Письмо группы коммунистов г. Усмани Воронежской губернии во ВЦИК о перегибах в церковной политике местных властей. 25 июня 1924 г.
№ 12-67
В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ.
Заведующей] Церковными Домами группы коммунистов г. У смани Воронежской губ., Усманского у[езда] Мы группа Усманских коммунистов, идущих по стопам дорогого нашего вождя В. И. Ленина спешим сообщить для надлежащего рассмотрения центра о безобразии, которое творят наши представители Скоринов со своими подручными.
Рано еще делать насилие над православием и открыто выступать на поругание его при народе. Это само собой войдет в жизнь, когда наше новое поколение, воспитывающееся сейчас в антирелигиозном духе не пристанет к религии и церкви.
Рано закрывать приходские церкви особенно в селах. Граждане возмущаются, озлобляются против власти и партии. Особенно сейчас, когда предвидится полный неурожай и даже голод в нашем уезде вследствие засухи. У них и без того очень подавленное тяжелое настроение от наступающей будущей зимы, а тут на глазах явно терзают их еще религиозное чувство. В пьяном виде наши начальники едут в село Новоуглянска, Усманского уезда, Воронежской губ., с1* гиканьем велят сбивать кресты1*, топчат их и велят тоже самое делать приютским детям на глазах у сельских граждан, у которых является страшная злоба против власти. Этим третируется наша власть — партия.
Опять издевательства чинящееся против артели Надежда. Все отдали без прекословия, остались в маленьком корпусе в стороне от приюта, где могли бы быть изолированы от них и куда наши начальники предложили перейти им с тем, чтобы их огородить стеной и дать им дожить их жизнь. Но это был публичный обман. Прошло несколько дней после перехода стало ясно явное выступление против артели, а сейчас доходящее почти до рукопашного боя. Очень часто поздним вечером в надежде, что сельские граждане утомившись полевыми работами спят, являются наши начальники в артель Надежда, сделав хороший запас для храбрости спирта с трехэтажными словами гонят несчастных, живущих там, гонят куда попало и без всякого постановления, не дав предварительного подходящего помещения, а последние в испуге бегут куда попало, ночуют под скирдами и у сельских граждан ближайшего села Новоуглянска; в силу чего ненависть к власти опять больше растет и крепнет. Ведь артель Надежда сестры также крестьян и народа.
В своих действиях наши начальники не проявляют никакой тактики, ни благоразумия.
Мы группа коммунистов, идущих по заветам нашего дорогого В. И. Ленина негодуем. Группа неимущая никаких шикарных1* квартир, роскошной обстановки, не одевающих наших жен, как кукол, в дорогие платья, не пьющая какой бы то ни было спирт, не получающая большое жалованье, возмущаемся этими безобразиями и просим Центр прекратить в корне безобразие и насилие. Этими действиями они сеют вражду, озлобленность и недоверие к власти. Просим почтить память нашего дорогого вождя и сделать распоряжение прекратить безобразия в корне.
Еще добавляем, что за взятки нашей главарей часто несут служебные обязанности буржуи из бывших богатых купцов, которые устраиваются в учреждениях и вертят ими, имея бесхарактерных председателей. Или бывает так, что за взятки из одной семьи служат 4 члена ее, а из другой одного служащего в семье сокращают. А буржуйчики говорят нужна протекция и подарочки. Когда же эта подлость прекратится: разве это нам завещал наш великий вождь дорогой Ильич.
Волнение растет, но начальники не видят — днем кое-как служат, а вечером и ночью кутят.
Не из-за какой либо власти или места по службе повышения, а из-за идеи обращаемся с просьбой в Центр пойти нам навстречу и не из-за кляуз, а мерзко все что творится у нас.
Группа коммунистов, имеющих здравую голову на плечах — коммунистов, мелких сошек по службе, но желающих работать по истинной идеи коммунизма и в контакте с Центром.
Везде должна быть тактика и осторожность и благоразумие, а такое действие более усиливает религиозное чувство и разжигает к ней страсть.
1924 г. июня 25 дня.
— Л.141-142. Машинописная копия, сделанная для ЦК РКП(б) и заверенная подписью делопроизводителя Секретариата Председателя ВЦИК Л. Некрасовой; подписи отсутствуют. Внизу на л. 142 круглая гербовая печать: «Секретариат Председателя В.Ц.И.К.».
Примечания и комментарии:
1* Впечатано над строкой.