Из доклада Уголовной кассационной коллегии Верховного суда об учете социально-политической обстановки при определении степени социальной опасности преступления (к ст. 47 УК). 14 мая 1929 г.
№ 191
Подход УКК к отдельным родам и видам преступлений в 1928 г. должен быть целиком увязан с особенностями социально-экономической обстановки прошлого года. Обострение классовой борьбы в городе и деревне поставило перед УКК вопрос о пересмотре подхода к тем видам преступлений и действий, которые непосредственно связывались и вытекали из этого обострения. Социальная опасность некоторых видов преступлений резко повысилась. Действия, которые до этого обострения классовой борьбы не рассматривались как преступления, в изменившихся условиях заключали в себе ту степень социальной опасности, которая обуславливает собой целесообразность и необходимость преследования их в уголовном порядке. Так, например, преступлений, предусмотренных статьей 58-10 УК, в 1927 г. почти не было, а в 1928 г. в производящих хлебных районах преступление это приобрело массовый характер и требовало сурового подхода. То же можно сказать и в отношении статьи 59-2188 УК. Примером необходимости возбуждения уголовного преследования за действия, в иных условиях не преследовавшиеся в уголовном порядке, может служить расширительное толкование статьи 107 УК, вызванное исключительной обстановкой, создавшейся при проведении хлебозаготовительной кампании 1927/28 г. Нельзя не отметить, что 1928 г. показывает собою яркий пример зависимости подхода к отдельным видам преступлений от изменений социально-экономической обстановки страны. По только что указанным видам преступлений, т.е. по преступлениям, связанным и вытекающим из обострения классовой борьбы, на первый план при назначении мер социальной защиты УКК выдвигала цель общего предупреждения преступления.
188 Статья 59-2 УК РСФСР гласила: «Массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, разрушением железнодорожных путей или иных средств Сообщения и связи, убийствами, поджогами и другими подобными действиями, влекут за собою:
а) в отношении организаторов и руководителей массовых беспорядков, а равно всех участников, совершивших указанные выше преступления или оказавших вооруженное сопротивление власти, — лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже двух лет, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества; б) в отношении прочих участников — лишение свободы на срок до трех лет.
Массовые беспорядки, не отягченные преступлениями, указанными выше, но сопряженные с явным неповиновением законным требованиям властей, или противодействием исполнению последними возложенных на них обязанностей, или понуждением их к исполнению явно незаконных требований, влекут за собою: лишение свободы на срок до одного года» (УК РСФСР. М., 1929. С. 40 - 46). См также прим. № 89.