Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского при направлении в Политбюро ЦК РКП(б) заявления патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР. 19 июня 1923 г.
№ 12-39
19 июн[я] 1923 В Политбюро ЦК РКП. Прошу поставить в порядок дня ближайшего заседания след[ующие] вопросы антирелигиозной] комиссии.
1) Директива по поводу обращения Тихона в Верх[овный] Суд.
2) Информация о съезде Мусульманского] дух[овенства] и съезде Буддийск[ого] дух[овенства] Калм[ыцкой] обл[асти].
3) Просьба антирелигиозной] ком[иссии] об ускорении утверждения резолюции XII съезда об антирелигиозной] пропаганде]19.
Председатель] Комиссии Емельян Ярославский
Приложение:
Обращение Тихона в Верхсуд.
— Л. 82. Рукописный подлинник на бланке члена Президиума ЦКК РКП(б), автограф. Число, месяц и последняя цифра года даты в бланке от руки. Та же дата вверху документа штампом.
— АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 25, л. 53. Незаверенная машинописная копия позднейшего времени с копии, заверенной секретарем Политбюро А. Г. Слинъко.
Примечания и комментарии:
В деле находится записка Е. М. Ярославского с краткой формулировкой предложенных им пунктов для повестки заседания Политбюро: «Ярославский в П.Б.: 1) О Тихоне. 2) О Съезде Мусульманского] духовенства. 3) Об утверждении резолюций XII съезда об антирелигиозной] пропаганде». На записке рукописная помета: «Д[ело(?)]/Антирелигиозн». (Д. 81).
19 XII съезд РКП(б), проходивший в Москве 17-25.04 1923 г. принял резолюцию «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Резолюция призывала к развертыванию «углубленной систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии». Предусматривались меры по расширению лекционной и издательской деятельности, по подготовке «агитаторов и пропагандистов в сфере борьбы с религией», по привлечению к этой работе школьных учителей и т. д. Особо подчеркивалось, что в антирелигиозной работе «как сказано в партийной программе необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». Осуждались «нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа» — Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. 1917-1924. 8-е изд. М., 1970. С. 469-472.
Документы Политбюро и Антирелигиозной комиссии весны — лета 1923 г. отражают тот тактический поворот в методах антирелигиозной борьбы, который был связан с меняющимся соотношением сил в партийном руководстве. Дальнейшим развитием линии на осуждение «нарочито грубых приемов» борьбы с религией и церковью, намеченной уже в резолюции XII съезда партии, явилась разработка и принятие по инициативе Л. Б. Каменева и И. В. Сталина циркулярного письма ЦК РКП(б) № 30 о «перегибах» в антирелигиозной кампании — см. № 12-44, 12-49, 12-53, 12-56 (см. также № 12-33 — те же мотивы в отчетном докладе АРК, 23.03 1923 г.).