советских людей. На XVIII съезде ВКП(б) В. М. Молотов говорил:
«Чтобы по-настоящему осознать и с максимальными практическими результатами использовать в интересах народа наши политические, наши экономические, наши культурные, наши организационные и все прочие огромные возможности, нам больше всего необходимо в данный период всемерное повышение дела коммунистического воспитания. Чтобы еще успешнее решать любые организационные вопросы подъема мощи нашего государства, чтобы еще быстрее двигаться вперед в решении основной экономической задачи Советского Союза, в решении задачи догнать и перегнать в короткий срок наиболее развитые капиталистические страны также и в экономическом отношении, — надо выдвинуть вперед задачи воспитания масс в духе коммунистически-сознательного отношения к труду, задачи дальнейшего повышения идейного воспитания самих кадров партийного и государственного аппарата и всей советской интеллигенции в духе марксизма-ленинизма, в духе большевизма». («XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет», стр. 4.)
Главное в коммунистическом воспитании — это дальнейшее развитие, культивирование советского патриотизма, воспитание всех советских людей, в частности подрастающих поколений, в духе преданности социалистической Советской родине, коммунистической партии, делу Ленина — Сталина.
Быть советским патриотом — это значит относиться по-коммунистически к труду, как к делу чести, к делу славы, к делу доблести и геройства; это значит беречь народное добро, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу нашего строя; это значит бороться за осуществление задач, поставленных Советским государством и коммунистической партией; ставить интересы социалистического отечества превыше всего, не жалеть сил для его процветания и даже самой жизни, если этого потребует родина.
«Коммунистические принципы, если взять их в простом виде, — это принципы высокообразованного, честного, передового человека, это — любовь к социалистической родине, дружба, товарищество, гуманность, честность, любовь к социалистическому труду и целый ряд других высоких качеств, понятных каждому. Воспитание, выращивание этих свойств, этих высоких качеств и является важнейшей составной частью коммунистического воспитания». (М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании, «Молодая гвардия», 1947, стр. 50.)
Коммунистическое воспитание советских людей осуществляется в практике социалистического строительства, в труде, в общественной деятельности. Весь советский общественный и политический строй воспитывает людей в духе принципов социализма, коммунизма. Но как развитие социалистической экономики, так и развитие социалистического сознания осуществляется не стихийно, а при направляющем воздействии Советского государства, коммунистической партии. Партия большевиков — это величайший инженер человеческих душ. Ей принадлежит решающая, организующая роль в деле коммунистического воспитания трудящихся.
Огромная и все возрастающая роль в коммунистическом воспитании принадлежит советской интеллигенции. «В нынешних условиях, когда в СССР безраздельно господствуют социалистические формы хозяйства, социалистическая собственность, социалистическая организация труда, когда решающее значение для успеха нашего дела приобретает коммунистическая сознательность в работе на пользу нашего государства, народа и всех трудящихся, — гигантски поднимается роль советской интеллигенции, умеющей по-большевистски работать, по-большевистски бороться за подъем культурности и коммунистической сознательности трудящихся». («XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет», стр. 666 — 667.)
* * *
Итак, в условиях социалистического общества коренным образом изменяется соотношение стихийности и сознательности; здесь стихийность побеждена социалистической сознательностью, плановостью.
Социалистическая идеология является мобилизующей, организующей и преобразующей силой.
Развитие социалистического общества и переход к коммунизму во многом зависят от успехов в деле коммунистического воспитания советского народа и от вооружения кадров интеллигенции марксистско-ленинской теорией.