Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме

Реквизиты

Жиль Липовецки

ЭРА ПУСТОТЫ
эссе о современном индивидуализме

перевод с французского В.В.Кузнецова

СПб.: издательство "Владимир Даль". 2001


Об авторе (аннотация издательства):

Жиль Липовецки родился в 1944 г. Профессор философии в Гренобле. «Эра пустоты» - его первая работа. В 1987 г. в издательстве «Галлимар» вышла другая - «Империя эфемерного. Мода и ее судьба в модернистском обществе». В этой книге, развивая свои мысли об обольщении, недолговечности и маргинальном дифференцировании в демократическом обществе, автор отмечает, что «заданная мода» могла бы стать инструментом консолидации либерального общества, своеобразным способом распространения знаний и динамики модернизма. В 1992 г. в том же издательстве вышла его работа «Закат долга. Либеральная этика нового демократического времени». В ней он размышляет над тем, что возрождение «ценностей», заложенных в чувстве ответственности, которое забрезжило над нашей эпохой, никак не может скрыть того факта, что мы не видим «возвращения к традиционной морали» - ригористической и категорической - что возникла неизвестная прежде культура, которая в большей степени пропагандирует идеи благосостояния, чем самые возвышенные устремления к идеалу. Отныне печать этики можно обнаружить повсюду, а призыв к самопожертвованию - нигде. В 1997 г. вышла в свет его книга «Третья жена. Постоянство и революция женского начала». В этой работе автор размышляет над существом издревле важного вопроса - женственности - с передовых позиций постмодернизма. Вопроса, который свидетельствует, что демократический процесс в своем развитии не только не порвал с историческим прошлым, но и не дошел до своего конца.

От редактора Vive Liberta

У меня лично возникло чувство, что он изо всех сил пытается удержаться от обвинительного уклона. И все нынешние ценности нашего (нашего-нашего, я не оговорилась, – удостоверьтесь, пожалуйста, сами, все, про что пишет Липовецки, описывает и наше сегодняшнее общество!) общества приобретают под его пером негативный оттенок. Персонализация, разнообразие, терпимость, гибкость и т.д…
Понятно, что любое явление имеет несколько сторон, чему-то положительному обязательно сопутствует нечто отрицательное, и наоборот. В односторонности автора не упрекнешь. Но вот слышится мне в его интонациях нечто от затаенного сожаления революционера и бунтовщика 68-го года…


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава I. ОБОЛЬЩЕНИЕ NON-STOP
Обольщение на выбор
Скромное обаяние политики
Sexduction

Глава II. РАВНОДУШИЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ
Массовое опустошение
Апатия new look
Оперативное безразличие
Тоска зеленая

Глава III. НАРЦИСС, ИЛИ СТРАТЕГИЯ ПУСТОТЫ
Нарцисс по мерке
Зомби и «пси»
Обновленное тело
Сокровенный театр
Апокалипсис now?
24 000 ватт
Пустота

Глава IV. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Антиномичная культура
Модернизм и демократические ценности
Модернизм и открытая культура
Потребление и гедонизм: к постмодернистскому обществу
Бессилие авангарда
Кризис демократии?

Глава V. ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
От гротескного комизма к поп-юмору
Сверхреклама
Мода: забавная пародия
Юмористический процесс и гедонистическое общество
Юмористическая судьба и «постэгалитарная» эпоха
Микротехника и порносекс
Нарциссизм в футляре

Глава VI. ДИКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ, СОВРЕМЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Честь и месть: дикая жестокость
Варварский уклад
Цивилизационный процесс
Эскалация умиротворения
Преступления и суициды: «крутое» насилие
Индивидуализм и революция

Послесловие (1993)

Библиография