Парижская коммуна и демократические силы Италии
Владимир Ефимович Невлер
Парижская коммуна и демократические силы Италии
Вопросы истории. 1981, № 3
Революция 18 марта 1871 г. во Франции, результате которой впервые в истории было создано правительство рабочего класса, вызвала широкий резонанс во многих странах мира. К.Маркс указывал, что «Коммуна присоединила к Франции рабочих всего мира»1. Парижская Коммуна «снискала симпатии всюду, где страдает и борется пролетариат... Гром парижских пушек разбудил спавшие глубоким сном самые отсталые слои пролетариата»2, — писал В.И.Ленин. Коммуна нашла горячий отклик и в демократических слоях Италии. Восхищение коммунарами объяснялось здесь и тем, что Гарибальди объявил о своей поддержке Коммуны в первые же дни ее существования, а руководители Национальной гвардии в Париже заочно избрали борца за свободу Италии главнокомандующим революционными военными силами Коммуны. Сотни гарибальдийцев, борьба которых незадолго перед тем привела к завершению объединения Италии, принимали участие в боевых действиях коммунаров. Некоторые итальянские революционеры-демократы занимали руководящие посты в Парижской Коммуне и Национальной гвардии (из 49 иностранцев 9 были итальянцами)3. Итальянские коммунары в своем большинстве являлись выходцами из рабочего класса или мелкобуржуазной интеллигенции.
Насколько велико было ликование прогрессивных элементов итальянского общества по поводу провозглашения Коммуны, настолько же сильным было их возмущение террором версальской контрреволюции. В городах Италии проходили собрания рабочих и прогрессивной интеллигенции, на которых принимались приветственные адреса героям Коммуны. Несмотря на репрессии против левой печати, демократические газеты подробно освещали деятельность Коммуны, ее социальные мероприятия. «Наши симпатии, наши надежды — Парижская Коммуна», — писала левореспубликанская «La plebe» 15 апреля 1871 года. Два дня спустя та же газета отмечала: «В Париже — новая жизнь, новые люди, новые дела». А демократическая «Gazzettino rosa» 14 апреля утверждала, что окончательная победа свободы во Франции вызвала бы в Италии такой резонанс, который «потряс бы гнилой фундамент существующей системы».
У правящих классов Италии были достаточные основания для тревоги. Пресса писала, что «первые успехи Парижской Коммуны породили у итальянского правительства дьявольский страх»4. Правая печать повела разнузданную кампанию клеветы и дезинформации против Коммуны и тех, кто ее защищал, а правительство усилило репрессии против рабочих и демократической печати. Однако сбить волну митингов солидарности с коммунарами Парижа было трудно.
В первой половине апреля в Италии стали распространяться прокламации с восторженными отзывами о Парижской Коммуне. 12 апреля было написано обращение Международного демократического общества во Флоренции «К гражданам Парижской Коммуны». Общество это было основано в 1870 г. и «стремилось побуждать молодежь к действиям, подготавливая путь к победе всемирной республики и к установлению социализма»5. «Взволнованные героической борьбой, которая происходит сегодня в Париже и которой вы неуклонно руководите, логически завершая этим Великую революцию 1789 г., — говорилось в обращении, — мы, ваши братья по всемирной демократии, посылаем вам с берегов Арно привет и пожелание победы... Победите ли вы или будете побеждены, ваше знамя является знаменем будущего... Наш день придет!.. Победите вы или нет, Франция вас признает и ваши принципы социальной революции послужат в недалеком будущем определяющими принципами общества. Мы заявляем, что за эти принципы мы, простые люди, готовы жертвовать имуществом, жизнью и всем на свете»6.
Среди подписавших обращение итальянских революционных демократов первым был Л.Кастеллаццо, который и являлся, по-видимому, его автором. Писатель-революционер, участник походов Гарибальди, бывший одно время его адъютантом, Кастеллаццо был известен Ф.Энгельсу, который высоко ценил его и послал ему экземпляр работы К.Маркса «Гражданская война во Франции» тотчас же после ее опубликования7. Обращение дошло к парижским коммунарам. Его напечатал в своей газете «L'Ami du peuple» деятель Коммуны О.Верморель, а затем — и официоз Коммуны8.
Сохранился рассказ видного итальянского революционера, деятеля Интернационала О. Ньокки-Вианни о влиянии Парижской Коммуны на демократические слои итальянского общества, в особенности на молодежь. «Парижская Коммуна, — писал он, — явилась тем событием, которое немедленно открыло путь Интернационалу в Италию... Коммуна сломала все препятствия. Умы и сердца пылких юношей и пробудившихся рабочих горячо устремились к ней, в ней они черпали свет и пламя новых надежд... События в Париже... призвали на арену общественной жизни рабочий класс»9. Широким народным массам Италии все яснее становились выводы, сделанные пионерами итальянского социалистического движения уже в первые дни Парижской Коммуны: «Во Франции происходит борьба между реакцией и прогрессом, между тиранией и свободой, между невежеством и цивилизацией»10. С неослабным вниманием следила демократическая общественность страны за борьбой коммунаров в майские дни, особенно во время напряженных боев «кровавой недели». Эпилог Коммуны глубоко потряс рабочих, демократическую интеллигенцию и студенчество Италии. «Париж, даже упав, спасет Францию и республику... Монархия невозможна более во Франции... Коммуна провела блестящее сражение — сражение за свободу, против деспотизма, почет Парижу!»
Рабочие Италии видели в Парижской Коммуне «социальную республику». «Социальная республика есть, и будет, — писал социалист Э.Биньями, — освящена бессмертным мученичеством, социальная республика пала, чтобы возродиться еще более сильной»12. Выражая печаль народных масс в связи с падением Коммуны, демократические газеты указывали, что пример Франции «послужит уроком» для трудящихся Италии, которые так же, как и парижане, «будут непримиримыми». Эти газеты выражали уверенность, что «близок день великого правосудия»13. Сообщая 4 июня 1871 г. в «Gazzettino rosa» о геройской смерти коммунаров на баррикадах и о кровавых оргиях контрреволюции, социалист В.Пецца взывал: «Я хочу, чтобы мои слова зажгли мысли патриотов и они дали бы себе клятву сражаться всеми своими силами и беспощадно против угнетателей свободы».
В Италии проходили манифестации солидарности с коммунарами. На собраниях рабочих и демократических организаций призвались адреса, обращенные к коммунарам. и «Адрес Джирджентской секции Интернационала» (Сицилия): «Мы, ваши братья по идее, готовы, как и вы, когда-нибудь поднять знамя социального освобождения; мы считаем делом чести адресовать с окраины наши слова утешения, восхищения и надежды вам, побежденным Парижской Коммуны. Революция, которая восхитила мир своими бесподобными великими принципами, необыкновенным благородством своего мира, не побеждена. Социальное освобождение простого народа стало наиболее настоятельной необходимостью нашего времени; и наша революция, однажды сорвавшая завесу, скрывавшую будущее, провозгласившая однажды эру новой цивилизации, должна, раньше или позже, восторжествовать, потому что из крови наших мучеников поднимутся бесчисленные мстители, ибо Коммуна не является кометой, которая теряется в пространстве, но это — солнце, которое садится сегодня, чтобы подняться завтра»14. Принятие таких обращений на собраниях, публикация их в газетах в то время, когда итальянское правительство обрушило репрессии на рабочих и демократические организации, распустило их, показывают силу влияния, которое оказала Коммуна на умы прогрессивных людей Италии.
Пожалуй, самым волнующим документом из всех дошедших до нас от тех дней является резолюция собрания рабочих Милана. Это собрание было созвано сторонниками Интернационала 18 июня 1871 года. На нем присутствовало более 2,5 тыс. человек. Принятое там воззвание было обращено к народу Италии: «В тот момент, когда наши парижские братья, побежденные и преследуемые, как дикие звери, сотнями падают под ударами убийц, скажем им: «Идите к нам, мы здесь, наши дома открыты для вас, мы будем охранять вас до близкого дня возмездия». Трудящиеся! Принципы Коммуны — наши принципы; мы принимаем на себя ответственность за ее действия. Да здравствует Социальная Республика!»15 Содержание обращения было обусловлено обстановкой в Италии тех дней. После подавления Коммуны, спасаясь от репрессий, сюда бежало значительное число коммунаров. Рабочие Италии приветливо встретили их, оказали им моральную и материальную помощь. А коммунары немало сделали затем для популяризации идей Коммуны среди итальянских рабочих.
Правящие круги Италии усмотрели в прибывших коммунарах опасность для себя и согласились выполнить требования версальского правительства об их выдаче. Это решение вызвало негодование трудящихся, всей демократической общественности страны. Во многих городах созывались митинги протеста, принимались воззвания, обращения. С резким протестом выступали демократические и рабочие газеты. Но они тут же подвергались конфискации. Деятельность демократических обществ, поддерживающих коммунаров, запрещалась, многие их члены были арестованы. Прогрессивные круги итальянского общества вели настойчивую борьбу против задуманного правительством преступления. И мощное проявление солидарности демократических сил Италии с участниками Коммуны возымело свое действие: правительство вынуждено было отступить и не решилось выдать бежавших коммунаров.
Идеи Коммуны способствовали усилению влияния I Интернационала. Показательна в этом отношении статья в «La plebe», посвященная задачам пролетариата после подавления Коммуны. Призывая к перестройке рабочих организаций, газета писала 22 июня 1871 г.: «Интернационал поднимает голову, действует более мощно, чем когда-либо, провозглашает свои идеи; побежденный в Париже, он не потерял своей отваги; готовый к борьбе, он поднимает свое знамя, красное знамя... Пролетариат потерпел поражение, испытал свой Седан… но он уже вновь поднимается».
Как известно, подавление Парижской Коммуны разочаровало некоторых видных итальянских республиканцев. Среди них были и те, кто осуждал ее деятельность. Гарибальди написал гневное письмо в редакцию республиканской газеты «La Romo del popolo», редактором которой являлся Дж.Петрони. Это письмо из Капреры от 21 октября 1871 г. было опубликовано во многих газетах. «Кто дал вам право, — писал Гарибальди, — бросать проклятия павшим? Ведь это — единственные люди, которые в наше время тирании, лжи, трусости и разложения высоко держали святое знамя правды и законности и с ним в руках погибли»16. Когда Энгельс узнал об этом письме, он сообщил своему другу Т.Куно: «Его (Гарибальди. — В.Н.) последнее письмо к Петрони представляет для нас громадную ценность»17.
Несмотря на поражение, Коммуна вселяла уверенность в победе рабочего класса, «всколыхнула по Европе социалистическое движение... Коммуна научила европейский пролетариат конкретно ставить задачи социалистической революции»18. Воздействие Парижской Коммуны на развитие рабочего и социалистического движения в Италии подтверждает эту ленинскую оценку.
1 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.17, с.350.
2 В.И.Ленин. ПСС. Т.20, с.221—222.
3 «Paris-Journal», 1.VI.1871.
4 «Gazzettino rosa», 25.IV.1871.
5 Е.Conti. Le origini del socialismo a Firenze. R. 1950, p.116.
6 «Gazzettino rosa», 22.IV.1871; «Il Dovere», 17.IV.1871.
7 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т.33, с.201.
8 «L'Ami du peuple», 23.IV.1871; «Journal officiel», 27.IV.1871.
9 О.Gnocchi-Vianni. Ricordi di un internazionalista. Milano. 1909, p.120.
10 «Gazzettino rosa», 6.1V.1871.
11 «Gazzettino rosa», 22.V.1871.
12 «La plebe», 23.V.1871.
13 «Gazzettino rosa», 27.V.1871.
14 «Адрес» был опубликован в «La plebe» 1.VI.1871 и «Gazzettino rosa» 28.VI.18719 подписей (вероятно, во избежание репрессий против его авторов). Подписи восстановлены нами по газете «L'Egalite» (opган секции Интернационала в Романской Швейцарии) от 8.VII.1871. Эта газета, придерживавшаяся линии Генерального Совета Интернационала, сопроводила «Адрес» заметкой, в которой говорилось: «Мы получили от наших братьев в Джирдженти протест, который позволяем себе воспроизвести». Там же указывалось, что «Адрес» был принят единогласно на собрании джирджентской секции Интернационала II июня 1871 года. Этот документ до сих пор не воспроизводился в исторической литературе. А.Романо лишь упоминает о нем (A.Romano. Storia del movimento socialista in Italia. Vol.I. Bari. 1966, p.488).
15 E.Villetard. Histoire de l’Internationale. P. 1872, pp.265—266.
16 G.Garibaldi. Lettere e proclami. Milano. 1854, pp.101—103.
17 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т.33, с.272.
18 В.И.Ленин. ПСС. Т.16, с.453.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии