Спецсводка секретно-политического отдела ОГПУ СССР о снабжении рабочих продовольствием по материалам на 15 марта 1933 г. 23 марта 1933 г.
23 марта 1933 г.
Во второй половине февраля и начале марта затруднения в продснабже-нии рабочих отмечались на Урале, СВК, СКК, УССР.
По указанным регионам по-прежнему отмечается нарушение планов завоза муки. На Урале Тагилвагонстрою, Златоустовскому металлзаводу, Кизеловскому шахтоуправлению и Красно-Уральскому заводу отгружено 60— 70 % к плану, в то же время некоторым предприятиям допущена излишняя отгрузка муки, перекрывшая норму февральского плана.
По ИПО, Уралу и УССР продолжают отмечаться разбазаривание и хищение продуктов, а также факты прямого саботажа кооперативных работников.
В связи со снятием с централизованного снабжения иждивенцев и сокращением норм хлеба, по Самаре, [в] Оренбурге, Бузулуке, Бугуруслане и в Барышском р. СВК наблюдается большой спрос на хлеб на колхозных рынках, но вследствие слабого развертывания колхозной торговли приток хлеба и других продуктов на рынки незначителен, цены на хлеб высокие, очереди у возов с хлебом доходят до 1000 и более чел.
ПОЛОЖЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ И РАЙОНАХ
Урал. В Кургане, Надеждинске, Кизеле и Перми рабочим ряда предприятий до 1 марта не выдан продовольственный паек за январь мес. В феврале
Ирбитской ЦРК была прекращена выдача хлеба рабочим и специалистам Диатомитового комбината. В особенно тяжелом положении находятся рабочие Петуховского мехзавода, которым полностью не выдан паек за ноябрь, декабрь и январь. Среди рабочих и их семей участились случаи заболевания брюшным тифом. Были случаи нищенства и собирания отбросов на помойных ямах детьми многосемейных и плохо обеспеченных рабочих.
Средне-Волжский край. Во второй половине февраля привоз муки на рынок почти прекратился, цена на ржаную муку поднялась до 120 руб., на пшеничную — до 180 руб. за пуд. 19 февраля на одном из базаров Самары (хлебная площадь) около привезенных колхозниками двух мешков муки собралась толпа в 300 чел.; лица, которым не хватило муки, набросились на колхозников и дежурного милиционера с криками: «Бей их, их растерзать надо».
В г. Оренбурге на некоторые предприятия хлеб не завозился по несколько дней. В связи с урезкой продфондов (с 390 до 202 т) снято со снабжения 23 326 чел., на снабжении оставлены только рабочие наиболее важных предприятий с нормой хлеба до 300 г и дети до 12-летнего возраста — 150 г. Для смягчения остроты положения горкомом ВКП(б) и горсоветом создана заготовительная тройка при потребсоюзе, в помощь которой выделено по одному представителю от предприятий для посылки в районы. Тройкой на 15 февраля заготовлено только 1300 кг ржи и 50 кг пшена.
Тяжелое положение отмечается на суконной фабрике «Коллективное творчество» в Пензенском р. На снабжение рабочих этой фабрики в феврале мес. не было отпущено хлебных фондов.
СКК. Резкие перебои в продснабжении отмечены в г. Таганроге, Орджоникидзе, Сулине и Ростове. Рабочим ряда предприятий в феврале не были выданы основные продукты: мясо, сахар, масло, крупа и проч.
15 февраля исчезли сторож Гладких и дежурный истопник Сидельников, работавшие на Кислородном заводе в Таганроге. 19-го в сугробе обнаружен мешок с частями туловища мужчины. Части тела были тщательно вымыты. Предполагается, что это труп Сидельникова.
В тот же день в городе задержаны не имеющие определенных занятий Ляхмичев, Ляшенко и Питомская, в квартире которых обнаружено собачье мясо. Установлено, что эти лица систематически занимались убоем собак, мясо которых продавалось на базарах под видом телятины. Ведется следствие.
СЛУЧАИ ОПУХАНИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ НА ПОЧВЕ ИСТОЩЕНИЯ
По дополнительным данным, помимо 600 случаев опухания от недоедания, изложенных в предыдущей сводке, в феврале и начале марта дополнительно зарегистрировано 258 случаев опухания на почве недоедания и 195 — сильного истощения, из них: на Украине 430 случаев (из них в Бердичеве 148) и в СВК 23 случая (Барышский, Пензенский, Мелекесский р. и г. Оренбург). Часть заболевших рабочих имеет значительный производственный стаж. Наряду с этим отмечено 7 случаев смерти от истощения (5 случаев в УССР и 1 в Барышском р. СВК).
По Дзержинскому руднику и заводу «Кр[асный] прогресс» в Большом Токмаке заболевшим на почве истощения рабочим отпущено безвозвратное пособие, улучшено общественное питание, организована диетстоловая и питательный пункт при рабочей детской консультации.
На бердичевских предприятиях направлены в дома отдыха 100 заболевших рабочих, остальным заболевшим рабочим отпускаются усиленные пайки. Следует отметить, что, несмотря на телеграфные распоряжения об отпуске Бердичеву 20 т муки и 17 т крупы для общественного питания, облснаб этих продуктов не отпускает. В Бердичеве привлечен к ответственности зав. столовой завода «Кр[асный] прогресс», который с 15 июня совместно с заготовителем столовой продал частнику свыше 5 тыс. кг муки и 500 кг сахара.
НАСТРОЕНИЯ РАБОЧИХ
Переживаемые продзатруднения вызывают среди отдельных рабочих упаднические настроения. Отмечается неверие в улучшение предположения в текущем году: «На колхоз надеяться нечего, если и все засеют, то урожай не соберут, рабочему придется голодать, как в 1918 г.». Имеют место заявления, что «у рабочих при настоящих условиях едва ли хватит сил выполнить вторую пятилетку». Под влиянием агитации а/с элемента отмечены тенденции организованно требовать улучшения продположения и резкие проявления недовольства.
Особенно сильны отрицательные настроения среди строительных рабочих Средне-Волжского края. В Чапаевске бастовала группа строителей в 150 чел. В Оренбурге отказались от работы 3 бригады Военстроя. На заводе Среддеса проводила итальянскую забастовку смена рабочих вследствие невыдачи хлеба, во время конфликта несколько рабочих, в т.ч. член ВКП и быв. красный партизан, открыто призывали рабочих бросить работу и требовать хлеба.
В г. Ульяновске жены рабочих, узнав, что они сняты со снабжения, устроили у хлебного ларька митинг. Со сторон выступавших отмечались резкие выпады по адресу соввласти, некоторые призывали своих мужей к забастовке.
На заводе № 42 в Самаре рабочий 6-й мастерской Руцков распространял среди рабочих провокационные слухи о том, что на улицах Самары разбросаны прокламации, призывающие всех голодающих на демонстрацию. Руцков в группе рабочих говорил: «Лишь бы заручиться массовым согласием рабочих, можно было бы сделать такое дело, что народу легче жить будет».
Усилились тенденции к уходу с производства по ряду заводов Урала (На-деждинский завод, шахта им. Калинина в Кизеле, ЧГРЕСС и др.). На ЧЕМ К (Челябинск) рабочий-бетонщик ферро-хромового завода в очереди за хлебом призывал рабочих разгромить хлебный ларек и избить лавочную комиссию. Указанный рабочий привлечен к ответственности.
На Саткинском заводе (Урал) была обнаружена листовка, подписанная «ЦКВ». Листовка призывала создавать подпольные организации для свержения соввласти. В листовке говорилось: «Правительство обещало рабочим хорошую жизнь, а на первом же году второй пятилетки рабочие выбрасываются с завода без куска хлеба, а крестьян душат налогами. Видно, что рабочие завоевали себе только голод, насилие и грабеж». В авторстве заподозрен быв. кулак Крохин. Ведется следствие.
В НВК в особой стройконторе при заводе «Баррикады» (г. Сталинград) сокращено 150 сезонных рабочих. Оказавшись в тяжелом положении, без квартир и продкарточек, эти рабочие большими толпами ходят по поселку завода и занимаются нищенством. Это используется антисоветским элементом, который под видом нищих стучится в квартиры рабочих, говоря: «Помогите без причин сокращенному», «помогите голодающему безработному».
Нач. СПО ОГПУ Г. Молчанов
Нач. 1 отд. СПО Рутковский
Помета: «Тов. Молчанову. Составьте записку для тг. Ст[алина] и Кагановича]. Ягода. 25 марта 1933 г.»