Докладная записка уполномоченного Союзхлеба М.И.Штерна в правление Союзхлеба и его сибирскую краевую контору о ходе хлебозаготовок в Рубцовском округе Сибирского края. 7 марта 1929 г.
№ 167
Сего числа вернулся в Рубцовку после 20-дневного пребывания в селах Локтевского и отчасти Рубцовского районов. Этот рейс мой по району второй по счету. Вернулся из района, чтобы узнать, как протекают заготовки по округу. По ознакомлению в течение 3 — 4 дней с ходом заготовок, вновь выезжаю в район.
В дополнение к моему докладу от 14 прошлого месяца должен подтвердить, что заготовки по районам протекают все в тех же трудных условиях, о которых я писал в предыдущем докладе. Каждый пуд хлеба положительно приходится выжимать огромными усилиями. Теперь можно с уверенностью утверждать, что надежды на бойкотирование168 — как меры серьезного воздействия — не оправдались. Кое-где бойкотирование в начале проведения этого мероприятия давало незначительный эффект, теперь же крестьяне к этому привыкли, и бойкотирование как система мер воздействия слабеет.
Надо отметить, что бойкотирование в большинстве случаев проводилось очень неудачно, уродливо, например, есть села, где с легкостью бойкотировались сразу по 45 — 46 человек (такой случай имел место в с. Устьянка Локтевского района), и с той же легкостью бойкот со многих снимался, как неправильно наложенный. Конечно, такое легкомысленное отношение к столь серьезному мероприятию и порождало то безразличное отношение крестьянства к бойкоту, которое сейчас имеем.
Решающее отрицательное значение имело также изменение установки дальнейших мер воздействия на задерживающих хлебные излишки: раньше — в январе — предполагалось, что по отношению к бойкотированным, к особо злостным держателям хлебных излишков, которые не поддаются мерам бойкота, можно будет применять в дальнейшем логически вытекающие меры воздействия в виде лишения земельного надела или даже выселения из пределов села, такова была согласованная установка в этом вопросе с местными директивными органами. Эта установка достаточно широко рекламировалась на общих сельских собраниях, которая всегда получала отклик и сочувствие в среде бедняцкой, отчасти середняцкой части населения деревни.
Я считаю, что это мероприятие, поскольку оно рекламировалось и стало достоянием широких масс деревни, если бы оно проводилось хотя бы в одном случае по целому району, оно оказало бы решающее влияние на ход хлебозаготовок данного района. Это мероприятие не пришлось бы проводить в административном порядке, так как в некоторых селах сельское общество охотно шло бы по отношению кулака — злостного держателя хлебных излишков на этот эксперимент, однако эта установка в средних числах февраля получила неожиданное изменение, а последнее стало известно крестьянскому населению, и естественно, что такое пустое бряцание оружием и решило судьбу темпа кампании хлебозаготовок. Я отнюдь этим не выражаю, что я являюсь сторонником применения этого метода, но одно из двух: либо об этом не надо было говорить, либо надо было привести в исполнение то, что так широко рекламировалось. Разумеется, что это мероприятие пришлось бы проводить чрезвычайно осторожно и в сугубо злостных случаях, и оно несомненно имело бы решающее значение.
Соображения эти и тревогу мою в этом отношении я высказал т. Крыцелю М.Б., когда встретились с ним на ст. Поспелиха, он же, наоборот, был оптимистически настроен, утверждая, что хлеб пойдет, оптимизм его однако, к сожалению, не оправдался.
Заготовки в целом по округу на 5 марта с.г. составляют 10 347 900 пуд. против годового задания в размере 15,5 млн пуд., что составляет 66% выполнения плана по округу. Наше отделение на это же число заготовило 1 465 096 пуд. — против годового задания по округу в размере 3 679 980 пуд., что составляет 39,8% выполнения плана. Слабость заготовок по Рубцовскому нашему отделению, помимо общих объективно сложившихся в настоящее время причин, объясняется еще слабостью нашего заготовительного аппарата в селе, и противопоставлять себя в деле заготовок кооперативному аппарату, где вовлечена значительная часть сельского актива, — задача очень трудная. Попудно оплачиваемая агентура в условиях заготовок сегодняшнего дня в Рубцовском округе не оправдала наши надежды. При создании агентуры вначале ориентировались на бедняка и маломощного середняка; и тот, и другой оказались совсем малоавторитетными в селе, а потому и успехи агентуры до сих пор незначительны.
Всюду, где бываешь и проверяешь работу агентуры, убеждаешься в ее непригодности для этой цели, а потому и приходится ее заменить людьми более подходящими. Последнее время (о чем, кажется, сообщил Вам) достигли соглашения с окружкомом не стесняться в выборе агентуры, если это обеспечивает успех заготовок.
После совещания по хлебозаготовкам, которое имело место в окружкоме 15 февраля, о чем сообщил Вам в своем предыдущем докладе, весь партийный и советский актив брошен на заготовки в деревню. Мой выезд в Локтевский и Рубцовский районы, откуда сейчас вернулся и вновь возвращаюсь до конца марта, также согласован с окружкомом. Работать приходится всем с большим напряжением, тем не менее результаты оставляют желать лучшего.
Вывод: 1) заготовки в настоящее время вступили в весьма тяжелую фазу; хлеб несомненно имеется, но крестьяне упорно его задерживают до определения видов нового урожая; 2) небольшое количество атмосферных осадков в течение осени и зимы, малое количество снега на полях вызывает опасение крестьян за будущий урожай — это одна из основных причин задержки хлебных излишков; и 3) во многих случаях крестьяне после снятия урожая, опасаясь возвращения к методам заготовок путем повторного применения 107 статьи, закопали хлеб. Известны случаи замаскированной закопки хлеба в картофельных буртах, т.е. внизу под картофелем спрятан хлеб — это сделано на случай, если пойдут искать хлеб, чтобы трудно было его обнаружить. Раскоп этого хлеба в настоящее время — в момент морозов — сулит порчу картофеля — это также одна из причин, которая вынуждает крестьян задерживать сдачу излишков. Имеется также необмолоченный хлеб, спрятанный под солому в степи, этот хлеб сможет быть взят после обмолота весной. По нашей линии принимаются меры к закупке этого хлеба, путем заавансирования.
Такова вкратце обстановка в Рубцовском округе, при которой протекает наша работа.
М. И. Штерн.
168 Бойкотирование — один из методов общественного давления на крестьян-держателей хлеба, который особенно активно применялся в первый период хлебозаготовительной кампании 1928/29 г. Предполагалось сначала, что бойкотирование, т.е. фактическое исключение крестьянина из жизни сельского общества (отказ в обслуживании кооперативными органами, сельсоветом, мельницами, общественными угодьями и т.д.), применяемое строго индивидуально, окажется эффективным средством воздействия. На практике, однако, началось массовое применение бойкота к целым селам или группам односельчан. Бойкот часто не распространялся за пределы селения, поэтому крестьяне, подвергнутые бойкоту, получали необходимые им услуги в другом земельном обществе. В результате надежды, возлагаемые на бойкотирование, не оправдались.