От Старого порядка к Революции: межвуз. сборник
ОТ СТАРОГО ПОРЯДКА К РЕВОЛЮЦИИ
к 200-летию Великой французской революции
межвузовский сборник под редакцией проф. В.Г.Ревуненкова
Л.: издательство Ленинградского государственного университета. 1988
Аннотация издательства:
В сборнике рассматриваются основные проблемы политической истории Великой французской революции, 200-летие начала которой в 1989 г. готовится отметить все прогрессивное человечество. Статьи содержат материалы, опровергающие представления, которые пропагандирует буржуазная наука о неизменности социальных структур и политических институтов Старого порядка в послереволюционную эпоху. Особое внимание уделяется проблемам политической культуры.
Книга предназначена для историков, обществоведов и читателей, интересующихся историей Франции.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый вниманию читателя сборник издан по инициативе Совета молодых ученых исторического факультета ЛГУ. Тематически и методологически он примыкает к сборнику «Политические деятели античности, средневековья и нового времени», выпущенному в свет издательством Ленинградского университета в 1983 г. Однако проблематика нового сборника и шире, и уже одновременно. Уже потому, что он посвящен двухсотлетнему юбилею Великой французской революции 1789—1799 гг. и включенные в него статьи рассматривают проблемы истории Франции XVII—XVIII вв. Шире же проблематика данного сборника потому, что речь в нем идет не об одном из элементов политической системы, а именно об ее «человеческом факторе» (как это было в сборнике 1983 г.), но о разнообразных элементах, характеризующих в совокупности политическую практику этого времени.
Двухсотлетний юбилей Великой французской революции будет отмечаться в 1989 г., однако подготовка к нему началась уже давно. Во Франции она вылилась в острую дискуссию о характере и значении революции, дискуссию, не лишенную, по-видимому, политической подоплеки. Почти сто лет назад Франция торжественно отметила столетний юбилей революции. Тогда это было не только событие научной жизни — это было общенациональное торжество, имевшее широкий общественный резонанс. В частности, в Париже была проведена Всемирная выставка, посвященная юбилею. Республиканская буржуазная Франция рассматривала революцию как акт своего рождения, ощущала свою живую связь со многими ее традициями.
Французская революция и сегодня для многих остается своеобразным символом демократической традиции в общественной жизни страны. После прихода к власти партии социалистов президент Франции Франсуа Миттеран объявил о намерении правительства широко, как и сто лет назад, отметить приближающийся юбилей. Франция выставила свою кандидатуру на роль организатора Всемирной выставки в 1989 г. И тогда правые политические партии начали настоящую кампанию против широкого празднования этого юбилея. Кампанию возглавил тогдашний мэр Парижа и нынешний премьер-министр Франции Жак Ширак. В ней приняли участие многие видные ученые и деятели культуры. В итоге Ф.Миттеран должен был снять предложение об организации в Париже Всемирной выставки и значительно сократить масштабы организационной работы по подготовке к юбилею. По-видимому, официальная Франция весьма скромно отметит двухсотлетие величайшего события в истории страны — взятия Бастилии.
Почему же кампания правых партий против широкого празднования юбилея революции завершилась успехом? В предисловии к научному сборнику, посвященному проблемам истории XVII—XVIII вв., нет возможности рассматривать перипетии современной политической борьбы. Мы подчеркнем только научную сторону дела. Правые политики имели возможность использовать определенные научные аргументы, заимствованные из трудов ряда историков Франции, Англии и США. Уже около трех десятилетий в исторической науке заметна тенденция к пересмотру традиционных воззрений на революцию, выработанных историками республиканской школы XIX — начала XX вв., которые оценивали события конца XVIII столетия как-важнейший поворотный пункт в истории Франции, прогрессивный переворот огромного исторического значения (при господстве в науке таких взглядов естественно было широко праздновать столетие революции). Тенденция к пересмотру этой оценки наметилась сначала в англо-американской историографии, а в 60-е годы классической книгой, в которой была сформулирована новая точка зрения, стала «Революция» двух видных французских исследователей Ф.Фюре и Д.Рише. Эти авторы принадлежат к известной исторической школе Анналов (по названию научного журнала, основанного в 1929 г. выдающимися французскими историками Марком Блоком и Люсьеном Февром). Школа Анналов сегодня является, безусловно, наиболее авторитетным и распространенным течением во французской историографии, а Ф.Фюре и Д.Рише принадлежат к числу ее лидеров (Ф.Фюре возглавляет редакцию «Анналов»). Школа Анналов всегда отличалась самой тесной связью с интеллектуальной жизнью Франции, и сейчас ее французскую интеллигенцию чрезвычайно сильно.
Подробному анализу методологических принципов этой школы и их эволюции посвящены специальные монографии и статьи как советских, так и зарубежных историков.1 Неоднократно рассматривалась в нашей науке и упомянутая книга Ф.Фюре и Д.Рише, равно как и другие работы приверженцев «нового прочтения» истории революции.2 На наш взгляд, главная идея, из которой исходят эти историки, состоит в том, что переход от средневекового феодального общества к буржуазному обществу нового времени отнюдь не был одноактным событием и не мог быть осуществлен за одно десятилетие, каким бы накалом политической борьбы оно не было отмечено. Популярности новой концепции во французской историографии способствовала ее тесная связь с методологическими поисками последней, и в первую очередь — с представлением о медленной, эволюционной изменчивости основополагающих экономических, социальных и культурных структур, которое под влиянием одного из патриархов школы Анналов Фернана Броделя широко распространилось во Франции. Новая концепция имеет поэтому не только политическое звучание — она во многом порождена эволюцией интеллектуальной жизни современной Франции.
Это, разумеется, не означает, что она правильно отражает историческую реальность. В изображении ее приверженцев дореволюционная Франция выглядит преувеличенно буржуазной, а революция, и особенно ее решающий, якобинский этап, предстает как бессмысленный бунт черни, не только лишенный конструктивного значения, но и исторически реакционный. Передержки и увлечения здесь очевидны. И тем не менее нельзя не признать, что вопрос о степени разрыва и преемственности между Старым порядком и революцией изучен далеко не исчерпывающе. Лучшие исследователи революции ХIХ — первой половины XX вв. немало сделали для восстановления ее политической и отчасти социальной истории, однако явно недостаточно внимания уделили долговременным изменениям, начавшимся задолго до революции и завершившимся не сразу после нее. Вопрос о месте революции именно в этих изменениях нуждается в углубленной разработке. Это тем более своевременно, что сегодня история все меньше становится историей событий и все больше историей процессов и структур.
Тема «Старый порядок и революция» далеко не нова в исторической науке. Почти полтораста лет назад видный французский политический деятель и замечательный историк Алексис Токвиль назвал так свою широко известную книгу. Конечно, ни один серьезный историк никогда не сомневался в том, что революция была порождением Старого порядка. И все-таки эта тема по-прежнему связана в первую очередь с именем Токвиля. На его авторитет во многом опираются и приверженцы новой концепции революции. Конечно, не в кратком предисловии уместен подробный анализ взглядов Токвиля — равно как и полемика с ним. Но необходимо подчеркнуть, что баланс его рассуждений по этому вопросу более сложен, чем иногда считают. Токвиль видел в революции порождение Старого порядка, однако не только его продолжение, дальнейшее развитие ряда его традиций, но и разрыв с ним, отказ от многих существенных черт социального и политического строя.
Эта «токвилевская» тема и вынесена в заглавие предлагаемого сборника. Для авторов она означает всестороннее изучение связей Старого порядка и революции, ее предпосылок и тех изменений, которые она привнесла в жизнь французского общества. Однако в рамках сравнительно небольшого по объему сборника целесообразным представлялось избрать для углубленного изучения один из основных аспектов этой темы. Таким аспектом стала политическая практика, т.е. практическое функционирование государственных учреждений, характер и особенности политического поведения и программ разных групп населения, формы и методы политической пропаганды, содержание и реальное воздействие на общество политических доктрин, наконец, «человеческий фактор», т.е. социально и культурно специфические типы политических деятелей. Представленные в сборнике статьи затрагивают перечисленные вопросы, как в общей форме, так и на материале конкретных частных сюжетов. Сборник состоит, из двух больших циклов статей: в первом рассматриваются основные элементы политической системы Старого порядка, а во втором — изменения, происшедшие с ними в годы революции.
Политическая история обычно мыслится как основа традиционной, т.е. событийной истории. Может показаться, что ее материал мало пригоден для раскрытия долговременных изменений. Конечно, в политической сфере революция, являющаяся в первую очередь политическим событием, знаменовала наиболее радикальный разрыв с прошлым. Но неверно было бы считать, что в политике не происходит долговременных изменений. Политическая истории — это не только события, не только сражения и перевороты, переговоры и интриги. Для современной историографии политическая история — это в первую очередь история изменений политического строя, в том числе и политической практики. Именно попыткой показать место Великой французской революции в долговременных изменениях в области политики является настоящий сборник. Насколько он достиг поставленной цели — судить, разумеется, читателю.
К сказанному остается добавить, что издание этого сборника является одним из пунктов обширной программы исследований по истории Великой французской революции, осуществляемых в нашей стране и, в частности, в Ленинградском университете. В Ленинградском университете существуют давние традиции изучения Великой французской революции. В нем работали такие выдающиеся ее исследователи, как Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, Е.В.Тарле, П.П.Щеголев, Я.М.Захер. В последние десятилетия крупный вклад в изучение этой темы В.Г.Ревуненков, выдвинувший и обосновавший в ряде монографий и статей целостную и оригинальную концепцию истории Французской революции.3
Молодые историки, составляющие большинство авторов сборника, продолжают традиции исследователей старшего поселения и одновременно ищут новые подходы, новые решения проблем истории Великой французской революции.
- - -
1 Соколова М.Н. Современная французская историография. М., 1979; Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М., 1980; Далин В.М. Историки Франции XIX—XX веков. М., 1981. С.171—257. — Полемическая рецензия на книги М.Н.Соколовой и Ю.Н.Афанасьева была опубликована в «Анналах> в 1982 г. См.: Ingerflom С.S. Moscou; Le proces des Annales //Annales: Economies, Societes, Civilisations. A. 7. 1982. №1. P. 64—71.
2 Адо А.В. Буржуазная ревизия истории Французской революции XVIII в. // Социальные движения и борьба идей. М., 1982. С.41—70.
3 Ревуненков В.Г. 1) Марксизм и проблема якобинской диктатуры. Л., 1966; 2) Парижские санкюлоты эпохи Великой французской революции. Л., 1971; 3) Парижская коммуна 1792—1794. Л., 1976; 4) Очерки по истории Великой французской революции: Падение монархии 1789—1792. Л., 1982; 5) Очерки по истории Великой французской революции. Якобинская республика и ее крушение. Л., 1983.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ревуненков В.Г. Современные интерпретации Великой французской революции
Копосов Н.Е. Высшая бюрократия в политической системе Старого порядка
Озолинг А.Е. Французская памфлетистика при Старом порядке
Шпаковская И.А. Роль периодической печати в политической системе Старого порядка
Пименова Л.А. О некоторых особенностях дворянского сознания на исходе «века Просвещения» (по наказам дворянского сословия Генеральным штатам 1789 г.)
Лукьянец И.В. Этико-политические взгляды аббата Сен-Пьера (1658—1743)
Коротков С.Н. Финансовая политика Французской революции: характер и итоги
Искюль С.Н. Дворянские привилегии и дворянство в эпоху революции
Соколов О.В. Высшие офицеры французской армии и революционное правительство 1792—1794 гг.
Куркина Ю.В. Вареннский кризис и французское общественное мнение (по материалам памфлетов эпохи Великой французской революции)
Плавинская Н.Ю. «Дух законов» Монтескье и публицистика Великой французской революции 1789—1799 гг.
Хлобыстин А.Л. Л.-Л.Буальи — художник эпохи Великой французской революции (опыт социологической интерпретации)
Калитина Н.Н. О празднествах эпохи Великой французской революции
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии