Из речи т. Левченко. 2 марта 1937 года

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1937.03.02
Метки: 
Источник: 
Вопросы истории, 1994, № 6, стр. 11-14

Андреев (председательствующий). Заседание открывается. Слово имеет т. Левченко.

Левченко.

Проект резолюции пленума ЦК партии и доклады тт. Молотова и Кагановича развернули перед нами — хозяйственниками новые большие задачи не только в области ликвидации последствий вредительства с точки зрения хозяйства, но и задачи партийно-политического подъема хозяйственников на новый уровень. Эта подлая предательская работа японо-немецких шпионов, диверсантов, троцкистов, троцкистских агентов на транспорте могла иметь место еще и потому, что работники железнодорожного транспорта отягчены старыми традициями и многие из них недостаточно политически развиты.

Скажу прямо, что когда нам, работникам железнодорожного транспорта, т. Каганович около месяца тому назад делал информацию о железнодорожной части проекта резолюции, мы не все сразу поняли в оценке и в выводах. Мы понимали, что необходимо сделать выводы из раскрытого вредительства, необходимо разработать и принять меры по ликвидации последствий вредительства и недопущения повторения его в дальнейшем. Но что нас, хозяйственников, мучило? Многие из нас не могли без труда воспринять смелую и острую критику и оценку наших недостатков. Многие думали так: работали мы много, работа трудная, за последние два года проделана огромная работа. Мы, раньше работавшие на железнодорожном транспорте, особенно ощущали, что было, что стало и что могло бы быть, если бы в 1935 г. под руководством Лазаря Моисеевича мы не разгромили предельщиков-вредителей. И вот эти неправильные настроения — как же так, за что нас так резко критикуют, когда проделана большая работа — эти неправильные настроения и мешали нам сразу и до конца понять справедливость резкой критики нашей работы.

Тов. Каганович нас достаточно крепко критиковал, указал нам, что надо уметь делать выводы по-большевистски, и теперь большинство из нас, по крайней мере большинство работников центрального аппарата, правильно ориентируется и воспринимает критику и новые задачи по перестройке работы. Не скажу, что все до конца осознали. Есть еще люди, которые стремятся замазать ошибки, смягчить критику, но мы уверены, что эти работники после пленума ЦК ВКП(б), после принятия им решений окончательно изживут эти неправильные настроения.

Почему неправильные настроения, как я это понимаю? До 1935 г. транспорт работал плохо, план погрузки не выполнялся. Потом произошел подъем, разгромили предельщиков, враг притаился, ушел в подполье. Нас т. Каганович не раз предупреждал, что нечего обольщаться тем, что на транспорте все единодушны, не раз предупреждал против показного единства, говорил, что враг не разоблачен до конца, что он ведет тайно свою подрывную работу... (Буденный. А сколько раз еще предупреждать надо?) пакостит нам, где только может. Но мы до конца не сумели разоблачить врага. Вот позвольте мне на примере Донецкой железной дороги, где я работал до недавнего времени, проиллюстрировать это.

Как известно, троцкисты-контрреволюционеры, вредители, диверсанты направили свой главный удар на паровозное хозяйство. Серебряков в своем показании прямо говорит: «Когда паровозы будут работать плохо, тогда энергия Кагановича нам не страшна». Вредители понимали, что проведение в жизнь мероприятий по ремонту и эксплуатации паровозов, указанных в приказе № 183, приведут к резкому подъему всего железнодорожного транспорта, и свою предательскую работу под руководством подлейшего предателя Лившица, который очень ловко маскировался с момента своего прихода на железнодорожный транспорт, с 1931 года они направили в первую очередь на срыв работы по ремонту паровозов в депо. Созданные по приказу № 183 комплексные бригады по ремонту паровозов вместо действующих ранее функциональных мелких бригад рассылались вредителями для ремонта других непредусмотренных планом паровозов, несвоевременно ставили паровозы на промывку или ставили паровозы в ремонт пачками. Все это ухудшало, несомненно, качество ремонта паровозов и отсюда график движения поездов срывался.

В разрушении паровозного парка вредители особое внимание уделяли разрушению такой важной части как котел. В осуществлении ими их программ во многом помешали наши стахановцы-кривоносовцы, которые под руководством т. Кагановича, повели самую решительную борьбу за выполнение приказа № 183, за улучшение работы паровозного парка и следовательно за общий подъем работы железнодорожного транспорта. Но кое-чего вредители безусловно достигли. Достигали они разрушения котла разными путями, в частности, при производстве теплой промывки они допускали резкое изменение температуры циркулирующей воды и этим вызывали течь труб и связей, т. е. самый тяжелый вид ремонта.

В депо Славянск Донецкой железной дороги, на родине кривоносовского движения, на родине Кривоноса было следующее. Депо в 1935 г. имело значительные успехи по улучшению в использовании паровозов. Славянские машинисты ведут товарные поезда со скоростью 60–70 км, следуют без набора воды по 105 км и проходят их с товарными поездами за час тридцать минут. Это депо все время находилось под нашим непосредственным наблюдением и руководством. Однако, вредители-троцкисты не оставили своим «вниманием» также и это депо, они уделили ему «внимание», чтобы навредить. Сорвать работу депо им не удалось, но помешать, напакостить из-за отсутствия нашей бдительности они сумели. Так, котельный мастер депо Курмас при ремонте котлов вместо замены труб подвальцовывал трубы, т. е. фактически оставлял их, не ремонтируя, и вызывал этим частый повторный ремонт паровозов. Эту вредительскую работу мастера Курмас, как теперь это совершенно ясно, я лично принимал за упущения, за халатность, за нежелание проверять качество выполненной работы. Мы его критиковали, налагали взыскания, предупреждали даже об отдаче под суд, однако, до конца не сумели его разоблачить. Теперь этот Курмас арестован и сознался в том, что он троцкист-вредитель и проводил свою вредительскую работу. (Буденный. А вы сами знаете, как эти трубы вальцевать?) Знаю, т. Буденный. Таким образом наша близорукость помешала нам разоблачить этого вредителя-диверсанта.

Я не буду перечислять всех видов выявленного вредительства и методов их работы в разрушении паровозного парка, об этом здесь подробно говорил в своем докладе т. Каганович. Не только на срыв ремонта паровозов направляли свою подлую работу троцкисты-вредители, они направляли ее и на другую часть приказа № 183, это на эксплуатацию паровозов. Здесь они срывали график оборота паровозов, умышленно отправляли паровозы не с теми поездами, как намечено по графику, задерживали паровозы в пунктах оборота. Этим не только снижали полезную работу паровоза, но и вызывали недовольство паровозных бригад, которые должны были находиться на работе дольше, чем нужно. Машинисты вызывались на работу раньше чем нужно, за несколько часов, они просиживали несколько часов, утомлялись и нередко вели поезда с недостаточной бдительностью, вызывая крушения и аварии.

Надо сказать, что мы, железнодорожники, хотя и болезненно переживаем то, что эта свора нам нагадила, но мы бодро и уверенно работаем. Так, несмотря на их сопротивление, на вредительство, все же удалось на той же Донецкой дороге значительно улучшить использование паровоза. Если в 1934 г. техническая скорость была 21 км, в 1935 г. — 24 км, то в 1936 г. — 30,9 км. Это дало возможность резко увеличить использование паровоза — с 173 км в 1934 г. до 261,5 в 1936 году. Мы не добились еще тех норм использования паровоза, которые были установлены НКПС после стахановского совещания, стахановских норм. Но на примере этих цифр и на примере Донецкой дороги мы видим, что на железных дорогах мы, конечно, за эти годы пошли далеко вперед в отношении использования паровоза, несмотря на то, что Лившицы, Томленовы и их агенты Курмасы и другие пытались всячески сорвать нам выполнение большевистского приказа т. Кагановича № 183.

Мероприятия, которые указаны в проекте резолюции пленума ЦК партии, правильно предусматривают необходимость тщательной проверки, отбора и закрепления кадров на железных дорогах, так как еще не выявлены многие организации немецко-фашистских шпионов диверсантов, которые законспирированы и занимаются сейчас мелким вредительством, но готовят крупные диверсии на время войны. На Донецкой дороге в Иловайском узле была раскрыта шпионская немецко-фашистская организация, как потом было установлено, связанная с троцкистами, которая, как установлено сейчас, по их собственным показаниям, сидела, притаившись, и не проводила особо активной вредительской работы, но готовила свой удар и строила свои планы на начало войны.

Они составляли план, в каких местах они должны будут устраивать наиболее эффективные крушения: на крутых кривых, на уклонах и т. д. Они составляли план разрушения водоснабжения, они составляли план разрушения электрической подстанции, питающей узел, и т. д. Они сидели законспирировавшись и проявляли себя лишь мелким вредительством, оставляя крупные диверсионно-вредительские акты до военного времени. Кто в этой шпионской организации состоял? Главным руководителем этой шпионской организации был возчик угля на водокачке. Он являлся руководителем этой шпионской троцкистско-вредительской организации. Таким образом наше внимание должно быть направлено на то, чтобы этих притаившихся врагов выявлять, потому что эти враги держат у себя планы дальнейшей своей подлой разрушительной работы на случай войны и могут причинить нам крупные разрушения.

Железнодорожники на вредительство отвечают новым подъемом стахановско-кривоносовского движения. И среди машинистов, и среди ремонтных рабочих, и среди путейцев мы имеем сотни и тысячи замечательных передовиков, дающих более высокие нормы производительности труда и подтягивающих своим примером отстающих. Основная *масса железнодорожников за нами, безусловно. Благодаря этому враги не смогли полностью помешать тому движению вперед железнодорожников, которое мы имеем на железнодорожном транспорте. Мы полностью осознаем наши ошибки и недостатки, последние полтора месяца мы работаем над точным установлением, где, какое вредительство было, и разработали ряд мероприятий по ликвидации этого вредительства, по его предупреждению в дальнейшем. Возмужавшие на уроках раскрытия троцкистской вредительской работы, мы развернем самокритику, до конца и полностью ликвидируем последствия вредительства и, подкрепленные решением пленума ЦК партии и вдохновленные т. Сталиным, добьемся новых успехов железнодорожного транспорта.