Не позднее 30 ноября 1929 г. — Докладная записка ВСНХ СССР в РЗ СТО СССР о переговорах по привлечению иностранной технической помощи по военным производствам

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.11.30
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932). М. 2008, стр. 385-388.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 1. Д. 988. Л. 214—218. Копия.

Докладная записка ВСНХ СССР в РЗ СТО СССР о переговорах по привлечению иностранной технической помощи по военным производствам¹*

Не позднее 30 ноября 1929 г.²*
Совершенно секретно.

ВСНХ докладывает, что согласно решению директивных органов о привлечении иностранной технической помощи по военным производствам был командирован зам. начальника ГВПУ т. Будневич для переговоров с рядом фирм.

1. «Крупп» сделал заявление, что по условиям Версальского договора³* они не имеют юридического права заключать с нами военный договор и что, таким образом, в настоящее время вопрос о прямом сотрудничестве «Круппа» с нами должен отпасть, однако, если бы мы желали, то такое сотрудничество «Крупп» предлагает организовать через рейхсвер. Разумеется, что как все переговоры, так и последнее предложение главная администрация «Круппа» согласовывала с рейхсвером, что т. Будневичу и было сказано.

В ответ на это т. Будневич заявил фирме «Крупп», что такого рода предложение носит политический характер и что промышленность может вступать в отношения только с такой же промышленностью, ибо политические вопросы не входят в ее компетенцию. Желая во что бы то ни стало завязать с нами отношения по военному сотрудничеству (совершенно ясно, что это есть собственно желание рейхсвера), фирма «Крупп» предложила т. Будневичу начать сотрудничество с того, чтобы они командировали нам своих лучших инженеров-организаторов для рационализации наших артиллерийских заводов.

2. «Рейнметалл» — по существу абсолютно подконтрольное предприятие рейхсвера. Единственный в Германии артиллерийский завод, легально существующий по Версальскому договору. Был ряд переговоров между т. Будневичем и генеральным директором «Рейнметалла» Эльтце. Последний сделал заявление, что имеет прямое поручение от Хайе, командующего рейхсвером, найти практические формы для сотрудничества с нами. По этому вопросу Эльтце также был у Греннера (военного министра).

Предложения «Рейнметалла»: они берутся составлять нам любые проекты в своих конструкторских бюро (артиллерия, автоматика, военный обоз), предлагает вместе с чертежами и рабочий инструмент для того, чтобы мы имели возможность сразу же приступить к производству, предлагает взять на себя наблюдение за производством опытных экземпляров и за их испытанием, чтобы гарантировать успех оружия. «Рейнметалл» также желал бы оказать содействие в переоборудовании наших заводов по последнему слову техники. Предлагает передать опыт по применению порохов, взрывчатых веществ, все то, что им известно по взрывателям, трубкам и по оптике. Могут нам предоставить техпомощь по производству качественных сталей, по нитрированию стали и по автофретажу (на 3 последние производства договор с «Круппом» заключен). Могут организовать конструкторские бюро в Москве, укомплектованными их инженерами. Договор на 10 лет. Между прочим, осталось невыясненным, почему «Крупп» отказывается от официального договора, а «Рейнметалл» предлагает таковой. По-видимому, здесь какая-то тактика рейхсвера.

При ознакомлении с «Рейнметаллом» было установлено, что «Рейнметалл» имеет сильное конструкторское бюро, возглавляемое известным в Германии конструктором Ромбергом и что «Рейнметалл» совершил перевооружение рейхсвера на основе синтезирования опыта мировой войны. Вся конструкторская мысль «Рейнметалла» проникнута идеей «дешевой войны». Здесь осуществлены задачи по нормализации, взаимозаменяемости, универсальности и упрощения как в системах вооружения, так равно и в методах их производства. Качественные стали заменяются, где это возможно, железом и т. д. В результате переговоров, в которых принимал участие генерал Ширмер, официальный представитель рейхсвера на этом заводе, т. Будневичу была доверительно вручена система вооружения германской армии, которая ныне изучается.

Тов. Будневичем было обусловлено, что главная администрация «Рейнметалла» (Эльтце, Ромберг, Ширмер) в октябре месяце будут приглашены в Москву для конкретизации предложения.

Во время переговоров с фирмами «Крупп» и «Рейнметалл» через представителей этих фирм рейхсвер зондировал вопрос об унификации вооружения между армиями и т. д.

3. Австрийский Ротшильд. Главный директор Мандль. В течение примерно года ГВПУ ведет переговоры о привлечении технической помощи по патронному производству. Тов. Будневич вместе с инженерами также осматривал эти заводы, где установлено, что все производимые в Европе патроны неизмеримо лучше наших. Так, прицельная дальность их нормального патрона равна 4,5 км против 2,3 км нашего патрона. Бронебойный — трассирующий патрон, фосфорно-зажигательный, измеряющий дистанции — все они по своим качествам превосходят все, что мы имеем. Это также касается меньшей изнашиваемости стволов (другая обтюрация). Организация производства находится на исключительной высоте как в области применения труда рабочих (одна работница обслуживает 10‑12 станков, а у нас 4‑5), так и в отношении расхода инструмента на единицу изделия. Достаточно упомянуть, что на одном из заводов, равном по своей мощности нашему Подольскому заводу, работает 15 инструментальщиков вместо 125 в Подольске.

В настоящее время в Европе образовался патронно-ружейный картель под руководством Мандля. Сюда входят австрийские, голландские, польские, югославские патронные заводы, а также заканчивающийся оборудованием ружейно-пулеметный завод в Швейцарии, совладельцем которого состоит «Рейнметалл» (рейхсвер).

Во время переговоров о техпомощи было заявлено, что они отказываются от предоставления нам технической помощи в нашем понимании и что есть единственный путь для освоения достижений европейских патронных заводов — это выдача пятилетнего заказа на 100 млн. шт. патронов. На почве этого заказа могут обучаться наши инженеры, конструкторы и рабочие, так как наше обучение на заказах иностранных государств (заводы работают для Аргентины, Турции, Китая и др.) не может быть допущено.

Первоначальное предложение Мандля заключалось в том, чтобы мы выдали заказ на 5 лет на специальные патроны в общей стоимости 10 млн. долларов. В дальнейшем, после ряда переговоров, Мандль сделал новое предложение, сводящееся к тому, чтобы мы выдали заказ в течение 5 лет на 7 млн. долларов. Тов. Будневичем было выдвинуто контрпредложение (переговоры велись без каких бы то ни было обязательств) о том, что на заказ, количество которого должно быть уменьшено, мы поставим свой порох, латунь, капсюли, бронебойную сталь (Мандль обязался передать секрет этого металлургического производства). Это предложение Мандлем было принято в качестве основы для дальнейших переговоров. Произведенные в Москве подсчеты дают ориентировочно нижеследующее: наши поставки по этому заказу оцениваются примерно в 4150 тыс. руб. Таким образом, чистые валютные платежи против 100 или 120 млн. патронов (количество патронов зависит от ассортимента) должны составить в течение 5 лет примерно сумму в 4550 тыс. долларов.

Если договор будет заключен, то Мандль обязан также составлять нам проекты наших патронных заводов на началах себестоимости, а также передать нам все свои достижения, которые будут осуществлены в течение действия договора. Мандль также приглашен т. Будневичем в Москву для переговоров. ГВПУ, со своей стороны, полагает, что поскольку переговоры с группой Ротшильда не имеют никаких политических обязательств, надлежит предрешить вопрос об организации технической помощи в патронном производстве на принципах Мандля с тем, чтобы здесь, в Москве, добиться уменьшения размера заказа, т. е. валютных платежей в течение 5 лет. Заказы эти должны быть выданы РВСС по его бюджету, так как военная промышленность не может покупать патроны. ГВПУ полагает, что вопрос о заключении договора с Мандлем должен быть форсирован, дабы не утерять текущий 1929/30 г.

4. «Цейс». ВСНХ полагает, что по определенным объектам должен быть заключен договор [о] технической помощи с «Цейсом» После ряда переговоров фирма «Цейс» изъявила согласие на переговоры о технической помощи. Точно так же администрация «Цейс» т. Будневичем приглашена в Москву.

5. «Юнкерс». Фирма «Юнкерс» пригласила т. Будневича осмотреть ее завод в Дессау. Был показан авиационный дизель, на котором «Юнкерс» уже летает. Этот дизель работал на станке 50 часов и в воздухе 15 часов. Юнкерс сообщил, что построив дизель, массовый выпуск которого начнется с весны 1930 г., фирма «Юнкерс» разрешила проблему безопасных полетов, так как мировые данные по авариям дают указания о том, что все воздушные аварии происходят от двух причин: от карбюрации и от зажигания. Как известно, дизель не имеет ни того, ни другого. Кроме того, эксплуатационные данные дизеля показывают, что он дает экономию против моторов на 70%.

Во время переговоров фирма «Юнкерс» поставила перед т. Будневичем вопрос о необходимости возобновления технического сотрудничества между «Юнкерсом» и нашей авиацией. Конкретных переговоров на эту тему т. Будневич не вел. Ввиду особого интереса, который представляет из себя сконструированный «Юнкерсом» дизель, ВСНХ полагает, что этому делу должно быть уделено как ГВПУ, так и РВСС пристальное внимание.

6. Гау. В течение текущего года ГВПУ вело переговоры с германским конструктором по металлическим пропеллерам Гау. Гау изобрел пропеллер с изменяющимся шагом как на земле, так и в воздухе. Это предложение представляет для нашей авиации серьезный интерес, и ГВПУ пригласило конструктора Гау для переговоров в Москву. За продажу этого патента конструктор Гау, после ряда переговоров, требует 75 тыс. долларов.

7. Независимо от тех вопросов, которые уже освещены выше, т. Будневичем зондировалась возможность приглашения на работу в военную промышленность ряда крупных специалистов. Дальнейшие шаги в этой области осуществляются уполномоченным ГВПУ в Берлине и Париже. Этот вопрос форсируется, ибо без привлечения крупных специалистов (вместе с ними должны приехать и специалисты меньшего масштаба), особенно в связи с состоянием технических кадров военной промышленности, нельзя разрешить стоящих перед ней задач. Это дело имеет свои особые трудности, которые в каждом отдельном случае будут согласовываться ВСНХ с ОГПУ и 4‑м управлением Штаба РККА. Изложенные выше мероприятия ГВПУ были освещены на специальной комиссии РВСС по технической помощи и получили свое одобрение.

ВСНХ СССР считает необходимым:

1) чтобы РЗ СТО санкционировало приглашение ГВПУ указанных выше фирм и лиц. Для подготовки этих переговоров и для участия в них должны быть совместным распоряжением ВСНХ и РВСС образованы полномочные комиссии;

2) чтобы РЗ СТО был фиксирован размер валюты для заключения договоров техпомощи как по линии ВСНХ, так равно и РВСС. Этот размер валюты может быть определен во время переговоров в Москве и в каждом отдельном случае должен быть санкционирован РЗ СТО.

Примечания:

1* Подготовлена к заседанию РЗ СТО СССР 30 ноября 1929 г.

2* Датируется по времени заседания РЗ СТО СССР.

3Версальский договор — один из основных договоров, официально завершивших Первую мировую войну, был подписан в Версале 28 июня 1919 г. Специальная часть Версальского мирного договора была посвящена военным вопросам: ограничивались вооруженные силы Германии, отменялась всеобщая воинская повинность. Устанавливалось количество и виды вооружения для германской армии, запрещалось иметь тяжелую артиллерию, танки, военную и морскую авиацию. Производство оружия контролировалось союзниками. Версальский мирный договор начал подвергаться нарушению вскоре после его подписания. Сначала были нарушены постановления и договоры о репарациях, а в 1932 г. Германии удалось полностью освободиться от репарационных обязательств.

РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 1. Д. 988. Л. 214—218. Копия.