Послание патриарха Тихона об отношении к существующей государственной власти. 7 апреля 1925 г.
№ 25-41
Божиею милостью, смиренный Тихон, патриарх Московский и всея церкви Российская.
Благодать вам и мир от господа1* и спаса нашего иисуса2* христа1*.
В годы великой гражданской разрухи по воле божией, без которой в мире ничто3* не совершается, во главе русского4* государства стала Советская Власть5*, принявшая на себя тяжелую обязанность — устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода.
Вступая в управление русским государством представители советской6* власти еще в январе 1918 г. издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашенный конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу, и в том числе и нашей православной церкви права и возможность жить и вести свои религиозные дела, согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан. А поэтому мы в свое время в посланиях к7* архипастырям7*, к пастырям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче8*-Крестьянскую9* Власть8* народов, Правительство9*, 10* коей искренне приветствовали.
Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы11* народов от господа12* устрояются13*» — и принять14* все происшедшее, как выражение воли божией15*. Не погрешая против нашей веры и церкви, не переделывая чего-либо в них, словом — не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности16* с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской9* Власти17* и явную или тайную агитацию против нее.
Вознося молитвы наши о ниспослании благословения18* божия на труд народов, объединивших19* силы свои во имя общего блага, мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой церкви российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской20* власти в ее трудах для общенародного блага. Призываем и церковноприходские общины и особенно их исполнительные21* органы21* не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть действительно — Народная22* Рабочая Крестьянская22* власть, и потому прочная и непоколебимая. Мы призываем выбирать в церковно-приходские советы людей достойных, честных и преданных православной церкви, неполитиканствующих и искренне расположенных к советской23* власти. Деятельность православных общин должна быть направлена не в сторону политиканства, совершенно чуждого церкви божией, а на укрепление веры православной, ибо враги святого православия — сектанты, католики, протестанты, обновленцы, безбожники и им подобные — стремятся использовать всякий момент в жизни православной церкви во вред ей.
Враги церкви прибегают24* ко всякого рода обманным действиям, понуждениям и даже подкупам в стремлении достигнуть своих целей. Достаточно посмотреть на происходящее в Польше, где из 350-ти находившихся там церквей и монастырей осталось всего лишь 50. Остальные же или закрыты или обращены в костелы, не говоря уже о тех гонениях, каким подвергается25* там наше православное духовенство.
Ныне мы, с милостию божией, оправившись от болезни26*, вступая снова на служение церкви божией, призываем вас, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, осудив еще раз всякое сопротивление власти, злонамеренные против нея27* умышления, мятежи и всякую против нея27* вражду,— разделить наш труд по умиротворению паствы нашей28* и благоустроению церкви божией.
В сознании лежащей на нас обязанности блюсти чистоту жизни церкви, первее всего ищущей спасения людей и осуществления в жизни вечных божественных начал, мы не можем не осуждать тех, кто в забвении божьего злоупотребляя своим церковным положением, отдается без меры человеческому, часто грубому политиканству, иногда носящему и преступный характер, и потому по долгу первосвятительского служения нашего благословляем открыть действия особой28* при нас комиссии, возложив на нее обследование и если понадобится и отстранение в каноническом порядке, от управления тех архипастырей и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской Властью29*, предавая таковых суду православного собора.
Вместе с этим30* с глубокой скорбью мы должны отметить, что некоторые из сынов России и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули родину, занялись заграницей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для нашей церкви. Пользуясь нашим именем, нашим авторитетом церковным31*, они создают32* там вредную и32* контрреволюционную деятельность. Мы решительно заявляем: у нас нет с ними связи, как это утверждают враги наши, они чужды нам, мы осуждаем их вредную деятельность. Они вольны в своих убеждениях, но они в самочинном порядке и вопреки канонам нашей церкви — действуют от нашего имени и от имени святой церкви, прикрываясь заботами о ея33* благе. Не благо принес церкви и народу так называемый Карловицкий собор, осуждение коего мы снова подтверждаем, и считаем нужным твердо и определенно заявить, что всякие в этом роде попытки впредь вызовут с нашей стороны крайние меры вплоть до запрещения священнослужения и предания суду собора. Во избежание тяжких кар мы призываем находящихся заграницей архипастырей и пастырей прекратить свою политическую с врагами нашего народа деятельность и иметь мужество вернуться на родину и сказать правду о себе и церкви божией.
Их деяния должны быть обследованы. Они должны дать ответ церковному православному сознанию. Особой комиссии мы поручаем обследовать деяния бежавших заграницу архипастырей и пастырей и в особенности митрополитов: Антония бывшего Киевского, Платона быв. Одесского, а также и др. и дать деятельности их немедленную оценку41. Их отказ подчиниться нашему призыву вынудит34* нас судить их заочно.
Наши враги, стремясь разлучить нас с возлюбленными чадами, вверенными богом нам пастырям, распространяют ложные слухи о том, что мы на патриаршем посту не свободны в распоряжении словом нашим и даже совестью, что мы засилены мнимыми врагами народа35* и лишены возможности общения с паствою, нами ведомою. Мы объявляем за ложь и соблазн все измышления о несвободе нашей, поелику нет на земле власти, которая могла бы связать нашу святительскую совесть и наше патриаршее слово. Небоязненно и с великим упованием взирая на грядущие пути святого православия, мы смиренно просим вас, возлюбленные чада наши, блюсти дело божие, да ничтоже успеют сыны беззакония.
Призывая на архипастырей36*, пастырей и верных нам чад благословение божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиниться советской власти не за страх, а за совесть, памятуя слова апостола: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога, — существующие же власти от бога установлены» (Рим. XIII, I).
Вместе с этим, мы выражаем твердую уверенность, что установка чистых искренних отношений побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием, даст нам возможность преподавать детям наших пасомых закон божий, иметь богословские школы для подготовки пастырей, издавать в защиту православной веры книги и журналы.
Всех же вас да37* укрепит господь в преданности святой православной вере, церкви и ее иерархии.
Патриарх ТИХОН Москва38*, Донской монастырь 7-го апреля 1925 г.38*
— Л. 61-63. (А). Незаверенная машинописная копия того времени. Вверху каждого листа машинописный колонтитул: «Ред[актор] Карпачевский. Москва, 14/IV-25 г. ВЕСТНИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ РОСТА». На л. 61 под этой записью заголовок:
«ПРЕДСМЕРТНОЕ ВОЗЗВАНИЕ ТИХОНА ТЕКСТ ВОЗЗВАНИЯ, ПЕРЕДАННОГО В ДЕНЬ СМЕРТИ БЫВШИМ ПАТРИАРХОМ ТИХОНОМ СВОЕМУ БЛИЖАЙШЕМУ ПОМОЩНИКУ МИТРОПОЛИТУ ПЕТРУ ДЛЯ ОБНАРОДОВАНИЯ.
ВОЗЗВАНИЕ (Приводится полностью)».
Здесь же в левом верхнем углу рукописная помета: «Для сведения». На л. 63 после даты машинописная помета: «(РОСТА)».
— РЦХИДНИ, ф. 89, оп. 4, д. 118, л. 1-12. (Б). Другая незаверенная машинописная копия того времени. Л. 7 имеет заголовок: «Приложение № 439* Предсмертное „завещание" патриарха Тихона». Здесь же в правом верхнем углу рукописная резолюция: «Сократить».
— Там же, л. 13- Вырезка из газеты «Правда» от 15 апреля 1925 г.
— Опубликовано: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 361-363; Протоиерей В. Цыпин. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 232-235.
Примечания и комментарии:
1* Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Б.
2* Исправлено от руки из первоначально напечатанного исуса.
3* ничего Б.
4* Здесь и далее Русского Б.
5* власть Б.
6* Советской Б. 7-8
7* архипастыря Б.
8* рабоче-крестьянскую власть Б.
9* ° Прописные буквы правлены из строчных от руки.
10* правительство Б.
11 судьба Б.
12* Господа Б.
13* с устроются Б
14* с понять Б.
15* Божией Б.
16* влиятельности Б
17* власти Б.
18* благословления. Б
19* объединяющих Б.
20* рабоче-крестьянской Б.
21* исполнительный орган Б.
22* народная рабоче-крестьянская Б.
23* Советской Б.
24* Исправлено от руки из первоначально напечатанного прибегая.
25* Исправлено от руки из первоначально напечатанного подвергаются.
26* болезней Б.
27* нее Б.
28* Нет Б.
29* властью Б.
30* тем Б.
31* Нет Б.
32* ведут Б.
33* ее Б.
34* принудит Б.
35* Вставлено от руки.
36* Добавлено и Б.
37* Нет Б.
38* 7 апреля 1925 года. Москва. Б.
39* Рукописная цифра 4 проставлена рядом с зачеркнутой рукописной цифрой 3.
40 Публикуемая редакция документа, принадлежащая РОСТА, носит явно нецерковный характер, но это не может служить аргументом против подлинности самого послания. Различные версии о подлинности этого документа см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 757-768. Мнение о его подлинности, но одновременно и об участии митрополита Петра в его составлении см.: Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 77, 125-129.
410 митрополите Антонии (Храповицком) см. комм. 5 к д. 25.
Митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский Порфирий, 23.02.1866 — 20.04.1934), участник Поместного собора РПЦ. В 1920 г. эмигрировал в США. Указом патриарха Тихона был назначен управляющим православными приходами в США. 29.09 1923 г. указом патриарха Тихона назначен управляющим Алеутской и Североамериканской епархией (которой он управлял ранее в 1907-1914 гг.). Позднее назначен на эту кафедру и Карловацким Синодом. 16.01 1924 г. постановлением патриарха Тихона и Священного Синода уволен от управления этой епархией. См. также комм. 305 к приложению.