Письмо секретаря ЦК КП(б)У М.М. Хатаевича И.В. Сталину о неудовлетворительном ходе хлебозаготовок на Украине. 27 декабря 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.12.27
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С. 301-304
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 85. Л. 88—94. Подлинник.

 

27 декабря 1932 г.

Я не знаю, сообщу ли я что-нибудь для Вас новое, но я все же считаю необходимым изложить Вам свои соображения о причинах того безобразного и неудовлетворительного хода хлебозаготовок, который мы имеем сейчас на Украине. То количество хлеба (315 млн пуд. по всем секторам вместе с гарнцевым сбором), которое причитается теперь с Украины по уменьшенному плану, она могла и должна была дать без особо больших трудностей и напряжения. Если бы борьба за хлеб была как следует развернута с самого начала, одновременно с началом уборки урожая, и велась все время с должной настойчивостью, упорством и мобилизованностью, мы теперь, несомненно, закончили бы уже выполнение этого плана.

Украина вошла в текущие хлебозаготовки с трудностями, вытекающими из прошлой хлебозаготовительной кампании и из весенней посевной кампании текущего года. Эти дополнительные трудности требовали от украинской парторганизации дополнительной мобилизованности и напряжения сил и более высокого качества работы. А на деле борьба за хлеб была здесь поставлена в текущем году вплоть до конца октября значительно слабее, чем в прошлые хлебозаготовительные кампании.

От массовых перегибов, имевших место на Украине в ходе прошлой хлебозаготовительной кампании, подавляющее большинство работников ударилось здесь после окончания весеннего сева в другую крайность — в сторону отказа от всякого твердого администрирования на селе, в сторону оппортунистического бездействия и мягкотелости властей. Можно прямо сказать, что вплоть до конца октября большинство украинских руководящих кадров было под гипнозом «перегибобоязни». Благодаря этому не принимались почти никакие меры против растаскивания и разбазаривания урожая, которое происходило в широчайших размерах. Разнуздавшаяся мелкобуржуазная стихия не встречала почти никакого отпора в обстановке оппортунистической демобилизованности и размагниченности руководства, что было характерно в тот момент не только для работников села и района, но и для многих из числа вышестоящих руководителей. Классовый враг использовал, понятно, в тем большей степени эту демобилизованность и отсутствие борьбы за хлеб для борьбы против хлебозаготовок, для их дезорганизации и срыва.

Значительная часть колхозников, имея перед собой на свежей памяти весну этого года, страховали себя сами, растаскивая урожай и не веря в то, что они обеспечены хлебом по трудодням. В этих условиях важнейшей задачей парторганизаций было совместить твердые революционные меры борьбы против разворовывания колхозного и совхозного урожая с выдачей натуральных авансов колхозникам только по трудодням с тем, чтобы на основе этого укрепить уверенность честных, добросовестно работающих колхозников, что за свою работу они будут обеспечены хлебом, чтобы на этой основе повысить во всей массе колхозников стимулы к борьбе за урожай, за скорейшее окончание и лучшее проведение уборки. На деле же из всей той части урожая, которая пошла на распределение между колхозниками (не считая разворованного), от 40 % до 75 % было распределено и израсходовано уравнительно, по едокам, на общественное питание. В результате честный и добросовестно работающий колхозник, имеющий большое число трудодней, получил по своим трудодням на руки в порядке авансирования хлеба в 2—2,5 раза меньше того, что ему причиталось, а лодырь, дезорганизатор колхозного производства, который имел мало трудодней и занимался разворовыванием урожая, получил и сожрал в добавление к тому, что украл, половину и более половины того хлеба, который следовало бы выдать по трудодням тем, кто их выработал. Этим, в значительной степени, приходится объяснять то положение, при котором степь Украины еле-еле заканчивает в этом году обмолот в декабре, в то время как на левобережье Средней Волги, где уборка урожая начинается на месяц-полтора позже, где сеть МТС гораздо реже и где на каждую МТС сложных и полусложных молотилок приходится 10—15 (против 35—40 в украинской степи), обмолот в основном был закончен еще в сентябре и начале октября.

Это излишнее увлечение организацией общественного питания в колхозах было широко распространено по всей Украине в течение всего лета, и только в конце сентября — начале октября были даны первые директивы о прекращении выдачи хлеба на общественное питание. На деле это привело к тому, что не менее половины натурального фонда колхозов было распределено на основе кулацкой уравниловки, чем сильно подорвана трудовая дисциплина на колхозных полях в весь период уборки и обмолота.

В прошлом году на Украине имело место во время уборки излишнее увлечение так называемым «конвейером», т.е. организацией обмолота хлебов непосредственно с поля после кошения, без скирдования. Тогда украинцев за это правильно ругали. В этом году они ударились и в этом деле в другую крайность. С начала уборки было сделано ударение только на скирдование, без упора на обмолот и хлебозаготовки. Поэтому в июле хлебозаготовки почти не начинались. Еще в октябре и начале ноября во многих районах Одессщины и Днепропетровщины (и не только в районах) были сильно распространены благодушные «скирдные» настроения: «у нас, мол, много стоит необмолоченных скирдов, за выполнение плана хлебозаготовок опасаться нечего». А на деле оказалось, что скирды дали зерна в несколько раз меньше того, что люди от них надеялись получить.

Планирование хлебозаготовок (распределение заданий по районам и внутри районов между колхозами), несмотря на создание областей, было здесь проведено очень немногим лучше, чем в прошлом году. Несмотря на происходившее многократное исправление планов, многочисленные ошибки, имевшие место в планировании заготовок в виде дачи одним районам и колхозам явно нереальных, невыполнимых заданий, а другим — слишком легких, не охватывающих всего наличия у них товарного хлеба, до сих пор исправлены далеко еще не полностью.

По отношению к борьбе за выполнение плана хлебозаготовок по единоличному сектору была проявлена особо большая беззаботность, благодушие и бездеятельность. Для каждого мало-мальски понимающего в хлебозаготовках работника должно было быть ясно, что хлеб у единоличника необходимо и должно взять, в основном, в первый месяц-два после начала уборки. Здесь же этого не понимали, или, понимая, не делали ничего для действительного обеспечения выполнения плана по единоличному сектору.

Указания, данные ЦК КП(б)У в сентябре областям и районам Украины о переключении на озимый сев за счет ослабления хлебозаготовок, оказались особенно вредными для дела хлебозаготовок. На совещаниях секретарей, которые тогда собирались, буквально говорилось: «За хлеб мы вас бить не будем, будем бить за сев». В результате этого начиная с конца сентября и почти на весь октябрь прекратилась в большинстве районов полностью всякая борьба за хлеб.

В результате всего этого оказалась разбазарена, разворована и припрятана значительная часть урожая. Теперь приходится на получение того же количества хлеба, которое при должной мобилизованности, при должном развертывании борьбы за хлеб в самом начале кампании, при должном серьезном учете и использовании опыта прошлых хлебозаготовок было бы уже теперь полностью взято, тратить значительно больше усилий.

Все вышеизложенное сводится, по существу, к одной основной главной причине нынешних больших хлебозаготовительных трудностей на Украине — к недопустимым промахам, имевшим место со стороны ЦК КП(б)У в деле организации хлебозаготовок. Для меня совершенно непонятно, почему украинское партруководство не сделало этих необходимых выводов из трудностей весны и прошлых хлебозаготовок в сторону усиления мобилизованности и улучшения руководства в деле борьбы за хлеб в этом году, но, бесспорно, оно их не сделало.

Считаю необходимым также сказать, что план хлебозаготовок в 425 млн пуд., который вначале получила Украина, не содействовал созданию должной мобилизованности в борьбе за хлеб. Многие работники, формально приняв этот план, в душе были уверены в его невыполнимости и на деле не дрались ни за какой план. Если бы Украина в самом начале получила план на 350 млн пуд. и при этом как следует развернула борьбу за хлеб, то сейчас было бы заготовлено, во всяком случае, не меньше, а может быть и больше всего того количества хлеба, которое нам следует сдать по ныне действующему уменьшенному плану хлебозаготовок. Нам осталось по Украине заготовить еще 67 млн пуд. хлеба (без гарнцевого сбора по данным на 25 декабря). Ближайшие две-три пятидневки дадут, очевидно, усиление поступления хлеба, поскольку приступлено к вывозу семенных фондов в колхозах, еще не выполнивших планов хлебозаготовок. Эти фонды могут дать по Украине еще миллионов 15 пуд. наличного хлеба, находящегося на учете в колхозных амбарах. Миллионов пять пудов должен дать еще обмолот, остальное должно быть взято путем выявления и изъятия припрятанного, разворованного и неправильно розданного хлеба и за счет переобмолота. Дело1 выявления припрятанного и разворованного хлеба и правильного проведения переобмолота требует колоссального нажима и огромной организаторской работы. Из этих же источников мы должны будем заготовить в половине колхозов семена.

Условия подготовки к весеннему севу и его проведение будут в этом году на Украине более трудные, чем в прошлом году. Пишу я все это не потому, что впал в панику или хочу занять «удобную» позицию критика со стороны. Каждый, кто видит, как я работаю здесь, на Украине, подтвердит, что я работаю, не щадя сил и здоровья, на все сто процентов в пределах своих возможностей в здешних условиях. Но я считаю необходимым, с одной стороны, осветить перед Вами фактическое положение здесь так, как оно мне представляется, а с другой — еще раз на основе этого подчеркнуть необходимость поскорее серьезно помочь Украине крепкими подготовленными работниками для районов, областей и центральных аппаратов.

С коммунистическим приветом М. Хатаевич

Резолюция И.В. Сталина: «Тов. Молотову и Кагановичу. Интересно. И. Сталин». Резолюция В.М. Молотова: «Ложную установку свою т. Хатаевич углубляет. Молотов». Помета Л. М. Кагановича: «Читал».

__________________________________

1 Слово вписано от руки