Что такое Термидор

Реквизиты
Государство: 
Период: 
1780-1799
1917-1930
Метки: 
Источник: 
М.-Л.: Московский рабочий. 1929

В.Колоколкин и С.Моносов

ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИДОР

М.-Л.: Московский рабочий, 1929


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

I. Великая французская революция. Ход Французской революции. Господство и падение Жиронды. Организация якобинской диктатуры. Экономические и социальные предпосылки термидора.
II. Социалистическая революция. Что экономически означал бы термидор у нас
III. Исторические и классовые корни теории «русского термидора»


Из текста:

История не повторяется. Сегодняшний исторический день существенно отличается от вчерашнего точно так же, как завтрашний день истории будет существенно иным, чем ее сегодняшний день. Новые времена, новые условия, новые дела. Однако признание этого положения вовсе не означает признание того, будто не повторяются ошибки конкретных творцов истории, ошибки лиц, групп или целых течений. Очень часто бывает, что в новых условиях новые люди повторяют старые ошибки других людей, окрашивая эти старые ошибки в новый цвет.
Для того чтобы гарантировать себя от повторения этих старых ошибок, нужно их, прежде всего, знать. А это обязывает нас к тому, чтобы внимательнейшим образом изучать опыт предшествующего исторического развития. Но мы категорически отвергаем плоские и поверхностные сопоставления и аналогии, проводимые ныне оппозиционными теоретиками между социалистической революцией в нашей стране и классическими буржуазными революциями. Мы считали эти аналогии ненаучными, противными духу марксизма, поскольку к ним прибегают только для того, чтобы показать и доказать сходство нашей революции с другими, в частности с буржуазными революциями.
Всякая аналогия только тогда получает серьезное научное и политическое значение, когда она помогает выяснять не только и не столько сходство между явлениями одного и другого ряда, сколько различие между ними. Параллели и аналогии между нашей революцией и классическими революциями буржуазии только тогда приобретают значение, когда через посредство их выясняются не только черты сходства, но, главным образом, и черты различия между различными революциями различных эпох.
«Подменять конкретное абстрактным — один из самых главных, самых опасных грехов революций» (Ленин). Подменять анализ конкретного содержания нашей революции некритическим уподоблением ее буржуазным революциям, ограничиваться перенесением закономерностей этих революций на нашу — значит цинично и неумно насмехаться над методологическими требованиями марксизма
Одним из таких особенно ходовых уподоблений и вместе с тем одним из бесподобных надругательств над требованиями марксистской методологии является уподобление нынешнего периода нашей революции периоду так называемого термидора.
Правда, немногие из тех, кто эксплоатирует аналогию с термидором, знают, что такое подлинный термидор.
Это оппозиционное сравнение, несомненно, имело бы ценность и силу, если бы оно опиралось на объективный и всесторонний анализ явлений хозяйственной и политической жизни нашей страны, и если бы посредством этого анализа оппозиции удалось доказать, что в условиях нашего существования и развития заложены экономические и политические предпосылки гибели революции, перерождения ее тканей и торжества реакции. Но этого как раз и не может доказать оппозиция. Все оппозиционные напоминания о термидоре становятся поэтому пустой и бессодержательной игрой в параллели и аналогии, игрой, которая подменяет собою вдумчивое и серьезное отношение к текущей практике нашего социалистического строительства.
Теория «русского термидора», ныне пропагандируемая оппозицией, наиболее полно и откровенно была развита небезызвестным профессором Устряловым, сменовеховцем, — бывшим кадетом и колчаковцем.
О классовом смысле этой теории и об условиях ее появления на свет — о ее исторических корнях — мы будем говорить ниже, выяснив предварительно, что представляла собой эпоха термидора в истории Великой французской революции, как она подготовлялась и по каким конкретным соображениям закономерности этой эпохи не могут быть перенесены на нашу революцию.

От редакторов Vive Liberta:

По историческим аналогиями бьют прямой наводкой два автора. О Колоколкине пока ничего не откопали, а Сергей Михайлович Моносов – историк известный, проблемами Великой французской революции занимался вплотную.
Автора теории, против которой они выступают, тоже особо представлять не надо: Николай Васильевич Устрялов («Путь термидора»).
Словом, брошюра не столько историческая, сколько политическая, хотя понятно, что истории без политики нет и никогда не было. Кто интересуется фракционной борьбой в нашей стране после Великого Октября, тем тоже может быть интересно познакомиться.
Вот еще характерная цитата:
"Едва ли не самым важным показателем того, что наша революция переживает поворот в сторону термидора, меньшевики-троцкисты считают «все возрастающий нажим» на «левые элементы» партии и рабочего класса. В истории Великой французской революции, — напоминают они, — точно таким же образом подготовлялся переворот 9 термидора. Благодаря тому, что группа якобинского центра, руководимая Робеспьером, Кутоном, Сен-Жюстом, обезглавила революцию, устранив с ее авансцены «бешеных» геберистов и шометтистов, эта группа сама погибла, будучи не в состоянии одна устоять перед напором реакции.
Устрялов никогда не признавал нашу революцию социалистической. Он считал и продолжает считать, что эта революция исторически призвана решить лишь буржуазно-демократические задачи. Устрялов согласен признать, что партия большевиков, возглавляющая революцию, не хочет ограничивать эту последнюю решением только буржуазно-демократических задач, она навязывает революции также и социалистические задачи. Но, — полагает он, — одно дело то, что навязывает партия революции, другое дело то, что делает сама революция, на решение каких задач направляет она свою творческую силу."