Очерк истории средневекового материализма
Герман Лей
ОЧЕРК ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Перевод с немецкого 3.В.Горловой и И.А.Саца
Вступительная статья и общая редакция А.В.Гулыги
М.: издательство иностранной литературы. 1962
Из авторского введения
Настоящая работа прослеживает в общих чертах важный этап в развитии философского материализма. Она исследует вопрос о влиянии духовной культуры, возникшей в период раннего средневековья в Средней Азии и Северной Африке, на прогрессивную идеологию средневековой Западной Европы. Она ставит своей целью вскрыть взаимосвязь между возрастающим познанием природы, элементами материалистического мировоззрения, атеизмом и классовой борьбой того времени. Необходимо доказать, что развитие западноевропейской философии совершалось не автономно, распространение элементов философского материализма и в период средневековья способствовало борьбе угнетенных классов против их эксплуататоров и в то же время освобождало современному естествознанию путь к познанию.
Влияние идей, идущих с Востока, до сих пор учитывалось недостаточно. Благодаря крестовым походам и существованию альмохадского государства в Магрибе и на юго-западе Испании в Европу вместе с естественнонаучными знаниями проникла и материалистическая теория, которая заняла свое место в идеологической классовой борьбе того времени.
Античный материализм не исчез в период средневековья. Между античностью и эпохой Возрождения не существует пропасти, которую якобы заполнила идеология господствовавшей в то время католической церкви. Для правильной оценки развития западноевропейской философии необходимо знать то влияние, которое оказала на нее прогрессивная философия эпохи возвышения арабов. Ортодоксальная теология находилась в противоречии с естествознанием и неортодоксальной философией. Это противоречие является практическим и теоретическим выражением двух основных линий в философии — материализма и идеализма.
ОГЛАВЛЕНИЕ
У истоков материализма и атеизма нового времени (вступительная статья)
Введение
Авиценна и Аверроэс. Происхождение, сущность и значение их философии
1. К вопросу об экономической структуре арабского феодализма
а) Формирование новых производственных отношений
б) Материальное производство и естествознание
в) Передовые организации и научный прогресс
г) Особенности экономической структуры арабского Запада
2. Элементы материализма у Авиценны
а) Философия Авиценны в оценке различных авторов
б) Различная интерпретация философии эманации Плотина
в) Элементы материализма в философии Авиценны
Борьба Авиценны против идеализма
Взгляды Авиценны на материю
Взгляды Авиценны на понятие
Взгляды Авиценны и Фараби на общество
3. Газали. Реакционная феодальная идеология в борьбе против развивающегося философского материализма
4. Аверроэс как защитник философского материализма
а) Идеалистическая критика Аверроэса
б) Элементы материализма в философии Аверроэса
в) Номинализм Аверроэса
г) Демократический характер учения о «деятельном разуме»
д) Полное отделение науки от веры
К вопросу об общественном и идеологическом развитии в некоторых странах Западной Европы
1. Шартрская школа и ее роль в распространении аверроизма в Западной Европе
2. Еретические учения в Парижском университете до Сигера Брабантского и борьба церкви против них
3. Амальрик и Сигер
4. Философский материализм в учении Сигера брабантского
5. Борьба церкви с аверроизмом. Запреты 1270 и 1277 годов и осужденные ими аверроистские тезисы
а) Тезисы 1270 года
б) Гносеологические тезисы 1277 года
в) Атеистические тезисы
6. Особенности развития феодализма в Германии
а) Развитие производительных сил
б) Классовая борьба в Германии
в) Сопротивление натиску феодальной реакции в Германии
г) Бегарды и бегинки
7. Мейстер Эккарт — теоретик крестьянско-плебейского движения
а) Эккарт в свете прежних оценок
б) Преподавательская деятельность Эккарта в Париже
Эккарт — Гонсальвий
«Парижские вопросы». Первая работа
«Парижские вопросы». Дальнейшие работы
«Проповедь в день св. Августина» как доказательство связи Эккарта со школой Шартра
в) «Expositio»
г) Процесс Эккарта
Проблемы, выдвинутые на процессе
Главный пункт обвинения: утверждение о вечности мира и разума
8. Политический аверроизм Марсилия Падуанского и Жана Жандена. Трактат «Defensor pacis»
9. Элементы аверроизма у Иоганна Штернгассе и Дитриха Фрейбергского
а) Иоганн Штернгассе
б) Дитрих Фрейбергский
10. Идеалистический скептицизм Николая Отрекура
11. Реакционная мистика Таулера и Сузо
Послесловие
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии