Искусство Франции эпохи Революции и Первой империи

Реквизиты
Автор(ы): 
, Бенуа, Франсуа (Francois Benoit; 1870-1947)
Государство: 
Период: 
1780-1815
Источник: 
М.-Л.Искусство. 1940

Франсуа Бенуа

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ РЕВОЛЮЦИИ и ПЕРВОЙ ИМПЕРИИ

Перевод с французского

М.-Л.: Искусство. 1940


Из предисловия автора

Французское искусство нового времени не может похвалиться преувеличенным вниманием историков искусства: великие мастера этой эпохи изучены недостаточно; второстепенные художники почти совсем неизвестны, а что касается великих сдвигов, которые определяли характер этого искусства, то до сих пор остаются невыясненными и причины их возникновения и процесс их осуществления. Но из всех периодов наиболее забытым оказалось время Революции и Первой Империи. Дойдя до последних лет царствования Людовика XVI, любители и ученые спешат перейти ко второму десятилетию XIX века и пропускают промежуточные годы.
Четверть века, которую мы собираемся изучать, обладает в области искусства не меньшим своеобразием, чем в области науки или литературы. Для литературы, несомненно, это была эпоха, когда беспомощные подражатели компрометировали великие классические образцы, превращая их в бледные и пошлые повторения, в пределах которых содержательные и продуманные обобщения мастеров становились расплывчатыми общими местами, а ясный, отчеканенный язык - бесцветным, худосочным пустословием. Но в то же время совершается и переворот, в результате которого старая затасканная поэтика уступила место новым концепциям, а греко-римское засилие сменилось германскими влияниями. Тогда-то божества оссиановского Олимпа и герои современной истории начали оспаривать театральные подмостки, поэзию и роман v божеств и героев древней Греции и Рима. Давно подавлявшееся воображение вновь одержало верх в бесчисленных романах,, широкую арену завоевало себе чувство - то сумрачное и скорбное, то меланхолическое и «слезливое»; понимание природы, развиваясь, становилось живее и углубленнее; наконец, изменился стиль, значительно обогатился словарь - особенно в прозе, - и слог потерял прежнюю вялость.
В области искусства 1791 год знаменует конец старой организации художественной жизни, основанной на академических привилегиях, конец векового влияния прежней клиентуры-знати и церкви, а также королевской администрации; 1814 год - это год насильственного возврата старого режима и падения правительства, энергичное вмешательство которого в художественную жизнь мы охарактеризуем ниже. В период, заключенный между этими двумя датами, эстетика и искусство создали нечто вполне своеобразное. Классики довели до совершенства свои теории, до тех пор несколько расплывчатые; они сделали из них самые крайние выводы; они превратили их в систему доктрин, обладавших видимостью, а вместе с тем и авторитетом абсолютных догматов; наконец, они пытались всесторонне применять свои теории при создании произведений, которые считаются конкретным воплощением их формул. В то же самое время - и эта особенность явилась для нас одной из главных побудительных причин при выборе темы исследования - данная эпоха, завершая собою долгую эволюцию, кладет начало новому развитию, продолжающемуся вплоть до наших дней. В самом деле, именно тогда были созданы или глубоко преобразованы художественные учреждения, которые продолжают существовать до сих пор: Академия изящных искусств, Школа изящных искусств, Французская академия в Риме, Управление изящными искусствами, музеи, салоны и т.д. Точно так же - тогда же именно зародились и получили развитие идеи и вкусы, которым предстояло свергнуть классицизм, и в те же годы сформировались уже и художники, которые должны были осуществить этот переворот.
Таковы были соображения, которыми мы руководствовались, приступая к исследованию, результаты которого мы теперь публикуем; они касаются пока лишь трех больших отраслей искусства. Наша задача была весьма неблагодарна. Искусство этой эпохи редко вознаграждает исследователя эстетическими переживаниями. Отсутствие библиографических справочников вынудило нас искать сведения о тогдашней литературе по вопросам эстетики, имеющей столь важное значение, путем просмотра каталогов книготорговцев того времени. С другой стороны, небольшое количество и разбросанность доступных для обозрения художественных произведений заставили нас - мы далеки от того, чтобы сожалеть об этом! - предпринять своего рода турне по Франции, посетить провинциальные музеи; во время этого путешествия удалось обнаружить более восьми сотен рисунков, картин и скульптур, из которых многие представляют для нас большой интерес, а некоторые обладают высокой самостоятельной ценностью.
Чтобы не было никаких недоразумений и в нашей работе не искали бы того, что мы не собираемся в ней давать, определим точнее поставленную перед собою задачу. Мы не имели в виду написать историю искусства эпохи Революции и Первой Империи, подробно изложить жизнь художников и описать их произведения. Мы хотели, чтобы наша работа была не описанием, а объяснением. Она должна вскрывать, почему в эту эпоху, из которой вытекает наша, искусство устремилось именно по этим путям и следовало по ним с известным увлечением, и каким образом история искусства связана с общественно-политической историей. Из многочисленных собранных нами материалов, большею частью неизданных, мы выбрали только те, которые бросают свет на художественную эволюцию эпохи в целом. Мы даем общий обзор, который может служить отправной точкой для более специальных исследований; мы старались облегчить такие исследования, приводя обильную библиографию.
Эту работу, которая в известной степени задумана как доказательство, мы нашли нужным построить по строго методическому плану.
В первой части мы перечисляем и характеризуем те движущие силы, которые содействуют созданию художественного произведения. Мы начинаем с идей; разбираем и группируем идеи, касающиеся двух основных вопросов - соотношения искусства с обществом и государством и выбора направлений художественной деятельности; мы пытаемся найти их истоки, даем характеристики людей, которые их выдвигали, и описываем вызванные ими столкновения. Затем мы ставим вопрос о влиянии, которое могли оказывать образцы старого искусства, представленные в музеях или популяризуемые литературой по вопросам искусства. Мы показываем затем, какую поддержку оказывали искусству и какое направление старались ему сообщить публика и различные правительства, сменявшиеся между 1791 и 1814 гг. Мы заканчиваем эту часть рассмотрением художественных учреждений, класса искусств Института, учебных заведений, выставок, конкурсов и наград.
Дав оценку влияниям, мы посвящаем вторую часть художникам и произведениям. Мы устанавливаем количество работавших тогда художников, их интеллектуальный и нравственный уровень, их положение в обществе. Затем, руководствуясь стилистической близостью, мы группируем их вокруг центральных фигур каждой школы, стараясь, по возможности, определить, какое место они занимали во мнении современников, т.е. какова была сила примера, который они подавали, или теорий, которые они проповедовали. Показав, к чему стремились те или другие, мы извлекаем из анализа их произведений материал для характеристики излюбленных ими жанров, тематики, типов, трактовки сюжета и техники исполнения; наконец, высказываем мнение об успехе их попыток.


ОГЛАВЛЕНИЕ (полужирным шрифтом выделены публикуемые главы)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЛИЯНИЯ

Отдел первый. Теории

Глава I. Теория социально-политической роли искусства и его взаимоотношений с государством
Глава II. Эстетические доктрины
Теория архитектуры. Антично-классический тезис. Свободная антитеза
Теория изобразительных искусств. Ультраидеалистическая теория
Свободная антитеза

Глава III. Происхождение эстетических доктрин и борьба эстетических учений
Источники эстетических учений. Литература по эстетике. Писатели по вопросам эстетической теории. Борьба эстетических учений

Отдел второй. Влияние искусства прошлого

Глава I. Музеи
Глава II. История искусства и репродукции

Отдел третий. Публика и правительство

Глава I. Публика
Глава II. Правительство

Механизм управления искусством. Деятельность администрации искусств. Революционный период. Период Консульства и Империи

Отдел четвертый. Художественные учреждения

Глава I. Академическая жизнь
Глава II. Художественная педагогика
Глава III. Выставки, конкурсы, награды

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ХУДОЖНИКИ и ИХ ТВОРЕНИЯ

Отдел первый. Художники

Количество художников. - Их юридическое положение. - Вопрос о патенте. - Женщины-художницы. - Художники-иностранцы. - Материальное положение художников. - Их моральный и интеллектуальный уровень. - Их взаимоотношения между собой. - Их образ жизни. - Положение в обществе

От редакторов сайта:
Таблица, отражающая рост числа художников и участие их в выставках с 1791 по 1812 гг.
Женщины - художники и скульпторы, упоминаемые в книге Ф.Бенуа

Отдел второй. Архитектура

Глава I. Мастера. Школы
Глава II. Произведения

Отдел третий. Живопись и скульптура. Мастера и школы

Глава I. Живописцы, работающие над изображением человека
Мастера XVIII в. и примыкавшие к их традиции. Ультраклассики
Умеренные классики: Вьен, Венсен, Реньо, Летьер, Жерар, Изабе
Предшественники романтизма: баталисты; художники, писавшие на темы средневековья; художники с колористическими тенденциями; Гро
Глава II. Скульпторы: приверженцы идеалистически антикизирующего стиля; мастера переходного стиля; независимые и искренние таланты; медальеры и резчики драгоценных камней

Отдел четвертый. Живопись и скульптура (Произведения и художественные жанры)

Глава I. Тематика и различные художественные жанры: портрет; высокое искусство; аллегория; религиозное искусство; мифология; древняя история, средневековая история и предания; жанр; изображение природы; пейзаж, архитектурный пейзаж, цветы, фрукты, животные, натюрморты
Глава II. Интерпретация и трактовка сюжетов: подражания; рисунок, экспрессия, композиция; трактовка исторических сюжетов; нумизматика и глиптика. Сюжеты с изображением человеческих фигур. Изображение природы. Техника и исполнение

 

Заключение