Табор в гуситском революционном движении

Реквизиты

Йозеф Мацек

ТАБОР в ГУСИТСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

перевод с чешского Н.А.Аросьевой, Т.Е.Егеревой, Н.М.Пашаевой,

редакция и предисловие П.И.Резонова

М.: Иностранная литература. 1956


Оцифровка без вычитки текста.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Глава 1. Оценка Табора – мерило прогрессивности историка
Произведения Франтишека Палацкого как выражение позиции молодой чешской буржуазии. Работа В.В.Томека и позитивистов как выражение классовых интересов экономически господствующей буржуазии. Произведения И.Пекаржа, В.Халоупецкого, Т.Г.Масарика и И.Славика как выражение позиции загнивающей буржуазии периода империализма. Зденек Неедлы — хранитель и завершитель народных традиций. Принципиальное значение работ Карла Маркса и Фридриха Энгельса для научного объяснения истории гуситского Табора. Только Коммунистическая партия Чехословакии в произведениях Зд.Неедлы, К.Крейбиха, К.Конрада и прежде всего Клемента Готвальда отстояла подлинно революционное значение Табора и разоблачила те извращения истории, которые допускает Пекарж и Масарик.

Глава 2. Кризис феодализма в XIV и XV столетиях
Начало кризиса феодализма, вызванного развитием городов. Ход классовых боев во Флоренции, Фландрии, Франции, Англии, в немецких городах как выражение кризиса феодального строя. Руководящая и движущая сила этих антифеодальных выступлений. Роль ересей и идеология бедноты. Кризис чешского общества на грани XIV-XV веков как одно из проявлений кризиса феодализма.
 
Глава 3. Социально-экономическое положение в предгуситской Чехии в начале XV века
Учение о трех сословиях как отражение классовых интересов феодалов. Стремления народа изменить общественный строй, нашедшие отражение в учении Петра Хельчицкого и Яна Желивского. Разрушающее воздействие денег на феодальные отношения Чехии, равно как и других стран. Церковь. Церковь как самый крупный феодал. Начало концентрации церковных земельных владений. Ненависть к церкви и ее богатству. Фискальная политика папы и симония, способствующие усилению антицерковного движения. Падение нравов среди духовенства и противоречия между высшим и низшим духовенством. Дворянство. Высшее дворянство и первые попытки концентрации панских земельных владений. Кризис низшего дворянства. Феодальные раздоры, ослабляющие правящий класс. Города. Города как элемент, чуждый феодальному обществу. Торговый капитал и немецкий патрициат. Борьба чешского бюргерства за власть. Борьба городской бедноты за создание условий, необходимых для существования. Крестьянство и городская беднота — наиболее эксплуатируемые общественные слои. Крестьянство. Критика взглядов буржуазных ученых на положение крестьянства. Разница между положением богатых крестьян и деревенской бедноты. Экономические и правовые формы притеснения крестьян. Бессилие короля в условиях возрастающего обострения классовых противоречий и бесконечных феодальных смут. В.И.Ленин о предпосылках успешной революции.
 
Глава 4. Идеология как отражение классовых противоречий
Критика идеалистического метода буржуазной историографии. Ф.Энгельс о ересях. Роль церкви как самого крупного феодала. Католические стихи и песни, отражающие страх правящего класса перед нарастающей революционной волной. Труды Томаша Штитного, показывающие классовый гнет, но не указывающие путей для его ликвидации. Проповедники предгуситской эпохи К.Вальдгаузер, Ян Милич из Кромержижа и Матей из Янова, также не нашедшие революционного решения вопроса. Учение и деятельность магистра Яна Гуса как источник революционной идеологии. Связь Гуса с народом — прямой путь его к революционной идеологии. Мелкие проповедники — друзья Гуса и наследники его идей. Народные пророчества, отражающие нарастание революционной волны. Народная ересь, первые объединения революционного народа. Критика буржуазной историографии по вопросу о народной ереси. Южночешский центр народной ереси. Микулаш из Дрездена и Ян Желивский — хранители революционного наследия Яна Гуса и продолжатели его дела, призывавшие народ к борьбе.
 
Глава 5. Феодальные междоусобицы и классовая борьба с начала XV века до основания Табора
Революционные отклики на казнь Яна Гуса и Иеронима Пражского. Протест чешского дворянства. Бессилие двора Вацлава IV справиться с нарастающей революционной волной. Феодальные междоусобицы, направленные главным образом против высшей церковной иерархии. Борьба горожан против немецкого патриота и прелатов. Пльзень и проповедник Вацлав Коранда. Усти Сезимово — центр гуситского движения на юге Чехии. Волнения в Праге. Революционное выступление пражского населения 30 июля 1419 года как начало революционной борьбы. Трудности, связанные с объединением сельского населения. Деятельность бродячих проповедников. Паломничества на горы, сплотившие широкие массы чешского народа. Паломничества на гору Табор. Преодоление пассивности эксплуатируемых масс. Микулаш из Гуси. Паломничества на горы и в пять городов — объединение и сплочение революционных масс для борьбы. Паломничества на гору Кржижек под Прагой. События в Праге после 30 июля 1419 года. Возникновение панского союза. Первая неудачная попытка сосредоточить чешское население в Праге. Отход революционных отрядов к Пльзеню. Захват Усти Сезимова южночешскими таборитами. Основание Табора как следствие эволюционной борьбы широких народных масс. Хилиазм — революционная идеология таборитов. Критика буржуазной историографии.
 
Глава 6. Социальный состав таборитов в 1420-1452 годах
Источники официального характера — основа для изучения социального состава таборитов. Критика методологии буржуазной историографии. Анализ источников официального характера: «Книга казней» панов из Рожмберка. Показания гончара Сливки в 1420 году. Реестр Златокорунского монастыря. Отрывки из урбариальных реестров Тржебоньского монастыря. Запустение в ряде мест в связи с возникновением Табора. Анализ таборитского рихтаржского реестра 1432—1450 годов. Список запрещенных ремесел и мелких промыслов. Социальный состав таборитов в 1432—1450 годах по данным рихтаржского реестра. Дополнение официальных источников данными частного характера и их сравнительный анализ. Данные «Хроники» Вавржинца из Бржезовы о социальной структуре таборитов. Писарь Прокоп. Папоушек из Собеслава. Ян Пржибрам, Ондржей Ржезенский, Ондржей из Брода, Ондржей из Эскобара, Эней Сильвий Пикколомини. Переписка Ольдржиха из Рожмберка. Сатирическое произведение «Вацлав, Гавел и Табор». Корреспонденция Ческих Будеёвиц и сведения в «Книге казней» о Червене Ржечице и войске таборитов. Микулаш Бискупец из Пельгржимова. «Старые чешские летописи». «Анонимные выпады против гуситов». Прокоп из Пльзеня. Иоанн Паломар о таборитских войсках. Дворяне и бюргеры — ненадежные борцы за идеи гусизма. Привилегии, дарованные Сигизмундом Табору. Переписка таборитов с Ольдржихом из Рожмберка. Неизвестный священник и Шимон-кузнец. Эней Сильвий Пикколомини о Таборе в 1451 году. Выводы.
 
Приложение I. Список деревень и городов, жители которых ушли в Табор или поддерживали таборитов
Приложение II. Список названий деревень и городов, встречающихся в именах таборских горожан периода 1432-1450 годов и поясняющих их происхождение
Приложение III. Список таборских горожан, род занятий которых установлен (по таборскому рихтаржскому реестру 1432-1450 годов)
Приложение IV
Обзор главных источников по таборскому хилиазму
Список сокращений
Именной указатель
Указатель географических названий

Распознавание без вычитки

Таблицы, которых много в 6 главе, иллюстрации и карты - отдельным архивом.