Циркулярное письмо ЦК РКП(б) № 30 «об отношении к религиозным организациям». 16 августа 1923 г.
№ 12-56
Строго — Секретно Экз[емпляр] №
ВСЕМ ГУБКОМАМ, ОБКОМАМ, КРАЕВЫМ К[ОМИТЕ]ТАМ, НАЦ[ИОНАЛЬНЫМ] ЦК и БЮРО ЦК.
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ЦК РКП № 30
(Об отношении к религиозным организациям).
ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам.
Партийная программа говорит: «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». Резолюция ХІІ-го1* Партсъезда по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды подтверждает, что «нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа, взамен серьезного анализа и объяснения — не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков».
Между тем некоторые из наших местных организаций систематически нарушают эти ясные и определенные директивы партийной программы и партийного съезда.
Иркутский Губисполком одним расчерком пера прекратил с 26.VI с. г. существование всех баптистских обществ по всей губернии и закрыл их молитвенные дома по «политическим соображениям». Орловский губисполком закрыл по всей губернии церкви и молитвенные помещения за неисполнение административных распоряжений, за нерегистрацию, несмотря даже на то, что срок регистрации был2* отсрочен2*. На Ключинском стекольном заводе Тверской губернии и на фабрике «Коммунистический авангард» (6. Собинка) Владимирской гу6ернии3* голосованием на общих собраниях вынесены решения о закрытии церквей, молитвенных помещений и эти решения послужили4* основанием для местной власти к закрытию церквей, причем в последних случаях дело дошло до вооруженного столкновения верующих рабочих с коммунистами и комсомольцами. Мценский уисполком (Орловской губернии) объявил в грубой форме представителям церковных советов об обложении каждой церкви от 100 до 500 рубл. золотом, как штраф за нерегистрацию, причем на просьбу о предъявлении основания взыскания последовала угроза арестом, а вслед за5* этим5* и арест. По всему Закавказью, особенно в Грузии, закрываются десятки церквей совершенно незаконно, с нарушением директив партии, вызывая среди населения брожение, недовольство. В Минске (Белоруссия), в Харькове (Украина), Полтаве (Украина), Кременчуге (Украина), Лоеве (Речицкий уезд, Гомельской губ.), Бирзуле (Одесская губ. Украина), Симферополе (Крым) и во многих других городах юга и юго-запада СССР были местной властью закрыты еврейские молитвенные дома. И т. д., и т. д.
Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, не серьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, безтактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции.
Исходя из сказанного, ЦК постановляет:
1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место — отменить немедля;
2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;
3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. 1153;
4) воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с явно контр-революционными деяниями «служителей церкви» и верующих;
5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИК-а от 29/III-23 г.54;
6) разъяснить членам партии, что наш успех в деле разложения церкви и искоренения религиозных предрассудков зависит не от гонений на верующих — гонения только укрепляют религиозные предрассудки,— а от тактичного отношения к верующим при терпеливой и вдумчивой критике религиозных предрассудков, при серьезном историческом освещении6* идеи бога, культа и религии и1* пр.1*;
7) ответственность за проведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.
ЦК вместе с тем предостерегает, что такое отношение к церкви и верующим не должно, однако, ни в какой мере ослабить бдительность наших организаций в смысле тщательного наблюдения за тем, чтобы церковь и религиозные общества не обратили религию в орудие контр-революции.
Секретарь ЦК И.5* Сталин.
16/ѴІІІ 23 г.
— Л. 117-119. Машинописный экземпляр того времени. На л. 117 в левом верхнем углу рукописная помета: «(С набора)». Формула секретности, гриф «Экз[емпляр] №», номер письма, дата после формулы подписи вписаны чернилами от руки. Этими же чернилами в документе вычеркнуты в начале «ПРОЕКТ». а в конце - «ВЕРНО: КУРЫНДИНА».
— Л. 120—об. Типографский лист того времени, сделанный для рассылки на места. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена. В грифе «Экз[емпляр] №» проставлено штампом число «31». Число номера письма «30» также сделано штампом. Приложен к документу № 12-55.
— Л. 114-116. Заверенная машинописная копия позднейшего времени. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена и передана машинописью. В грифе «ЭКЗ[ ЕМПЛЯР1 №» машинописное число «53» зачеркнуто от руки. Вверху л. 114 рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 25, п. 16 от 16 августа 1923 г. (№ 12-55).
— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 356, л. 30-32. Черновой протокол заседания Политбюро. Машинописный подлинник первоначального документа; подпись, дата, формула секретности, гриф «Экземпляр] №», номер письма «30» отсутствуют. Рукописная правка текста полностью учтена в экземпляре л. 117— 119 и передана машинописью. На л. 30 в левом верхнем углу рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна помета: «Сегодня: 1. Перепечатать. 2. Раздать чл[енам] ПБ и собрать голоса. А. Щазаретян]. 14/ѴІІІ». В этой помете весь текст, кроме первого слова и даты, зачеркнут (или подчеркнут?) карандашом. Этим же карандашом справа другие пометы А. М. Назаретяна: 1) «К делу ПБ. А. Н[азаретян]»; 2) «Проект».
— Там же, л. 27-29. Другой экземпляр той же машинописной закладки, что и л. 117-119. Рукописная правка текста повторена. Номер письма не проставлен. В конце документа отсутствует «ВЕРНО: КУРЫНДИНА». Формула подписи рукописная, фамилия вписана карандашом рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна.
Примечания и комментарии:
В деле находится записка на бланке МК РКП(б), направленная 8 сентября 1923 г. за подписью заведующего Секретариатом МК РКП(б) Д. Иванова(?) «В ПОЛИТБЮРО ЦК» с просьбой «сообщить пересмотрено ли Вами решение Политбюро от 10/Ѵ в части, касающейся введения нашего представителя в Церковную Комиссию при ЦК. Постановлением Бюро от 24/Ѵ-23 г. прот[окол] № 7 МК предложена в комиссию вместо т. Жакова тов. Кастеловская». На записке гриф: «СРОЧНО». Штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с датой «8/9-23 г.» и входящим номером. (Л. 121).
1* Вписано в строке чернилами от руки.
2* Исправлено чернилами от руки из первоначально напечатанного отсрочен был до 27.IX.-с. г.
3* Далее зачеркнуто чернилами от руки первоначально напечатанное и уезда.
4* Вписано чернилами от руки в строке по первоначально напечатанному служили и повторно над строкой.
5* Вписано над строкой чернилами от руки.
6* Вписано над строкой чернилами от руки вместо зачеркнутого объяснении.
53 См. комм. 50 к д. 12.
54 См. комм. 48 к д. 12.