28 мая 1929 г. — Доклад начальника Технического управления ВМС РККА Н. И. Власьева начальнику ВМС РККА Р. А. Муклевичу «О проекте подлодок I и II очереди»

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.05.28
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932). М. 2008, стр. 324-325.
Архив: 
РГАВМФ. Ф. р-360. Оп. 2. Д. 688. Л. 62—62 об. Подлинник.

Доклад начальника Технического управления ВМС РККА Н. И. Власьева начальнику ВМС РККА Р. А. Муклевичу «О проекте подлодок I и II очереди»

28 мая 1929 г.
Совершенно секретно.

Докладываю:

а) анализ присланных чертежей итальянских подлодок, входящих в строй в 1929 г., показал, что строящиеся наши подлодки не хуже, а в некоторых отношениях и лучше итальянских. В свою очередь, проектируя свои подлодки, итальянцы обладали полностью немецким опытом мировой войны, так как в состав их флота было включено после 1918 г. до десятка различных германских подлодок;

б) во время проектирования НТКМ подлодки в 1926 г. был использован полностью, и как оказывается вполне добросовестно, опыт именно итальянских построек, так как другого не имелось;

в) я удивлен, с какой легкостью (если не сказать более) НТКМ, ходатайствовавшее и получившее по секции под[водного] пла[вания] значительные по тому времени награды за успешное выполнение проекта (дело о наградных оказалось, по наведенной мною справке, сданным I Управлением в архив в марте сего 1929 г.), охаивает свою собственную работу под влиянием агитации с флота, который сам настаивал на многом и даже большем, что теперь опорочивает.

Проект был изготовлен и выпущен в работу с такими же подробностями, как это было принято и для довоенной, и военной практики Балтвода, и тогда сомнений не внушало. Но тогда у Балтвода было мощное, крепко спаянное Техническо-проектировочное бюро, имевшее во главе «шефом» творца наших подлодок «Барсов» профессора И. Г. Бубнова, а теперь приходиться бороться с бесталанной администрацией Балтвода за каждого чертежника;

г) выводы из рассмотрения проектов итальянских Техническое управление посылает НТКМ, заводам и действующим флотам для приведения их в равновесие по отношению к достоинствам подлодок I очереди;

д) я считаю с полной ответственностью, что опыт итальянский и японский, построенный на грандиозном германском боевом опыте мировой войны, не мог дать неудовлетворительных результатов и может и для нас служить удовлетворительным образцом.

С другой стороны, нам не известно, что предпринято и англичанами после того, как они изучили не только свой, но и немецкий опыт мировой войны. Все-таки на «Л-55» многое слишком просто трактовано.

Основной вопрос это — вентиляция аккумуляторной батареи. У итальянцев он везде повторяется таким, каким принят нами для I очереди (а также американским флотом, итальянским, японским и немецким): вентиляция отдельных элементов плюс вентиляция аккумуляторных ям, не ограничиваясь вентиляцией только аккумуляторных ям, что делаем мы на II очереди в подражание англичанам.

Мы выигрываем в удобстве размещения команды — это факт, но не проигрываем ли в безопасности обращения с аккумуляторной батареей — это вопрос;

е) мною запрошено IV Управление Штаба РККА¹* о присылке проектов самых последних итальянских подлодок типа «Шквало» (только приступлено к постройке).

Намортехупр Власьев

Примечание:

1* IV Управление штаба РККА. С сентября 1926 г. Разведывательное управление (Разведупр) стало именоваться IV Управлением Штаба РККА. Одним из приоритетных направлений деятельности IV Управления во второй половине 20‑х гг. была военно-техническая разведка. Помимо агентурной разведки, задания в военно-технической области выполняли созданные в конце 20‑х гг. инженерные отделы торговых представительств СССР за рубежом. Наряду с закупками всего необходимого для РККА (от новейшей военной техники до предметов культурно-бытового назначения), им предписывалось «собирать, проверять, систематизировать и изучать все материалы о новых научно-технических усовершенствованиях и достижениях, как применяемых, так и могущих быть примененными для военных целей и обороны страны». Осознание высшим военным руководством необходимости этого вида разведки было подтверждено выделением IV Управлению в 1930 г. дополнительных кредитов на ее ведение. Кроме того, заинтересованные учреждения должны были выделять деньги военной разведке на приобретение конкретных технических материалов и образцов. В 1930‑1934 гг. структура центрального аппарата военной разведки существенно не менялась.

РГАВМФ. Ф. р-360. Оп. 2. Д. 688. Л. 62—62об. Подлинник.