Докладная записка ЭКУ ОГПУ о проведении массовых репрессий против спекулятивных элементов на хлебном рынке СССР. 8 февраля 1928 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.02.08
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 206-208.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 567. Л. 278-281. Копия.

 

№ 67

4 января текущего года ОГПУ было предложено своим органам на местах немедленно провести, по согласовании с местными партийными и советскими организациями, массовые репрессии против наиболее злостных частных хлебозаготовителей и хлеботорговцев, оказывавших своею деятельностью особо дезорганизующее влияние на состояние местных хлебных рынков, с последующей передачей дел на рассмотрение Особого совещания при коллегии ОГПУ1*.

Заключительных итоговых докладов об этой операции с мест пока еще не получено, но и уже имеющиеся сообщения рисуют довольно ясную картину как характера самих репрессий, так и их результатов.

Количество арестованных

Репрессиям в основном были подвернуты спекулятивные элементы из среды частников, производившие в заготовительных районах заготовку хлеба

по ценам, превышавшим конвенционные, а в потребляющих районах — продажу хлеба по ценам, превышавшим установленные сбытовые для государственных и кооперативных торгующих организаций. При этом нужно иметь в виду, что вся деятельность частных заготовителей и торговцев хлебом повсеместно протекала при нарушении ими правил экономического регулирования перевозок, при злостной агитации с их стороны против сдачи крестьянством хлеба плановым заготовителям, при массовом нарушении ими различных постановлений местных исполкомов о порядке ведения хлебозаготовок и хлеботорговли, при производстве ими перемола зерна через подставных лиц из крестьян и при совершении ими множества других правонарушений.

Наибольшее количество арестованных частников падает на крупнейшие хлебозаготовительные районы, особенно на те, которые географически тяготеют к потребляющим районам. Сведения о количестве арестованных по отдельным районам усматриваются из нижеследующего перечня: Украинская ССР — 704 человека, Сибирь — 234, Татарская республика — 150, Башкирская [республика] — 110, Уральская область — 85, Тамбовская губ. — 100, Саратовская — 104, Воронежская2* — 71, Оренбургская — 35, Ульяновская — 84, Тульская — 63, Пензенская — 50, Курская — 48, Самарская — 44. Всего же, по приблизительным подсчетам, по СССР арестовано около 3000 частных хлебников. Кроме того, начиная с последних чисел января, по Сибири и Украине проводятся аресты кулацких элементов, которые, в связи с репрессиями против частных хлеботорговцев, сами приступили к скупке хлеба в целях спекуляции, проводя вместе с этим злостную агитацию против мероприятий партии и правительства по усилению хлебозаготовок.

О ходе противокулацкой операции получены первые сведения только из Сибири и из Уральской области, причем арестовано: Сибирь — 136 человек, Уральская область — 80.

Количество отобранного хлеба

При арестах частников повсеместно были обнаружены у них склады хлеба, припрятанного в целях спекуляции, в надежде на повышение цен.

Наиболее крупные склады припрятанного хлеба были обнаружены на Украине. Например, в Черкассах был обнаружен тайный склад ячменя в 20 050 пуд., в Мариуполе — 10 000 пуд. подсолнуха, в Первомайске — 7000 пуд. пшеницы, в Одессе — 4000 пуд. пшеничной муки и т.д.

На Урале тайные склады хлеба вмещали у некоторых арестованных до 5000 пуд. пшеницы и ржи. Склады хлеба, правда в несколько меньших количествах, были обнаружены и в других районах, например, в Пензенской, Самарской и других губерниях (от 500 до 1500 пуд. хлеба). Немедленно по обнаружении хлеб передавался кооперации по конвенционным ценам. Точные сведения о количестве изъятого хлеба ввиду продолжающейся передачи нами еще не получены.

Непосредственным результатом арестов частников явилось немедленное прекращение ими почти повсеместно всяких хлебозаготовок, и частник, таким образом, с хлебозаготовительного рынка был снят. Отсутствие в лице частника конкурента для плановых заготовителей усилило заготовки последних и внесло успокоение в рыночные цены на хлеб, причем эти цены не только приблизились к конвенционным, но и совпали с ними в целом ряде районов.

Для характеристики положения, возникшего вслед за проведением операций на хлебозаготовительных рынках, приводятся выдержки из сообщений местных органов ОГПУ.

Украина: «Частник в округах, где проведены операции, пассивен и в большинстве с рынка ушел».

Сибирь (по Барнаульскому округу): «Произведенный арест наиболее злостных частников повысил темп заготовок, и в первые же два дня после операции Сибторг заготовил до 800 пуд., а Хлебопродукт до 500 пуд. хлеба.

Арест частников способствовал также понижению цен на хлеб на рынке, до этого превышавших конвенционные от 50 до 100%. Частники поспешили заключить с местным Внуторгом соглашение о ценах на хлеб и фураж».

Урал: «В связи с проведенной операцией и снятием с рынка частных хлеботорговцев в крупных хлебозаготовительных округах замечено увеличение покупки хлеба госорганизациями: в Курганском округе за один день было заготовлено 23 000 пуд., т.е. больше, чем за всю предыдущую пятидневку».

Движение цен на хлеб в период, последовавший вслед за репрессиями, усматривается также из сведений, полученных из Самарской губ. Так, до ареста частников рыночная цена на пшеницу в г.Самаре составляла 2 р. 10 к. за пуд, после же ареста 44 частников эта цена упала до 1 р. 50 к.

Начальник Экономупра ОГПУ Прокофьев.

1*См. док. № 31.

2* в тексте описка — Владимирская, не входившая в число «крупнейших хлебозаготовительных районов».