Сообщение ИНО ГУГБ НКВД СССР И.В. Сталину об отношении европейских государств к войне в Испании и возможном японо-китайском конфликте. 4 февраля 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.02.04
Источник: 
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М.: МФД, 2004, стр. 81-82.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 188. Л. 103—104. Подлинник. Машинопись.

4 февраля 1937 г.

Совершенно секретно

7 отделом ГУГБ НКВД получено по телеграфу следующее агентурное сообщение из Вашингтона:[1]

На заседании кабинета 21 января с.г. помощник государственного секретаря США Хэлла — Мур сообщил, что на основании всех данных сохранение мира в 1937 году почти исключено. Гитлер потребовал, с чем согласился Муссолини, ускорения победы Франко. Будут посланы лучшего качества танки и артиллерия с обслуживающим персоналом из немцев. До обратной пересылки испанского золота в Испанию Германия и Италия ни на какое соглашение не пойдут. В этом вопросе Англия стоит на стороне фашистов, а Франция — против. Иден заявил Дельбосу, что Франция будет принуждена к этому постановлением Комитета о нейтралитете. По словам Мура, Иден все более открыто выступает на стороне Франко.

Секретные статьи японо-германского договора являются статьями самого настоящего военного союза. Италия, видимо, присоединится к соглашению еще весной, несмотря на совет Англии воздержаться от этого. Англия будет сохранять отношения с антикоммунистическим движением — «благожелательный нейтралитет».

По мнению Мура и Бингхэма (посол США в Англии — прим. 7 отдела) только в случае острого положения Англия пойдет на помощь фашистским государствам.

Япония выступит против Китая в случае замены кабинета чисто военным правительством, на что армия имеет большие шансы, так как микадо на стороне Араки.

Сообщения из Японии и Китая говорят о сближении Нанкина с СССР, однако договора еще нет. Возможно, что Япония выступит раньше заключения такого договора.

*Рузвельт прервал Мура замечанием:

«В этом случае, конечно, наша обязанность будет, безусловно, сохранить нейтралитет, как ни велики наши симпатии к Китаю».

Зам. нач. 7 отдела ГУГБ НКВД ШПИГЕЛЬГЛАЗ



[1] На первом листе имеются пометы: «Мой арх. Ст.», «Т. Сталину. Я. Агранов. 4/П-37 г.».