Христианство и Французская революция. 1789-1802

Реквизиты

Альфонс Олар

ХРИСТИАНСТВО и ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1789 – 1802

Перевод с французского  К.Шпицберга

М.: Атеист. 1925


На самом деле мы посовещались и решили, что эта книга - перевод-изложение работы Олара. Как-то не очень привычные для него обороты встречаются, и ссылки отсутствуют. Видимо, эта книга вместе с тремя другими издана была как науч-поп.
Но это ей нисколько не повредило. Итак:
Религиозность или отсутствие таковой накануе Революции?
Философские традиции Просвещения: отрицание или нейтралитет?
Отношения между Национальными собраниями, начиная с Учредительного, и церковью (и не только католической - речь идет о протестантах и иудеях тоже).
Кто на самом деле первым подал пример дехристианизации и как оно было?
Попутно интересные характеристики отдельных персон и политических групп (Кондорсе, Шометт, Фуше, Эбер и эбертисты, Сильвен Марешаль, Дантон, Робеспьер...)


ОГЛАВЛЕНИЕ

От редакции
Предисловие

I. Христианство в последние годы старого режима и в начале революции
I. Католицизм - государственная религия. Старинная терпимость в отношении иудеев; позднейшая терпимость в отношении протестантов
II. Организация галликанской церкви: ее богатства, привилегии, ее престиж.
III. Вера и неверие
IV. Пример манской провинции
V. Позиция философов: Вольтера, Рейналя.
VI. Религия в Наказах

II. Гражданское устройство духовенства (1790-1793 г.г.)
I. Начинающая революция встречает содействие низшего духовенства
II. Первые политико-религиозные меры Учредительного Собрания: десятины, имущества церкви. Декларация прав, роспуск религиозных орденов
III. Отказ от провозглашения католичества государственной религией
IV. Папа осуждает декларацию прав в марте 1790 года
V. Гражданская конституция духовенства: ее существеннейшие пункты, ее дух
VI. Рождение религии отечества. Федерации. Алтари
VII. Папа высказывается против гражданской конституции. Схизма окончательно определяется
VIII. Разделение галликанского духовенства на присягнувших и неприсягнувших и вызванная этим борьба.
IX. Волнения в Париже и первое провозглашение свободы культов
X. Практическое применение этого принципа: неприсягнувшие, евреи, протестанты
XI. Неприсягнувшие приобретают облик контр-революционеров
XII. Жестокие законы Законодательного Собрания против этих непокорных. Меры обмирщения (laicisation)

III. Попытка дехристианизации (1793-1794 г.г.)
I. Конвент вначале поддерживает гражданское устройство духовенства
II. Враждебная позиция папы. Вандея. Суровые законы против ослушных священников
III. Первые попытки дехристианизации
IV. Выступление граждан Риз-Оранжи, отказывающихся от культа. Отречения. Праздник Разума в соборе Богоматери
V. Распространение и характер культа Разума
VI. Позиция Комитета общественного спасения и Конвента. Новое провозглашение свободы культов
VII. Дехристианизация продолжается и принимает более общий характер.
VIII. Христианство переживает серьезную опасность
IX. Культ высшего Существа. Робеспьер

IV. Отделение церкви от государства (1794-1802 гг.)
I. В сентябре 1794 г. упразднено жалованье духовенства
II. Закон 3 вантоза III года: отделение и свобода. Возрождение конституционной церкви и воскресение римского культа
III. Закон 11-го прериаля III года: возвращение церкви верующим
IV. Закон 7-го вандемьера IV года: общее управление культов
V. Обзор религиозных сект, рационалистических группировок при режиме Отделения. Религиозная политика Директории - осуществление дехристианизации путем светского воспитания и введения декадных праздников
VI. Общее обмирщение. Разрушение этого строя Конкордатом