Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину об арестованных вредителях в текстильной промышленности с приложением протокола допроса Н.Г. Кудряшова. 22 марта 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.03.22
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М.: МФД, 2004, стр. 120-121.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 298. Л. 70—76. Подлинник. Машинопись.

22 марта 1937 г.

№ 56363

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ[1]

Направляю Вам протоколы допросов[2] арестованных управлением НКВД Ивановской области: Кудряшова Н.Г., Соколова П.А., Ефремова И.В., Преображенского Н.П. от 8, 9 и 10 марта с.г.

Арестованные исчерпывающе не допрошены.

Для разворота следствия в ближайшие дни направляем в Иваново группу оперативных работников.

Народный комиссар внутренних дел СССР

Генеральный комиссар государственной безопасности ЕЖОВ

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого Кудряшова Николая Герасимовича

Кудряшов Н.Г., 1891 г.р., б. член ВКП(б) с 1917 г., быв. директор фабрики им. рабочего Ф. Зиновьева в Иваново, троцкист с 1923 г., в 1928—1929 г. входил в группу Башенкова в Промакадемии им. Сталина в Москве.

Вопрос: Вы длительное время работали в текстиле. Вам известны факты вредительской деятельности в текстильной промышленности?

Ответ: Да, известны. Я хочу рассказать следствию о наиболее крупном акте вредительства в текстильной промышленности в Ивановской области — введение функциональной системы работы. Введение функционалки началось с фабрики им. Лакина Собинского района, а затем с 1931 года она была распространена на все предприятия текстильной промышленности. Эта система привела предприятия области к развалу. Благодаря ее применению укоренилась обезличка, дисквалифицировались основные ведущие кадры, снижалось качество продукции, росла брачность, добивалось оборудование, падала заработная плата. Все это имело последствием громадный рост недовольства среди рабочих. О том, какой тяжелый удар нанесла функционалка текстильной промышленности, можно судить потому, что когда (уже после отмены этой системы) правительство, кажется, в 1932 году дало области большое количество хлопка, промышленность не справилась с его обработкой. Таким образом, промышленность была подготовлена к тому, чтобы сорвать выполнение задания правительства. Этому способствовало главным образом отсутствие достаточного количества квалифицированной рабочей силы, потерявшей свою квалификацию в период функциональной системы...

О своей деятельности и деятельности правого Башенкова, троцкистов Корнилова А.В., Преображенского Н.П., Кадыкова М.П., Лаврентьева Е.И., непосредственно входивших в контрреволюционные группы, я дал показания ранее. Что касается остальных, из перечисленных мною лиц, то о них могу показать следующее. Дунаев Д.И., работающий в настоящее время в Иваново пом. директора на одной из фабрик, насколько мне известно, открыто нигде в защиту троцкистской платформы не выступал. Однако в период 1930—1933 гг. в частных разговорах со мной он, неоднократно говоря о положении рабочего класса, заявлял: «Да, крепко зажали рабочих». Помню, он в одном разговоре высказывал сожаление Троцкому: «Вот какого парня загрызли». Другого о нем я ничего не помню. Пирожков Н.Е. (где сейчас работает не знаю) в 1933 г. заходил ко мне на квартиру, приехав из Промакадемии им. Сталина, где он тогда учился. В разговоре кто-то из нас затронул вопрос о внутрипартийном положении. Он заявил, что в настоящее время старых членов ВКП(б) зажимают, в партии наличествует зажим и «диктаторство Сталина»...

КУДРЯШОВ

Допросил:

зам нач. 4-го отдела УНКВД лейтенант госуд. безопасности МАЛЬГИН



[1] На первом листе имеется рукописная помета: «NB. Интересно. Ст. Легкая пром.»

[2] Публикуется частично один протокол Н.Г. Кудряшова.