Глава вторая. Организационная структура германской агентурной службы.

III-Б отдел Большого Генерального штаба. - Разведывательные отделения пограничных корпусов. - Разведывательные Бюро в других странах. - Система управления агентурной службой. - Подбор руководителей разведывательных Бюро за границей. - Контроль и инструктирование агентов. - Офицеры Генерального штаба в роли контролеров.

По имеющимся у нас данным, перед войной 1914-1918 гг. германская агентурная разведка представлялась в следующем виде.

Во главе всей разведывательной деятельности стоял III-Б отдел Большого Генерального штаба. Этот отдел делился на несколько бюро, каждое из которых ведало разведкой в нескольких соседних странах. При пограничных корпусах существовали местные разведывательные отделения, которые выполняли задания центрального отдела, организовали и руководили местной разведкой в отведенной им определенной приграничной зоне. Кроме того, в различных приграничных городах имелись специальные разведывательные бюро (например, в Кенигсберге, Познани, Меце, Страсбурге, Седане, Нанси, Больфоре, Гренобле, и др.). В Бельгии и Швейцарии существовали местные агентурные бюро, которые вели разведку в крупных государствах. Помимо этих местных разведывательных органов, III-Б отдел занимался разведкой также и непосредственно. Исполнителями на местах являлись секретные сотрудники и официальные военные атташе.

Вся обширная агентурная сеть управлялась по строгой иерархической системе. Разведываемые страны были разделены на инспекторские районы, с инспектором во главе. Районы инспекторов разделялись на бригадные участки. Для контроля инспекторов районов существовали специальные разъездные инспектора-контролеры.

Начальников агентурных бюро за границей руководители германской агентурной службы подбирали с особой тщательностью из среды лиц, вполне для этого дела подготовленных, любящих разведку и достигших виртуозности в технике этой работы.

Из особенно талантливых начальников бюро, ставших известными по разным шпионским процессам, можно назвать Ричарда Куер и Мюллера, бывших в Брюсселе, Вильда, Келлермана, Фоинси и др.

Начальники агентурных бюро вели весьма деятельную личную работу, объезжая вверенные им районы под разными благовидными предлогами и пользуясь различными уловками. Так, например, упомянутый Куер в целях успешности вербовки нередко выдавал себя за агента французской контрразведки. Французский Генеральный штаб знал хорошо Куера, знал ему цену и неоднократно пытался подкупить его и переманить на свою сторону. Однако из этого ничего не вышло.

Вся система и вся сеть германской агентурной службы были построены с таким расчетом, чтобы иметь возможность перекрестного освещения каждого района, чтобы каждое сведение о каком-либо более или менее важном событии получалось из нескольких разных, независимых и друг друга не знавших источников, чтобы провал одной агентурной ячейки не повлек бы за собой провала остальных.

Германская агентурная служба придавала особо важное значение контролю и наблюдению за отдельными агентами и агентурными ячейками в целом.

По германской системе контроль начинается с момента детального обследования и изучения лица, предложившего свои услуги агентуре и продолжался во все время службы агента.

За работой агентов, главным образом, в смысле ее результатов по существу, следили их непосредственные руководители. За работой же агентов на местах, за их поведением, знакомствами, активностью и т. д. наблюдали специальные агенты-контролеры. Эти последние подбирались с особой тщательностью из лиц интеллигентных, заслуживавших полного доверия и стоявших выше возможности быть втянутыми агентами в совместные сделки и шантаж. Контролеры под разными благовидными предлогами объезжали порученных их наблюдению агентов, проверяя их присутствие на местах и работу.

Обычно встреча агента с контролером практиковалась на станциях железных дорог во время остановки поезда. Для этого агент предупреждался условной телеграммой о точном времени проезда контролера. Такого рода встречи были открыты французской контрразведкой в Лионе, Марселе, Тулоне и т. д., при чем было установлено, что среди контролеров были также и женщины.

Для проверки и инструктирования особо важных агентов и целых агентурных организаций нередко командировались офицеры Генерального штаба.

Такая система организации агентурной службы давала немцам возможность проверять и контролировать работу всей обширной агентурной сети, при чем расходы на такого рода дублирование сети и контроль окупались сторицею.