Из письма уполномоченного Союза союзов сельскохозяйственной кооперации В.Лебедева руководству Союза и Хлебоцентра о хлебозаготовках в Тюменском округе. 23 марта 1929 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.03.23
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 570-572.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 3983. Оп. 5. Д. 134. Л. 55-56. Копия.

 

№ 171

 Из письма уполномоченного Союза союзов сельскохозяйственной кооперации В.Лебедева руководству Союза и Хлебоцентра о хлебозаготовках в Тюменском округе1*

Председателю Союза союзов РСФСР т. Владимирскому Члену президиума Союза союзов РСФСР т. Штейнгарту Зам. председателя правления Хлебоцентра т. Темкину

Последняя неделя была особенно тяжелой, так как приходилось зачищать план в тех деревнях, в которых упорно не хотели сдавать хлеб, и расколоть деревню было очень трудно — беднота поддерживала общее настроение. В результате переброски туда лучших работников и после проведения 40 —48-часовых непрерывных собраний, хлеб пошел.

На 20 марта из 91 тыс. [пуд.] районного плана заготовили 87 тыс. — остается зачистить 4 тыс., плюс 9 тыс. страховых. В основном заготовки идут к концу, часть работников отдали в другие районы, но, однако, мы боимся за то, насколько точен учет сданного хлеба. Сегодня получена телеграмма из округа, в которой указывается, что на пристанционных пунктах от нас принято всего 57 тыс. пуд., а по нашим сведениям должно быть не менее 70 — 75 тыс. пуд., пока 13—15 не доискиваемся, очень возможны подлоги квитанций.

Что происходило в момент этого исключительного напряжения всех сил и большого усиления нажима?

Происходило следующее:

Зажиточно-кулацкая часть обозлилась в высшей степени, участились случаи организованных выступлений против хлебозаготовок, против самих уполномоченных, было несколько покушений, очень часто были прямые угрозы беднякам и вообще активным хлебозаготовителям. В результате всего арестовано всерьез и надолго за 10 дней — 18 чел. по обвинению в угрозах, покушениях и т.д. Готовится 2 — 3 дела по 58 ст. или 59. Арестованных на день на 2 было больше2*, это количество несколько велико, но все же больше перебоев здесь нет.

Наиболее характерны случаи: в с. Ермутме бедняку стреляли в окно, но не попали. В д. Бызово один из зажиточных был пойман около дома хлебозаготовителя с обрезом в руках; в с. Петропавловском группа хулиганов, подпоенных кулаками, ворвалась на хлебозаготовительное собрание и сорвала его на некоторое время. Характерно, что здесь хотели сыграть на следующем: заявили, что уполномоченный округа — сын банщика, а прокурор — сын буржуя, и потребовали убраться из деревни. Утверждения эти полнейшая ложь.

В других районах, судя по местной газете, были 2 убийства бедняков-хлебозаготовителей.

В настроениях середняков и бедноты больших изменений нет. Беднота помогает, середняк тоже, хотя, когда сдает хлеб, бывает и немало слез. Все, понятно, в очень большой степени зависит от того, как подошли, как сумели подготовить, расколоть деревню и обработать бедноту и середняков. Так или иначе, несмотря на эти обострения, заготовки шли тем общественным методом, о котором я писал, голого администрирования не было, и масса сознает необходимость проведения этих мероприятий и нажима на сдатчиков.

Отдельные интересные факты:

В с. Черной уполномоченный Пелевин в результате переутомления на собрании во время выступления упал в обморок. В результате беднота с такой яростью обрушилась на несдатчиков, что за короткое время тут же было заготовлено 1500 пуд., тогда как до этого за несколько дней заготовили 300 пуд. Здесь же до этого уполномоченного было объявлено 40 бойкотов.

В с. Тушново сын кулака Кугурцева на собрании пьяный заявил: «Если вы будете так нажимать, мы всю бедноту с корнем вырвем, полдеревни передушим» (арестован).

Два председателя кооператива, из которых один председатель товарищества, арестованы за агитацию против хлебозаготовок, причем за освобожение одного ([председателя] потребиловки) д. Снегирево дает 1000 пуд. хлеба.

В д. Шадриной объявлено 6 бойкотов, причем бойкотируемых не пускают даже на общую прорубь на реке: «Прорубай свою — ниже нас».

В д. Дудиной вывешено постановление о лишении земельных наделов 6 человек, — одного с выселкой в Соловки.

В д. Короткове за одним несдатчиком сидели подряд 1,5 суток, словили его, повезли вся деревня2*.

В Елуртлинском и Тюменском районах кулаки разбрасывали погромные прокламации и карикатуры на тех, кто помогает хлебозаготовкам.

На собраниях уполномоченным и беднякам в дома подбрасывают угрожающие записки: «Попадешься — голову оторвем». Но и бедняки не остаются в долгу и работают неплохо: очень часто мы только выигрываем, когда подбросят анонимную записку: «У Снегирева хлеб запрятан в вышке»; «У Гулина хлеб в яме, а яма там-то». Когда этот гражданин начнет на все лады клясться, что нет ни зерна, то одно замечание уполномоченного: «А на вышке сколько лежит?» — играет подчас решающую роль.

В общем, теперь самое тяжелое осталось позади, теперь надо делать крутой поворот и сглаживать пониженное настроение посевной кампании.

Посевная кампания

То, что я писал в предыдущем письме, целиком остается без изменений. То же массовое требование семян при контрактации, те же приветствия нового сельхозналога, те же решения о принятии агроминимума и резолюции об увеличении посевных площадей, если дадут семена, — я уже писал, что эти разговоры о семенах у большинства деревни — разговор «в пользу бедных».

Однако пока ни одного гектара не законтрактовано.

Я лично провел теперь всего 19 собраний с докладами о новом с/х налоге, посевкампании и контрактации, и везде одно и то же. Когда в одной из деревень после 9-часового собрания мы разговорились «по душам», то оказалось, что семена у 2/3 деревни есть, площадь собираются увеличить в 1,5 раза и целиком за агроминимум. Больше того, что почва у них песчаная и расположена в 25 верст., то по предложению одного середняка, б[ывшего] в плену в Германии, решили внести зеленое удобрение и запросили одну машину конских бобов3*. Я запросил Свердловск и Москву, так как здесь этих семян нет, а вики очень мало, — на этом собрании выяснилось, что эти разговоры о семенах идут сейчас потому, что боятся, как бы не пошли апрельские заготовки и там, где план выполнен — но все же семфондов не хватит, так как возможности расширения площадей больше...

1* Опущены выводы автора по итогам посевной кампании на Урале.

2* Так в тексте.

3* По-видимому, имеются в виду плоды конского каштана.