Тезисы члена Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) И. И. Скворцова-Степанова о задачах антирелигиозной пропаганды [Между 23 и 31 октября 1922 r.]

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1922.10.23
Метки: 
Источник: 
Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 327-331
Архив: 
АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 12

 

№ 12-17

ТЕЗИСЫ

Тов. СКВОРЦОВА ПО АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЕ.

1. Успехи в борьбе на внутреннем и на внешнем фронтах, явная безнадежность всяких интервенций, возстаний и заговоров показали, что Советская власть — прочное правительство, которое может быть названо «всенародным правительством» с безконечно большим правом, чем какое бы то ни было из мыслимых российских правительств,—

2. Элементарная заповедь самосохранения повеливает церкви разорвать прямую и открытую связь с помещиками и капиталистами и с их государственным строем. Отсюда — «смена политических вех», начиная более дальновидною частью духовенства.—

3. В условиях НЭП-а и при оживлении монархической работы за границей у более консервативных элементов духовенства, теснее связанных с ...1* эксплоататорскими классами, просыпается надежда на постепенную реставрацию стараго экономическаго строя через капиталистическое перерождение пролетарской диктатуры. Отсюда стремление избежать резкаго и прямого разрыва с прежним строем и на время укрыться от всякой политической определенности под флагом «аполитизма».—

4. С новыми успехами Советской власти в международных отношениях и в деле социалистическаго строительства духовенство в своих собственных интересах будет вынуждено отбросить эту тактику и вновь выступить с заявлениями о своем положительном отношении к рабоче-крестьянской власти. —

5. Учитывая, что в рабоче-крестьянском строе с решительным политическим преобладанием на стороне пролетариата некоторая окраска под социализм безусловно необходима для того, чтобы дали сохранить свое влияние на массы, наиболее дальновидная часть духовенства первоначально сделала значительные шаги в этом направлении.—

6. Однако, опыт показал, что это средство неспособно возвратить к церкви фактически отпавшие от нея массы пролетариата и замедлить все ускоряющиеся их отпадения и что с другой стороны практическая деятельность Советской Власти, расширающая влияние РКП на крестьянство, в деревне тоже не оставляет места безцветному, расплывчатому и бездейственному христианскому социализму. Вследствие этого христианский социализм, сначала заметно проявившийся в церковно-обновленческих течениях, стал выветриваться и линять.—

7. Духовенство в целом лишь медленно освобождается от иллюзий порожденных прошлой историей и приходит к убеждению, что Советская власть — первое в мире правительство, которое принципиально отвергает всякую государственную церковь и всякую совместную деятельность с какой бы то ни было церковью. Надежды на то, что какая нибудь группа духовенства получит прив[и]ллигерованное положение, первоначально вызвало бы лихорадочные сдвиги среди духовенства. Когда оказалось, что это — тщетная надежда, горячность обновленческих групп охладела. Все духовенство в его подавляющем большинстве внутренно осталося ст[о]ронником такого политического строя, который пользуясь церковью и религией, как одной из своих опор оказывает церкви и религии всякое покровительство, между прочим и материальное.

8. Необходимо объективно отнестись к той склоке, которая началась в церкви, и прежде всего сознать, что не одна из групп не имеет никаких оснований заявлять о своем моральном превосходстве над остальными, все они одинаково вели себя при самодержавии и все они в равной мере как тогда, как и теперь интересовались доходами и вопросом об их сохранении и увеличении. — Это — главный, определеющий мотив для подавляющаго большинства духовенства, делает ли оно ставку на крупнособственнические классы или на пролетариат и крестьянство.

9. Все более углубляющиеся идеологические расхождения между различными группами духовенства не дают основания для предпочтения какой либо одной из них. — С коммунистической точки зрения все эти группы если только они не являются прямо и активно контр-революционными, одинаково, так как все2* они2* одинаково только разными способами старающиеся возможно больше сохранить от средневекового миросозерцания и все они в равной мере хотят упрочить существование жреческой профессии.

10 Иде[о]логические расхождения вызываются стремлением приспособиться к миросозерцанию различных общественных слоев в разной степени затронутых современным развитием и сделав минимальные уступки, замедлить ускоряющееся отпадение паствы от всякой церкви и от всякой религии. — Идя по этому пути, некоторые группы стремятся возстановить свое прежнее влияние на городскую мелкую буржуазию, другие приспособляются к средней интеллигенции, третьи хотят замедлить отпадение деревенской молодежи и т. д. — Некоторые группы обновляемой церкви приблизятся к сектантам в надежде возвратить их к реформированному православию. В результате православие дифференцируется3*, со временем распадается, быть может, на особые церкви из которых каждая постарается связаться с внутренними переживаниями своей особой паствы теснее и глубже чем было связано прежнее недифференцированное4* православие.—

11. Одинаково критически относясь ко всем религиозным течениям РКП должно раскрывать одинаковую их шаткость и несостоятельность и противопоставлять всем хитросплетениям и поворотам научное истолкование всех религиозных воззрений и историческую критику всех религиозных миров. —

12. Борьбу и склоку, разгорающуюся внутри церкви, РКП должна использовать не для того, чтобы удалить ту или иную из группировок, став на ее сторону, а для того, чтобы 1) лишить контр-революцию возможности получать пушечное мясо для себя при помощи церкви и духовенства и 2) чтобы отрывать массы от всякой религии и з[а]менять ее положительным научным пониманием природы и общества. —

— Л. 38—40. Машинописная копия того времени, заверенная подписью Е. А. Тучкова. Датируется по упоминаниям о тезисах в документах № 12-16 и 12-19.

— РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 5—7. Машинописная копия того времени, заверенная подписью Е. А. Тучкова. Вверху л. 5 рукописные пометы: 1) «т. Менжинскому. Е. "Пучков]»; 2) «К протоколу] № 2 от 31.X.1922 г. п. 4» (№ 12-19). В пункте 2 слово «начиная» исправлено от руки на «начатая». В пункте 3 вместо многоточия впечатано «прежними».

— Там же, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 44—45. Заверенная машинописной подписью М. Н. Бураковой машинописная копия того времени, сделанная для В. И. Ленина с машинописной копии, заверенной Е. А. Тучковым. Текст отредактирован по правилам новой орфографии. В п. 7 слово «привеллигерованное» исправлено красными чернилами на «привилегерованное». В п. 12 после слов «использовать не» добавлено «только».

Примечания и комментарии:

Сопроводительное письмо к экземпляру РЦХИДНИ см. примеч. к № 12-15.

1* Так в документе.

2* Исправлено, в документе всеми.

3* Исправлено, в документе дифференцириуется.

4* Далее забито духовенство.