Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину о вредительской деятельности иностранных разведок в Западно-Сибирском крае. 15 февраля 1937 г.
15 февраля 1937 г.
№ 55820
Сов. секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Управлением НКВД по Западно-Сибирскому краю за последний год вскрыт ряд диверсионных шпионских и террористических организаций, созданных японской, германской и польской разведками на предприятиях Кузбасса, Томской железной дороге и прилегающих районах.
Вскрытыми делами устанавливается, что иностранные разведки, преимущественно германская разведка, используют для шпионажа и диверсии представителей германских фирм и специалистов иноподданных, работающих на предприятиях и в учреждениях Западно-Сибирского края, где осели иностранноподданные в количестве 727 человек, из них:
германских подданных — 179 человек
австрийских — 73 — «—
польских — 30 —«—
чехословацких — 256 —«—
и других государств — 189 —«—.
На Кузнецком металлургическом комбинате была раскрыта и ликвидирована диверсионно-шпионская организация, созданная агентом германской разведки Кмохом, работавшим в Центральной лаборатории комбината. Перед своим отъездом в Германию Кмох передал руководство всей диверсионной работой организованной им в Сталинске фашистской группы агенту германской разведки Берендт, официально находившемуся на Кузнецком металлургическом комбинате в качестве представителя фирмы «Шлеман».
Перед отъездом в Германию Кмохом были даны указания по диверсионной работе по выводу из строя Кузнецкого комбината в момент объявления войны.
Контрреволюционная организация, по заданию Берендта, произвела ряд диверсионных актов на Кузнецком металлургическом комбинате.
Работавшими на Анжерском руднике немецкими специалистами германско-подданными Якимех и Флорен была организована контрреволюционная фашистская шпионско-диверсионная группа, в которую были вовлечены иностранные специалисты — германско-подданные и немцы — советские граждане. Якимех и Флорен были связаны с Германским консульством в Новосибирске.
Работавшим механиком на строительстве азотного комбината в г. Кемерово германско-подданными Франком была создана диверсионная фашистская группа, ставившая своей задачей взорвать азотный комбинат в Кемерово в момент пуска его в эксплуатацию. Франк был близко связан с бывшим германским консулом в Новосибирске Гроскопф и инспектором консульства Кестинг.
Вскрытая диверсионно-фашистская организация на Прокопьевском руднике, состоявшая из немцев — спецпереселенцев, была связана с немецким специалистом германско-подданным Блюгер, от которого получала задания о ведении диверсионно-фашистской работы.
Арестованный по делу контрреволюционной фашистской организации в Китовском и Топкинском районах Западно-Сибирского края немец, гр-н СССР, Генко показал, что организацией руководит германское консульство в Новосибирске.
Вскрытыми делами также устанавливается, что германская разведка для шпионско-диверсионной деятельности использует троцкистов (дело контрреволюционной террористическо-диверсионной организации в Кузбассе, возглавлявшейся троцкистом Муратовым и агентом немецкой разведки инженером Строиловым).
Агент немецкой разведки Вебер, австрийско-подданный, представитель фирмы «Сименс-Шуккерт» создал на Прокопьевском руднике вредительскую группу. Вебер был связан с германским консульством в Новосибирске и агентами германской разведки Баумгартнером и Зомергером. Вредительскую работу Вебер вел вместе с участниками троцкистско-диверсионной организации на Прокопьевском руднике.
Германский политэмигрант Петтер Эрвин, прибывший в СССР по заданию германских разведывательных органов, через троцкистов, работников ИНО ВЦСПС — Ключеского и ЦК угольщиков — Елпатьевского, был направлен на работу в Прокопьевск, где связался с резидентами гестапо в Кузбассе — Бифангом и Зомергером, а после их отъезда за границу принял руководство фашистско-диверсионной группой в Прокопьевске.
По линии японской разведки:
На Осиновском руднике треста «Кузбассуголь» ликвидирована созданная японской разведкой шпионская организация в составе 25-ти человек, именовавшая себя «Народной партией» и подготовлявшая осуществление диверсионных актов в момент начала войны.
Один из руководителей организации — бывший офицер-колчаковец Грунько непосредственно был связан с японской разведкой, действуя по ее заданиям.
Бывшим белым офицером Ридзель была организована, по заданию японской разведки, диверсионная группа в количестве 16-ти человек для проведения диверсионных актов на главных магистралях Сибирской железной дороги и Турксиб. железной дороги в момент начала военных действий.
В управлении Томской железной дороги ликвидирована шпионско-диверсионная организация, действовавшая по заданию японской и польской разведок через агентов — ст. инженера службы пути Медзыховского (японской разведки) и зам. начальника службы пути Клочкова (польской разведки).
По линии польской разведки:
По заданию польского консула в Москве Эске, на Кузнецком металлургическом комбинате польским подданным Рак была создана диверсионно-шпионская группа из польских перебежчиков и антисоветских элементов, совершившая ряд диверсионных актов в подготовительном цехе Кузнецкого металлургического комбината.
Нелегально переброшенными в СССР агентами Виленской экспозитуры 2-го отдела Польского главного штаба Меджевским, Мельниковым и Ивановым были созданы диверсионно-шпионские группы, главным образом, из бывших польских легионеров и колчаковцев на Барабинском железнодорожном узле и прилегающих станциях.
Меджевский и другие участники резидентуры подготавливали взрыв железнодорожных сооружений на станции Барабинск, имеющих большое стратегическое значение.
По заданиям польского посольства в Москве, бывшим торговцем землевладельцем, поляком по национальности, Поганским в Новосибирске была создана шпионско-повстанческая организация, занимавшаяся сбором шпионских сведений о состоянии железнодорожного транспорта. Участники контрреволюционной организации в момент начала войны должны были развернуть разрушительную работу на железнодорожном транспорте.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что иностранные разведывательные органы ведут активную работу на территории ЗСК, широко используя для шпионской и диверсионной деятельности иностранцев, которые, помимо подрывной работы на предприятиях Западно-Сибирского края, ведут также контрреволюционную фашистскую пропаганду среди рабочих и окружающего населения.
Практической ценности для народного хозяйства осевшие в Западно-Сибирском крае кадры иностранцев не представляют.
Исходя из этого, считаю необходимым выслать из пределов СССР иноподданных, работающих в Западно-Сибирском крае, в первую очередь германских подданных, а изобличенных в шпионской и диверсионной деятельности арестовать и предать суду.
Прилагаю проект постановления[1].
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР ЕЖОВ