Литература Великой французской революции 1789-1794 годов: очерки

Реквизиты

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им.А.М.ГОРЬКОГО

Дмитрий Дмитриевич Обломиевский

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789-1794 гг.
ОЧЕРКИ

М.: Наука. 1964


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ
2. ТРАГЕДИЯ в ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ
3. КОМЕДИЯ и ДРАМА в ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ (подглавки 7-9 опубликованы отдельным файлом)
4. АНДРЕ ШЕНЬЕ и РЕВОЛЮЦИЯ (глава опубликована отдельным файлом)
5. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ОДЫ и ГИМНЫ
6. РЕВОЛЮЦИОННО-МАССОВЫЕ ПЕСНИ
7. ЛИРИКА СИЛЬВЕНА МАРЕШАЛЯ
8. ПАМФЛЕТЫ ЖАН-ПОЛЯ МАРАТА

Заключение


От редакторов Vive Liberta:

Более подробно - о чем и о ком эта книга.

Введение - обзор тематической историографии, французской и русской советской:

Среди персонажей книги - Малерб, Корнель, Расин, Мольер, Буало, Шолье, Реньяр, Лесаж, Детуш, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Бомарше, Мерсье, Сорен, Лемьер, Леблан, - дореволюционные писатели, их творчеству уделено автором много внимания.
Просветительский классицизм и классицизм революционный: преемственность и развитие.
Классицизм и революционно-плебейское (реалистическое) направление в литературе: единство и борьба противоположностей, общие жанры и отличия форм и содержания.

ТРАГЕДИЯ: рациональное и иррациональное, добро и зло, страсть и долг, смирение и протест, герой и народ.
Трагедии революционного классицизма - традиции Вольтера или Расина?

КОМЕДИЯ и ДРАМА: «пьеса большого зрелища» и комедия «реального факта»

Главные герои - Мари-Жозеф Шенье, Понс Дени Экушар Лебрен, Шарль Ронсен, гражданка Вильнёв, Сизо-Дюплесси, Фабр д'Эглантин, Сильвен Марешаль, Руже де Лиль, Аристид Валькур, Лэйа, Коллен д'Арлевиль, Карбон де Фленс, Беффруа де Рейньи, Легуве, Арно, Монвель, Теодор Руссо, Дезорг, Дюзозуа, Дешан, Руже де Лиль, Тевено, Варон, Виже и Жан-Поль Марат (как реформатор жанра памфлета). Не в укор автору, а с сожалением отмечаем, что отсутствуют Олимпия де Гуж, Колло д'Эруба и Бийо Варенн, а из дореволюционных комедиографов - Мариво. По каким причинам Дмитрий Дмитриевич их исключил из рассмотрения - понятия не имеем.
Жанру романа в эпоху ВФР (не "про ВФР", а именно в эпоху) посвящена книга упоминаемого в авторском введении Э.Дементьева. Вероятно, она тоже у нас появится.
А по такому специфическому и типичному жанру эпохи, как эссе и его разновидности, вроде бы отдельного исследования просто-напросто нет. И это неправильно, потому что материала для изучения не меньше, чем театральных пьес.