d. Земледельческие работы.

Как уже выше сказано, на каждые 10 экономий придется дать 5 электрических плугов, т. е. на каждые два предприятия по плугу; можно предположить, что такой аппарат при глубокой вспашке (35 сантиметров) может вспахать ежедневно по 5 гектаров, при мелкой (от 18 до 25 сант.) — около 6 гектаров, при вспахивании же жнива, посредством восьми-лемешного плуга от 10 до 12 гектаров в день¹*.

Итак, после уборки озимого хлеба потребовалось бы З½ дня для вспахивания жнива и 2 дня для посева вики рядовой сеялкой. Вспахивание клеверного жнива займет тоже около 3 рабочих дней. Затем надо будет вывезти навоз в поле, запахать его (на обыкновенную глубину), для чего потребуется приблизительно еще 6 дней. После этого необходимо обработать поле паровым катком, посеять озимь и боронить ее (на все эти работы пойдет тоже около 6 дней). Для вспахивания озимого жнива и обработки следующего озимого поля, а также для посева озими потребуется таким образом в общей сложности около 21 дня; один электрический аппарат исполнит эту работу в 42 дня, с середины июля до первых чисел сентября. Позже, в сентябре, придется глубоко вспахать 15 гектаров под корнеплоды, 5 гектаров под рапс и 20 гектаров под бобы (всего около 7 дней работы), а кроме того запахать посеянную в озимом жниве и предназначенную для зеленого удобрения вику или сераделлу; для обработки этих 40 гектаров потребуется 8 дней; следовательно, один аппарат исполнит работу в (7 + 8) × 2 = 30 дней; всего в осенний период 42 + 30 = 72 рабочих дня.

Весной электрическая машина должна еще служить для обработки 60 гектаров под корнеплоды и яровой посев; пять дней потребуется для обработки почвы груббером, затем еще пять дней для работы рядовой сеялкой, боронами и катком (последние три операции могут быть соединены в одну). Во всяком случае надо будет еще раз обработать катком озимое поле (для этого потребуется еще 2½ дня). Следовательно, работа одного электрического аппарата в течение периода весенних работ будет продолжаться в общем (5+5+2½)×2=25 дней. В течение года ему придется таким образом действовать круглым счетом 100 дней. Если же держать кроме того 6 лошадей, то весной, когда они едва ли нужны для перевозки или каких-либо иных работ, ими можно было бы воспользоваться при исполнении всех или по крайней мере двух третей полевых работ.

Во время уборки хлеба можно употреблять две жатвенных машины с приспособлениями для автоматического вязания снопов (сноповязалки). По очень осторожному расчету v. d. Goltz'a, сноповязалка потребует 6 лошадей, если работать в две смены, по 3 лошади в каждой, и он считает, что такая машина может сжать в день не больше 4 гектаров²*. Рудольф Мейер, напротив, сообщает, что в Северной Америк нормальное количество работы, исполняемой сноповязалкой, в которую запряжено три лошади, составляет 6 гектаров в день³*, т. е. в три раза больше, чем предполагает v. d. Goltz. По Эткену (Oetken), в Дакоте сноповязалка с запряжкой в 3‑4 лошади в среднем в один день может убрать хлеб на пространстве в 14‑15 акров (5,6‑6 гектаров)⁴*, Предположим, что сноповязалка работает ежедневно только 8 часов; в таком случае 3 лошади, запряженные в нее, могли бы ходить целый день без смены, и без особенного труда удалось бы убирать по меньшей мере 3 гектара. Следовательно, сорок гектаров озимого хлеба могут быть убраны при помощи двух жатвенных машин-сноповязалок, с 6 запряженными в них лошадьми, в течение 7 дней в последних числах июля. 60 гектаров ячменя, овса и бобов можно убрать в августе, в течение 10 дней. Кроме 2 рабочих на жатвенных машинах (по одному на каждую) потребуется еще 2 рабочих для складывания снопов в копны. Что касается перевозки снопов с полей на экономический двор, то несомненно, что при таком незначительном среднем расстоянии, как высчитанное нами, в 560 метров, обыкновенная телега в две лошади может перевезти в день по меньшей мере 10‑12 раз по 20 центнеров снопов. Таким образом три подводы могут ежедневно перевозить с поля около 30‑36 тонн хлеба, т. е. урожай с четырех гектаров. Отсюда ясно, что для перевозки всего собранного в нашем хозяйстве хлеба потребуется приблизительно 25 дней; затем кроме возчиков нужны будут еще три человека для подавания снопов на телеги и три человека для разгрузки возов на месте доставки. Следовательно, уборка хлеба потребует всего 41×6=246 дней работы лошадей и 16×6+25×9=321 день работы мужчин. Несомненно, что вследствие усиленного удобрения полей в нашем хозяйстве, хлеб будет очень сильно ложиться, но из-за этого вовсе не надо прибегать к ручной уборке, — косами, серпами, — как это делалось до последнего времени в самых передовых в техническом отношении хозяйствах, так как изобретенный в настоящее время механизм для поднятия колосьев у автоматических сноповязалок, начинающий все более входить в употребление, доставляет возможность убирать при помощи жатвенных машин даже очень полегший хлеб⁵*.

Для сбора картофеля и свеклы, может быть, потребуется 10 рабочих дней для гектара картофельного и 16 дней для гектара свекловичного поля, причем надо заметить, что такой расчет несомненно очень осторожен; в общей сложности потребуется приблизительно 10×10+5×16=180 рабочих дней. Выкапывание картофеля во всяком случае потребовало бы тоже около 30 дней работы лошадей и столько же дней работы мужчин: картофель и свекла могли бы оставаться до зимы в поле, сложенные в кучи, а зимой их можно было бы перевозить.

Далее остается еще включить в работы осеннего периода перевозку навоза. Прежде всего нам надо приблизительно определить количество находящегося в нашем распоряжении навоза. Наше хозяйство скармливает 208 тонн зерна, 240 тонн яровой соломы, 960 тонн сена и его суррогатов в виде зеленого корма и 40 тонн мякины. В среднем в этих четырех сортах корма количество сухих элементов составляет приблизительно 85%, следовательно, вес сухих веществ равняется в общей сложности (960+240+85+208+40)×85/100= 1.230,8 тонны. 90 тонн кормового картофеля и 350 тонн свеклы дадут еще 64,5 тонны. На подстилку мы употребили бы, согласно расчету, 200 тонн озимой соломы. Следовательно, по общепринятой формуле в навозе заключалось бы

4×(сух. элем. корма/2)+сух. элем. подстилки = 4(1.295/2)+200 = 3.395

свежего или 2.800 тонн лежалого навоза. Половина этого количества пойдет осенью на удобрение полей, где навоз пролежит зиму; в среднем на гектар придется 35 тонн. Для перевозки навоза на поля было бы целесообразно устроить полевую конно-железную дорогу. Во-первых, при существовании такой дороги вполне достаточно двух лошадей для перевозки 80 тонн навоза в день, а во-вторых, благодаря тому, что вагончики могут быть очень низкие, потребуется гораздо меньше труда для нагрузки и разгрузки, чем при обыкновенных высоких и неудобных навозных телегах. V. d. Goltz считает, что один мужчина и 1 женщина могут нагружать и разгружать в день не больше 8‑9 возов по 20 центнеров⁶*. Экономия сахарного завода Лунденберг платила за сдельную работу: за нагрузку одной корзины навоза в 100 килограмм по 0,6 пфеннига, за выгрузку и разбрасывание вместе с перекладыванием рельс 0,8 пфеннига, всего — 1,4 пфеннига. Поэтому, раз известно, что дневной заработок рабочего, работавшего в этой экономии, равнялся в среднем 1,4 марки, то оказывается, что один рабочий может нагрузить на телегу и раскидать по полю около 10 тонн навоза, т. е. в состоянии исполнить вдвое большую работу, чем думает v. d. Goltz. Поэтому, для того, чтобы перевозить из экономического двора на поля и разбросать там 80 тонн навоза в день, потребуется 4 рабочих для нагрузки вагончиков, 2 для перевозки навоза и 5‑6 человек для разгрузки, разбрасывания навоза и переноски рельс. 1.400 тонн навоза, все количество, находящееся в распоряжении нашего хозяйства, можно было бы таким образом вывезти и разбросать по полю в 18 дней.

Следовательно, осенью, в период наиболее спешных и усиленных работ, нам понадобилось бы помимо работы электрического аппарата, при помощи которого мы обрабатываем землю, еще:

 
дней работы лошадей
дней работы мужчин
для уборки зернового хлеба
246
321
для уборки корнеплодов
30
210
для перевозки и разбрасывания навоза
48
216
Итого
324
747

Если в каждом хозяйстве будет всего двенадцать постоянных рабочих, то они очень легко могут справиться со всей работой, так как им придется работать только 62 дня, а период осенних полевых работ продолжается, обыкновенно, несколько дольше.

Далее следует принять во внимание молотьбу хлеба. Последняя может происходить после окончания всех полевых работ, начаться приблизительно в первых или десятых числах октября и продолжаться тоже около 60 дней. Двенадцати рабочих достаточно для обслуживания молотилки средней величины, вымолачивающей в день около 6 тонн зерна, с двигателем в 5‑6 лошадиных сил. Для первого сбора сена и клевера достаточно было бы 6 человек и 12 лошадей, которые работали бы с средины июня до конца июля. Вторичная косьба и уборка сена и клевера должна была бы произойти в августе; раз 1 косилка может выкосить в день 4 гектара, то для 40 гектаров луга достаточно было бы работы 6 лошадей и стольких же рабочих в течение трех дней. Кроме того сено непременно следует переворачивать по несколько раз; для этой цели потребуется работа трех или четырех человек в течение трех дней. Сено можно было бы тут же на лугу складывать в стога, а перевозку его в экономический двор отложить до зимы; летом для корма гораздо удобнее употреблять клевер.

Затем следует обратить особое внимание на выпалывание сорных трав и окучивание ярового хлеба и корнеплодов, необходимое во всяком интенсивном хозяйстве для искоренения сорных трав. Здесь особенную роль играет то обстоятельство, что при одновременном и совместном действии всех сельскохозяйственных предприятий в этом направлении, уничтожение роста сорных трав несомненно может быть значительно облегчено и ускорено. Прежде всего необходимо тщательно сортировать не только семенное, но и кормовое зерно, чтобы таким способом устранить одну из важнейших причин появления сорных трав среди хлеба, так как семена их нередко проходят через пищеварительные органы животных неповрежденными и вместе с навозным удобрением попадают на поля. Однако, мы все-таки предположим, что на первое время потребуется очень много работы для выпалывания и окучивания, а именно: по 16 рабочих дней на гектар ячменя, рапса или овса, а также корнеплодов и по 10 дней на гектар бобов. Таким образом в общей сложности придется затратить 65×16+20×10=1.240 рабочих дней. Двенадцать человек наших постоянных рабочих в мае и в начале июня могли бы быть свободны от других работ в течение 40 дней; следовательно, они могли бы посвятить выпалыванию всего 40×12=480 рабочих дней, так что недоставало бы еще 760 дней. Для пополнения этого недостатка можно было бы в течение двух месяцев взять недостающее в каждом предприятии число рабочих (15 чел.) или, что еще лучше, работниц из рядов промышленной армии; в случае неудобства такой меры, можно было бы мобилизовать для той же цели молодежь школьного возраста.

В конце концов надо еще помнить, что необходимо искусственное орошение, и не только для лугов, но и для полей. Конечно, в Германии земледелие не страдает так сильно от засухи, как в странах с сухим климатом, но все же урожай клевера, корнеплодов, иногда даже и урожай зернового хлеба страдает от недостатка влаги и бывает значительно ниже среднего. Поэтому следует в наиболее низменной части экономии выкопать один или несколько глубоких прудов, откуда можно было бы в случае засухи извлекать воду для орошения полей. Подобное орошение нужнее всего бывает в мае и июне месяцах, отчасти и в июле, и именно в это время электрическая машина могла бы легко доставить необходимую движущую силу для выкачивания воды и передачи ее на поля, так как в этот период нет никаких работ для плугов и т. п. Если пруды, глубиною, напр., в 5 метров, будут занимать хотя бы один процент всей площади предприятия, то в распоряжении хозяина оказалось бы такое количество влаги, какое выпадает в два дождливых дня (по 25 миллиметров воды на совокупную обрабатываемую площадь), и ему почти не надо было бы опасаться возможности засухи. Естественно, при этом поля должны быть в совершенстве дренированы, а дренажные трубы должны были бы впадать в пруд, потому что таким способом возможно было бы собирать для целей орошения воду, очень богатую минеральными растворами Конечно, от прудов, как от центра, по всему хозяйству должны быть проведены сети железных или покрытых глазурью глиняных труб. Машина в 40 лошадиных сил, — такую силу может развить двигатель электрического плуга, — с легкостью может поднять в 24 часа 10.000 кубич. метров воды на высоту 25 метров; подобная высота достаточна даже для холмистых местностей. 10.000 кубич. метр, воды в день достаточно для орошения 40 гектаров, причем слой воды будет глубиной в 25 миллиметров; в восемь дней таким способом можно оросить 320 гектаров, т. е. площадь двух предприятий, на которые приходится один электрический плуг.

Остается еще сказать несколько слов об уходе за скотом. Для ухода за 300 свиней, ежегодно откармливаемых на убой, понадобится 3 человека, а для 100 штук телят и молодого рогатого скота — 2. На 120 коров потребовалось бы едва ли более 7 человек, так как при этом 1 пастух присматривает за 17 коровами; такое отношение считается возможным во всех немецких сельскохозяйственных руководствах. В Америке на крупных молочных фермах за 20 коровами ходит один пастух: в единичных случаях один пастух смотрит даже за большим числом коров⁷*, причем администрация зорко следит за тщательностью доения. Таким образом для скотоводства потребуется всего 12 постоянных рабочих. Земледельческие работы заняли бы такое же число; следовательно, в общем число необходимых постоянных рабочих на каждое предприятие равнялось бы 24, во всех 100.000 предприятий 2,4 миллиона; сюда присоединяются еще необходимые в течение двух месяцев 1½ миллиона работниц; кроме того в каждой экономии потребуются постоянные услуги двух женщин для выполнения различных домашних работ, приготовления пищи и т. п. Раньше мы предположили, что для каждых десяти сельскохозяйственных предприятий будет устроена одна центральная электрическая станция; для обслуживания каждой станции и всех связанных с нею орудий, плугов и т. п. потребуется 20 человек; на 10.000 центральных станций таким образом будет занято еще 200.000 человек. Но в виду того, что они будут работать не весь год, а только около 100 дней в году, остающиеся же 200 дней не могут уйти целиком на ремонтные работы, починку плугов и т. п., то эти 200.000 рабочих могли бы найти занятие в других отраслях производства. Если даже считать, что ежедневно придется разводить пары и работать у небольшой паровой машины, напр. в 100 лошад. сил (для исполнения некоторых полевых работ и электрического освещения), то все же для этого не потребовалось бы более 2‑3 постоянных рабочих. В общей сложности в сельском хозяйстве надо будет иметь 2.600.000 постоянных рабочих-мужчин, 200.000 женщин и приблизительно 120.000 руководителей, агрономов и техников. A ведь по профессиональной переписи 14 июня 1895 года в сельскохозяйственном производстве Германии было занято 8,156.145 человек! 1,5 миллиона работниц, необходимых для некоторых полевых работ в течение двух месяцев, можно приравнять 250.000 постоянных рабочих. Следовательно, мы могли бы сократить число рабочих, занятых в сельском хозяйстве, на 60 процентов, причем производство, по ценности, могло бы быть удвоено. Между тем Лош утверждает, — не вдаваясь, впрочем, в подробные расследования вопроса, — что при сохранении производства в прежнем размере сбережение рабочих сил не превысит 25 процентов. Не следует забывать, что в очерченном нами сельскохозяйственном предприятии нашли себе применение далеко не все технические усовершенствования, которые возможны уже и в настоящее время или, без сомнения, будут введены в ближайшем будущем. Так, например, при употреблении автоматического прибора для доения, изобретенного Murcland`ом или Thistle, — прибора, который, кажется, является решением проблемы автоматического доения, для доения 120 коров понадобилось бы в крайнем случае два человека, и вместо 7 работников, занятых специально уходом за коровами, потребовалось бы, быть может, только 3 или 4⁸*. Кроме того уборка хлеба могла бы производиться посредством жатвенно-молотильной машины, которая, подобно электрическим плугам, могла бы двигаться по полю на проволочном канате при помощи электрического двигателя. Жатвенно-молотильные машины особенно широко распространены в Калифорнии; там они приводятся в движение 20‑30 лошадьми или мулами; в Аргентине производились опыты конструкции паровых жатвенно-молотильных машин⁹*.

Примечания:

1* По данным Вюста (Wust), “Landwirlhschaftl. Maschinenl.”, 2 изд., 1899, стр. 216, двадцатисильный аппарат в им. Беллие в семидесятые годах совершал в течение 13 часов в среднем следующую работу: 6 гектаров при глубокой вспашке (35 см.); 6,8 при обыкновенной (20‑25 см.); 11,3 при обработке груббером; 15 при боронах. Новейшие аппараты, однако, на ⅕ более работоспособны.

2* “Mentzel und Lengerkes Kalender”, 1897, стр. 150,

3* “Neue Zeit”, 1894/95, стр. 438.

4Эткен: “Nordamerikanische Landwirtschaft", Берлин, 1893 г., стр. 174.

5* Ср., например, “Illustrierte Landwirtschaftliche Zeitung”, 1897, стр. 416

6* Mentzel und Lengerkes, 1897, стр. 151.

7Эткен: Amerikanische Landwirtschaft, стр. 630.

8* В Фритцове 2 человека при помощи подобной машины выдаивали в 45 минут 82 коровы; см. Фюлинг: “Landwirtschaftliche Zeitung”, 1896, стр. 527, а также “Illustrierte Landwirtschaftliche Zeitung”, 1897, стр. 58, о доильном приборе Murchland'a.

9* Ср. сообщения Германского Сельскохозяйственного Общества за 1896 год, т. 15, стр. 7.