Приговор Московского Ревтрибунала по делу московского духовенства и верующих. 8 мая 1922 г.

Реквизиты
Тема: 
Государство: 
Датировка: 
1922.05.08
Метки: 
Источник: 
Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 200-212
Архив: 
АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 24

 

№ 24-64

ПРИГОВОР.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Московский Ревтрибунал в публичном Заседании под председательством тов. БЕК, членов Трибунала т.т. ГУСЕВА и ДУБРОВИНА от 26-го апреля — по 8-е МАЯ 1922 года, рассмотрев дело ЗАБАВИНА Бориса Ивановича, 52-х лет, свящ[енника] церкви Неопалимое Купино, ОРЛОВА Анатолия1* Петровича, 43-х лет, священника] церкви Казанской Божьей Матери у Калужских ворот, РОЗАНОВА Сергия Гавриловича, 62-х лет, свящ[енника] той-же церкви, ПОСПЕЛОВА Николая Александровича, 46-ти лет, свящ[енника] церкви Воскресения на Овражках, СОКОЛОВА Виктора Ивановича, 48-ми лет, свящ[енника] церкви Николая в Гнездниках, КЕДРОВА Виктора Ивановича, 61-го года, свящ[енника] церкви Николая по Долгоруковской, КРЮЧКОВА Дмитрия Ивановича, 45-ти лет, свящ[енника] Саввинской церкви, ЛЕПЕХИНА Павла Васильевича, 41-го года, священника] Николо-Хамовнической церкви, ВИШНЯКОВА Василия Павловича, 56-ти лет, свящ[енника] церкви Воскресения близь Сретенки, НАДЕЖДИНА Христофора Алексеевича, 56-ти лет, священника] церкви Иоанна Воина, НИКОЛЬСКОГО Петра Петровича, 30-ти лет, свящ[енника] церкви Тихвинской Божьей матери, в Малых Лужниках, ЗАОЗЕРСКОГО Александра Николаевича, 42-х лет, свящ[енника] церкви Параскевы в Охотном ряду, ДОБРОЛЮБОВА Александра Федоровича, 58-ми лет, свящОнника] церкви Николо-Явленной, ФРЯЗИНОВА Сергея Ивановича, 42-х лет, свящ[енника] церкви Параскевы Пятницы, ЕФИМОВА Евгения Николаевича, 48-ми лет, гр-на гор. Старобельского, Харьковской губ., профессора Института Наробразования, безпартийного, несу лившегося, ПШЕНИЧНИКОВА Сергея Николаевича, 58-ми лет, гр-на гор. Москвы, товароведа Рыбного Отдела Центросоюза, безпартийного, несудившегося, ЧЕРНЫШЕВА Степана Петровича, 60-ти лет, гр. гор. Егорьевска, Рязанской губ., профессора Московского Университета, безпартийного, несудившегося, БРЫЗГАЛОВА Николая Александровича, 36-ти лет, гр. гор. Москвы, инженера, безпартийного, несудившегося, АСАФОВА Кирилла Михайловича, 26-ти лет, гр-на гор. Москвы, сотрудника Исторического Музея, несудившегося, безпартийного, ЧЕРНОВА Дмитрия Тимофеевича, 45-ти лет, гр-на Пензенской губ., Городищенского уезда, Николо-Песковской волости, Заведывающего складом Фармозавода № 1, безпартийного, не судившегося, БАШКАРЕВА Владимира Александровича, 20-ти лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, студента, БАШКАРЕВА Александра Александровича, 22-х лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, студента, НОВИКОВА Петра Максимовича, 36-ти лет, гр-на Калужской губ. Масальского уезда, дер.Глотовские Овраги, столяра, ТЕЛЕГИНА Макара, 46-ти лет, гр-на Самарской губ., Бузулукского уезда, Летниковской2* волости, села, иеромонаха, ГУБИЦЫНА Семена Павловича, 36-ти лет, гр-на Владимирской губ., безпартийного, несудившегося, безработного, ТАЛАГАЕВА Михаила Фроловича, 44-х лет, гр-на Тульской губ., Каширского уезда, села Мокрое, слесарь, безпартийный, несудившийся, ПЕТРОВА Михаила Петровича, 43-х лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, БРУСИЛОВУ Варвару Ивановну, 22-х лет, гр-ку гор. Москвы, безработную, ИВАНОВА Ивана Сергеевича, 32-х лет, гр-на гор. Скопина, Рязанской губ., безпартийного, несудившегося, торговца, ЮРГЕНСОНА Петра Борисовича, 18-ти лет, гр-на гор. Москвы, безпартийного, несудившегося, слушателя Общеобразовательных курсов при Московском Университете, ИОНОВА Степана Романовича, 34-х лет, гр-на Саратовской губ., Сердобского уезда, села Секретарки, несудившегося, безпартийного, киномеханика, ЧЕРНЕНКО Николая Яковлевича, 54-х лет, гр-на гор. Клина, безпартийного, несудившегося, повар, безработный, священников МИХАЙЛОВСКОГО Николая Михайловича, 56-ти лет, свящ[енника] церкви Богоявления, в Дорогомилове, ЗЕРЦАЛОВА Сергея Васильевича, свящ[енника] той-же церкви, 66-ти лет, НАДЕЖДИНА Виктора Александровича, 46-ти лет, свящ[енника] той-же церкви, СОКОЛОВА Василия Ивановича3*, 46-ти лет, свящ[енника] церкви Николая Богоявленного, на Арбате, МОТЫЛЕВА Николая Ивановича, 36-ти лет, гр-на Московской губ. и уезда, Заведывающего Финотдела Замоскворецкого Совета и бухгалтера Павловской больницы, члена Московского Совета, БЕЛОВА Якова Васильевича4*, 54-х лет, гр-на Калужской губ., Тарусского уезда, Троицкой волости, дер. Малеево, чернорабочего, БАРКУНОВУ Екатерину Михайловну, 18-ти лет, гр-ку Рязанской губ., Скопинского уезда, Корнеевской вол., безработной, ТИХОМИРОВА Сергея Федоровича, 57-ми лет, гр-на гор. Москвы, мясника, БАРАНЦЕВА Сергея Алексеевича, гр-на гор. Москвы, 19-ти лет, весовщика, ПА[В]ЛОВА Кирилла Васильевича, 29-ти лет, гр-на Тульской губ., Егорьевского уезда, Мятловской вол., дер. Дьяково, КУЗНЕЦОВА Тихона Григорьевича, 45-ти лет, Тульской губ., Чернского уезда, Прядихинской вол., и села, носильщика, ПТУШКИНА Андрея Ивановича, 42-х лет, гр-на Калужской губ., Жиздринского уезда, Маклаковской вол. и села, чернорабочего, ШОСТИ Андрея Михайловича, 53-х лет, гр-на Полтавской губ., дер. Шости, почтальон, РОХАНОВА Михаила Николаевича, 43-х лет, гр-на Витебской губ., того-же уезда, Селокской волости, дер. Буравли, дровоклад, МАКСИМОВА Ивана Егоровича, 37-ми лет, гр-на Московской губ., Верейского уезда, Кудинской вол., дер. Григорево, портного, ГОЛУБЕВА Андрея Егоровича, 60-ти лет, тр-на Калужской губ., Малоярославского уезда, Ветчинской волости, дер. Гончаровка, ЦИРКИНА Андриана Ксенофонтовича, 57-ми лет, гр-на Тверской губ., Корчевского уезда, Кудрявцевской волости, дер. Тряскино, ВОРОНИНА Степана Никитича, 56-ти лет, гр-на Московской] губ., Звенигородского уезда, Якунинской волости, дер. Кулигина, токаря, СОЛОМИНА5* Михаила Яковлевича, 33-х лет, гр-на Тверской губ., Богородской волости, дер. Плацково, БРОВКИНА Ивана Петровича, 18-ти лет, гр-на Московской] губ., Звенигородского уезда, Аксеньевской волости, дер. Игнатьево, торговца, ЗАЙЦЕВА Николая Семеновича, 17-ти лет, крестьянина] Рязанской губ., дер. Репшино ПО ОБВИНЕНИЮ:

1) Священников: ПОСПЕЛОВА, ЗАОЗЕРСКОГО, ДОБРОЛЮБОВА и НАДЕЖДИНА Христофора в том, что, состоя членами организации называемой православной иерархией, они, по предварительному между собою соглашению, а также по соглашению с другими лицами, следствием не обнаруженными, с целью воспрепятствовать общими усилиями проведению в жизнь постановления ВЦИК и инструкции к нему об изъятии находящихся в пользовании групп верующих церковных ценностей в специальный фонд Ц.К. Помгол для спасения голодающих и для обсеменения их полей5, а также в целях сохранения этих ценностей в фактическом пользовании и заведывания духовенства, они, в течении марта месяца 1922 года в гор. Москве, сознательно и умышленно из корыстных целей: а) тайно распространяли заведомо ложные о деятельности должностных лиц администрации Советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгол сведения возбуждающие в мещанских слоях населения враждебное к ним отношение, б) также призывали эти слои населения и подчиненное им духовенство к массовому противодействию означенному распоряжению ВЦИК и выполнению возложенных на них тем же распоряжением обязанностей, в) открыто вручили Подчиненному им духовенству Московской епархии для прочтения с амвона и дальнейшего распространения среди населения воззвание, указывающее, что церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, что всякое посягательство на них есть святотатство и, что уличенных в этом ждет Суд Божий и, кроме того, напоминавшее, что самый голод есть «дело рук Бога», т. е. все они в контр-революционной деятельности, и священника НАДЕЖДИНА, кроме того, в том, что с тойже целью и в прямое нарушение § 6 Постановления ВЦИК от 13-го июня 1921 года6, 4-го марта с/г. в гор. Москве, в церкви Иоанна Воина, с амвона открыто произнес проповедь не религиозного характера, на тему «гибнувшая, могущественная, когда то держава Российская», призывая население к оказанию активного сопротивления к проведению в жизнь вышеуказанного постановления ВЦИК, особенно, отмечая, что это постановление об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, есть Суд Божий, справедливо грядущий на верующих в наказание за отступление и непослушание церкви и что издание этого постановления есть уже первые признаки этого Божьего Суда7.

2) Того же ДОБРОЛЮБОВА и священников ЗАБАВИНА, ОРЛОВА, ФРЯЗИНОВА, КРЮЧКОВА, РОЗАНОВА, СОКОЛОВА Виктора, КЕДРОВА, ЛЕПЕХИНА, ЗЕРЦАЛОВА, НИКОЛЬСКОГО, МИХАЙЛОВСКОГО, НАДЕЖДИНА Виктора и состоящих членами той-же организации и гр. гр. ЕФИМОВА, ЧЕРНЫШЕВА, МОТЫЛЕВА в том, что предварительно согласившись между собой и обвиняемых, перечисленных в п. 1-м, с той-же целью, тогда же приняли личное и непосредственное участие в пропаганде и агитации среди верующих и преимущественно среди невежественных мещанских слоев населения, как во вверенных им церквах, так и на приходских собраниях, заведомо ложных сведений о цели и назначению изъятия церковных ценностей, а также о деятельности представителей Рабоче-Крестьянской Власти, призывая эти элементы к массовому и открытому противодействию означенным распоряжениям ВЦИК и невыполнению их путем подачи всякого рода заявлений и протестов, которые составлялись при их деятельном участии и руководстве, последствием чего при фактическом изъятии произвели неоднократные эксцессы, т. е. контрреволюционные деятельности.

3) Вышеупомянутого МИХАЙЛОВСКОГО и священника ЗЕРЦАЛОВА в том, что имея непосредственные связи с вышеуказанным духовенством и присутствуя 7-го апреля в церкви Богоявления в день изъятия церковных ценностей и ведя враждебное отношение к изъятию6* со стороны собравшейся настроенной преступно-фанатично толпы, не приняли надлежащих мер к разъяснению этой толпе заведомо ложных слухов о цели и назначении изъятия, а также не приняли надлежащих мер к тому, чтобы прекратить вызванный тайной агитацией безпорядок, последствием чего произвела избиение красноармейцев, охранявших храм, из коих несколько человек были тяжело ранены.

4) Тех-же священников МИХАЙЛОВСКОГО, ЗЕРЦАЛОВА в том, что предварительному между собой соглашению и по соглашению с другими лицами, следствием не обнаруженными, с корыстной целью: а) скрыли от учета часть церковного имущества: серебрянные иконы, крест, евангелие, сосуд и другое имущество, не занеся его своевременно в опись, по которой производились ими передача церковного имущества в специальный фонд Ц.К. Помгол, а в день изъятия церковных ценностей, т. е. 7-го апреля с/г. спрятали означенное имущество в храме, б) обнаружив в 1921-1922 гг. кражу также скрытого от учета церковного имущества: икону и ковры, умышленно не заявили об этом следственно-судебным властям, последствием чего явилась неизбежность7* установить факт кражи или присвоения ими означенного имущества.

5) СОКОЛОВА Василия в том, что 7-го апреля с/г., состоя членом организации, называемой православной иерархией, 7-го апреля в церкви Николая Явленного, на Арбате, после изъятия церковных ценностей, из названного храма, использовая религиозные предрасудки масс, с целью дискредитирования Советской власти, произнес вопреки § 6 постановления ВЦИК от 13-го июня 1921 года8 проповедь нерелигиозного характера, в котором указывая, что изъятие церковных ценностей из названного храма уже совершилось, назвал самое изъятие грабежом, и членов Комиссии — бандитами, которые ворвались в храм и своими грязными руками сорвали ризы с икон, забрали кресты, евангелия, сосуды и т. п., что Советская Власть уже забрала ранее все золото и серебро, принадлежащие государству, а теперь стремится захватить церковное имущество, и призывая в этой проповеди население обратиться с молитвой к Богу и просить последнего «смести с лица земли древний Вавилон[»], и это выразилось в произнесенных им словах псалма «на реках Вавилонских», «дщи Вавилоняне окоянные», [«]блажен кто имет и разбиет младенца твоя о камень».

6) ПШЕНИЧНИКОВА, БРЫЗГАЛОВА, АСАФОВА, ЧЕРНОВА, БАШКАРЕВА Владимира, БАШКАРЕВА Александра, НОВИКОВА, ТЕЛЕГИНА, ТАЛАГАЕВА, ПЕТРОВА, БРУСИЛОВУ, ИВАНОВА, ЮРГЕНСОН, ИОНОВА, ЧЕРНЕНКО, БЕЛОВА, ГОЛУБЕВА, ЦИРКИНА, БАРКУНОВУ8* Екатерину, СОЛОМИНА, ТИХОМИРОВА, БРОВКИНА, БАРАНЦЕВА, ЗАЙЦЕВА9*, КОРОВКИНА9, ПАВЛОВА, КУЗНЕЦОВА, ПТУШКИНА, ШОСТИ, РОХАНОВА, МАКСИМОВА9*, ВОРОНИНА в том, что находясь под влиянием агитации со стороны представителей духовенства, указанных выше в первых 2-х пунктах, в день изъятия из Московских церквей и монастырей, в течение марта месяца церковных ценностей, приняли участие в публичных скопищах, которые действуя объединенными силами участников вследствие побуждений, проистекающих из вражды к РКП к постановлению ВЦИК об изъятии, возбуждая население к сопротивлению лицам, производящим изъятие, распространяя заведомо для них ложные сведения, что большая часть изъятого имущества будет разграблена, что это изъятие производится в интересах коммунистов и еврейского населения, что последние безнаказанно насильничают над Россией, что для них законы не писаны, и им поэтому население само должно укоротить руки, т. е. вызывая партийную и племенную вражду, причем это особенно проявили участие: БАШКАРЕВ10* Владимир, БАШКАРЕВ11* Александр, ПШЕНИЧНИКОВ, БРЫЗГАЛОВ, АСАФОВ, ЧЕРНОВ, НОВИКОВ, ТЕЛЕГИН, ГУБИЦЫН, ТАЛАГАЕВ, ПЕТРОВ, БРУСИЛОВА, ИВАНОВ, ЮРГЕНСОН, ИОНОВ, ЧЕРНЕНКО, а также и ГОЛУБЕВ, ЦИРКИН и БЕЛОВ, а также открыто оказали противодействие к изъятию церковных ценностей, выразившееся в избиении красноармейцев, охранявших во время изъятия, последствием чего многие красноармейцы оказались тяжело ранеными, причем в этом особенно приняли участия остальные граждане, поименованные в сем пункте.

Трибунал, проверив в Судебном Заседании материалы предварительного следствия, показания свидетелей, объяснения представителей обвинения, защиты и самих обвиняемых, ПОСТАНОВИЛ:

1) Обвинение предъявленное к ПОСПЕЛОВУ, ЗАОЗЕРСКОМУ, ДОБРОЛЮБОВУ, и НАДЕЖДИНУ Христофору признал ДОКАЗАННЫМ в том, что состоя членами организации, называемой «православной иерархией», они, по предварительному между собой соглашению, а также по соглашению с другими лицами, следствием не обнаруженными, с целью воспрепятствовать общими усилиями проведения в жизнь постановления ВЦИК и инструкции к нему, об изъятии находящихся в пользовании групп верующих, церковных ценностей в специальный фонд ЦК Помгол для спасения голодающих и для обсеменения их полей, а также для сохранения этих ценностей в фактическом пользовании и заведывании духовенства, они в течение марта месяца 1922 года в гор. Москве, сознательно и умышленно: 1) призывали население и12* подчиненное12* им духовенство к массовому противодействию означенному распоряжению ВЦИК и к невыполнению13* возложенных на них тем же распоряжением обязанностей; 2) открыто вручили подчиненному им духовенству Московской епархии для прочтения с амвона и дальнейшего распространения среди населения воззвания, указывающее, что церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, что всякое посягательство на них есть святотатство; а в отношении НАДЕЖДИНА — его в том, что с той-же целью и в прямое нарушение § б постановления ВЦИК от 13-го июня 1921 года, 4-го марта с/г. в гор. Москве, в церкви Иоанна Воина открыто произнес проповедь не религиозного характера, при помощи оказания активного сопротивления и к проведению в жизнь вышеуказанного постановления ВЦИК, особенно отмечая, что это постановление об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих есть Суд Божий, справедливо грядущий на верующих в наказание за отступление и непослушание церкви, (и что издание этого постановления есть уже первые признаки этого Божьего Суда).

2)14* Обвинение, предъявленное тому же ДОБРОЛЮБОВУ, ЗАБАВИНУ, ОРЛОВУ, ФРЯЗИНОВУ, КРЮЧКОВУ, РОЗАНОВУ, СОКОЛОВУ Виктору, КЕДРОВУ, ЛЕПЕХИНУ, ВИШНЯКОВУ, НИКОЛЬСКОМУ, МИХАЙЛОВСКОМУ, НАДЕЖДИНУ Виктору - в отношении ДОБРОЛЮБОВА, ЗАБАВИНА, ОРЛОВА, ФРЯЗИНОВА, РОЗАНОВА, СОКОЛОВА Виктора, КЕДРОВА Виктора, ВИШНЯКОВА, НИКОЛЬСКОГО, НАДЕЖДИНА Виктора, ЕФИМОВА, ЧЕРНЫШЕВА и МОТЫЛЕВА признать ДОКАЗАННЫМ в том, что предварительно согласившись между собой и с обвиняемыми, перечисленными в п. 1-м, с той-же целью, тогда-же приняли личное участие в пропаганде, в агитации среди верующих или во вверенных им храмах, или на приходских собраниях, призывая к массовому и открытому15* противодействию означенным распоряжением ВЦИК и невыполнении их путем подачи всякого рода заявлений и протестов, которые составлялись при их участии и руководстве, последствием чего при фактическом изъятии произошли неоднократные эксцессы, т. е. в контр-революционной деятельности; в отношении ЛЕПЕХИНА и КРЮЧКОВА считать ДОКАЗАННЫМ в том, что предварительно согласившись между собой и обвиняемыми, перечисленными в п. 1-м, с той-же целью, тогда-же, приняли личное участие в пропаганде и агитации среди верующих, призывая их к массовому и открытому противодействию означенному распоряжению ВЦИК, и в отношении МИХАЙЛОВСКОГО в том, что принял участие в пропаганде среди верующих.

3) Обвинение, предъявленное к тому же МИХАЙЛОВСКОМУ и ЗЕРЦАЛОВУ по п. 3-му считать ДОКАЗАННЫМ полностью16* в отношении ЗЕРЦАЛОВА, и считать недоказанным в отношении МИХАЙЛОВСКОГО.

4) Обвинение, предъявленное тем же МИХАЙЛОВСКОМУ и ЗЕРЦАЛОВУ по п. 4-му считать не доказанным.

5) Обвинение, предъявленное СОКОЛОВУ Василию считать ДОКАЗАННЫМ полностью.

6) Обвинение, предъявленное к ПШЕНИЧНИКОВУ, БРЫЗГАЛОВУ, АСАФОВУ, ЧЕРНОВУ, БАШКАРЕВУ Владимиру, БАШКАРЕВУ Александру, НОВИКОВУ, ТЕЛЕГИНУ, ТАЛАГАЕВУ, ПЕТРОВУ, БРУСИЛОВОЙ, ИВАНОВУ, ЮРГЕНСОН, ИОНОВУ, ЧЕРНЕНКО, БЕЛОВУ, ГОЛУБЕВУ, ЦИРКИНУ, БАРКУНОВОЙ, СОЛОМИНУ, ТИХОМИРОВУ, БАРАНЦЕВУ, ПАВЛОВУ, КУЗНЕЦОВУ, ПТУШКИНУ, ШОСТИ, РОХАНОВУ и ВОРОНИНУ и ГУБИЦЫНУ в отношении ТЕЛЕГИНА, БРУСИЛОВОЙ, ТИХОМИРОВА и РОХАНОВА признать ДОКАЗАННЫМ полностью; в отношении БАРКУ Н0В[0]Й, БАШКАРЕВА Владимира, БАШКАРЕВА Александра, НОВИКОВА, ТАЛАГАЕВА, ПЕТРОВА, ИВАНОВА, ЮРГЕНСОН, ИОНОВА, ЧЕРНЕНКО, СОЛОМИНА, БАРАНЦЕВА, ПТУШКИНА и ГУБИЦЫНА признать ДОКАЗАННЫМ в том, что находясь под влиянием агитации со стороны представителей духовенства, указанных выше, в дни изъятия из Московских церквей и монастырей, в течение марта месяца, церковных ценностей, приняли участие в публичных скопищах, которые действуя соединенными силами участников, вследствие побуждений, проистекающих из вражды к постановлению ВЦИК, возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие; в отношении БРЫЗГАЛОВА и АСАФОВА признать ДОКАЗАННЫМ, что возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие; в отношении ПШЕНИЧНИКОВА, ЧЕРНОВА, БЕЛОВА, ГОЛУБЕВА, ЦИРКИНА, КУЗНЕЦОВА, ПАВЛОВА, ШОСТИ и ВОРОНЦОВА17* считать не доказанным.

Принимая во внимание, что все обвиняемые, в отношении которых доказана контр-революционная деятельность, воспользовались наиболее тяжелым моментом жизни народа, когда миллионы крестьян вымирают от голода, что обвиняемые ЗАОЗЕРСКИЙ, ДОБРОЛЮБОВ, НАДЕЖДИН Христофор, ВИШНЯКОВ, ОРЛОВ, ФРЯЗИНОВ, СОКОЛОВ Василий, ТЕЛЕГИН, БРУСИЛОВА, ТИХОМИРОВ, РОХАНОВ не только не принесли раскаяния в совершенных ими преступлениях, но наоборот частью перекладывали ответственность на выше их стоящих членов православной иерархии, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, которой они якобы не могли не подчиниться, частью скрывая политические цели, подобно «книжникам и фарисеям», оправдывали свое сопротивление в деле помощи голодающим, путем реализации на хлеб церковных ценностей, ложью о Боге и якобы установленных им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только на дела милосердия вообще, но даже на спасение жизни умирающих от голода, несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза, из группы верующих християн категорически признала такое изъятие вполне возможным и отвечающим христианскому учению, что таким образом они обнаружили величайшую преступность своей воли, - ТРИБУНАЛ ПРИГОВОРИЛ:

ЗАОЗЕРСКОГО Александра Николаевича, 42-х лет, ДОБРОЛЮБОВА Александра Федоровича, 56-ти18* лет, НАДЕЖДИНА Христофора Алексеевича, 56-ти лет, ВИШНЯКОВА Василия Павловича, 56-ти лет, ОРЛОВА Анатолия Петровича, 43-х лет, ФРЯЗИНОВА Сергея Ивановича, 42-х лет, СОКОЛОВА Василия Ивановича, 46-ти лет, ТЕЛЕГИНА Макария Николаевича, 46-ти лет, БРУСИЛОВУ Варвару Ивановну, 22-х лет, ТИХОМИРОВА Сергея Федоровича, 57-ми лет, РОХАНОВА Михаила Николаевича, 43-х лет,- ПОДВЕРГНУТЬ ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ - РАССТРЕЛЯТЬ.

РОЗАНОВА Сергея Гавриловича, 62-х лет, ПОСПЕЛОВА Николая Александровича, 46-ти лет, КЕДРОВА Виктора Ивановича, 61-го года, КРЮЧКОВА Дмитрия Ивановича, 45-ти лет, НАДЕЖДИНА Виктора Александровича, 46-ти лет, и ЛЕПЕХИНА Павла Васильевича, 41-го года, ПОДВЕРГНУТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЮ В ДОМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ СРОКОМ НА ПЯТЬ (5) ЛЕТ КАЖДОГО.

ЗАБАВИНА Бориса Ивановича, 52-х лет, БАШКАРЕВА Владимира Александровича, 20-ти лет, БАШКАРЕВА Александра Александровича, 22-х лет, ЗЕРЦАЛОВА Сергея Васильевича, 66-ти лет, БАРКУНОВУ Екатерину Михайловну, 18-ти лет, ЮРГЕНСОН А Петра Борисовича, 18-ти лет, АСАФОВА Кирилла Михайловича, 26-ти лет, ЕФИМОВА Евгения Николаевича, 48-ми лет, ЧЕРНЫШЕВА Степана Петровича, 60-ти лет, МОТЫЛЕВА Николая Ивановича, 36-ти лет, НОВИКОВА Петра Максимовича, 36-ти лет, ЧЕРНЕНКО Николая Яковлевича, 54-х лет, и БРЫЗГАЛОВА Николая Александровича, 36-ти лет,- ПОДВЕРГНУТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЮ В ДОМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ СРОКОМ НА ТРИ (3) ГОДА КАЖДОГО.

НИКОЛЬСКОГО Петра Петровича, 30-ти лет, СОКОЛОВА Виктора Ивановича, 48-ми лет, ТАЛАГАЕВА Михаила Фроловича, 44-х лет, ПЕТРОВА Михаила Петровича, 43-х лет, ИВАНОВА Ивана Сергеевича, 32-х лет, ИОНОВА Степана Романовича, 34-х лет, ПТУШКИНА Андрея Ивановича, 42-х лет, БАРАНЦЕВА Сергея Алексеевича, 19-ти лет, СОЛОМИНА Михаила Яковлевича, 33-х лет, и ГУБИЦЫНА Семена Павловича, 36-ти лет,- ПОДВЕРГНУТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЮ В ДОМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ СРОКОМ НА ОДИН (1) ГОД КАЖДОГО.

МИХАЙЛОВСКОГО Николая Михайловича, 56-ти лет, принимая во внимание, что им были приняты все меры предосторожности, что он несколько раз выходил и успокаивал толпу, а также не огласил последних слов, призывающего к сопротивлению воззвания высшей иерархии,— НАКАЗАНИЮ НЕ ПОДВЕРГАТЬ и ИЗ-ПОД СТРАЖИ ОСВОБОДИТЬ.

ПШЕНИЧНИКОВА Сергея Николаевича, 58-ми лет, ЧЕРНОВА Дмитрия Тимофеевича, 46-ти лет, БЕЛОВА Якова Федосеевича, 54-х лет, ГОЛУБЕВА Андрея Егоровича, 60-ти лет, ЦИРКИНА Андриана Ксенофонтовича, 57-ми лет, КУЗНЕЦОВА Тихона Григорьевича, 45-ти лет, ПАВЛОВА Кирилла Васильевича, 29-ти лет, ШОСТИ Андрея Михайловича, 53-х лет, и ВОРОНИНА Степана Никитича, 56-ти лет,— СЧИТАТЬ ПО СУДУ ОПРАВДАННЫМИ и ИЗ-ПОД СТРАЖИ ОСВОБОДИТЬ.

Осужденным РОЗАНОВУ, 62-х лет, КЕДРОВУ, 61-го года, ЗЕРЦАЛОВУ, 66-ти лет, и ЧЕРНЫШЕВУ 60-ти лет, ввиду их преклонного возраста — наказание СЧИТАТЬ УСЛОВНО и ИЗ-ПОД СТРАЖИ ОСВОБОДИТЬ.

У всех осужденных, отобранные вещи и деньги КОНФИСКОВАТЬ в доход Республики.

Вместе с тем Трибунал, учитывая значение лжи и обмана со стороны организации, называемой «православной иерархией», к которой принадлежат осужденные, имеющие19* себя служителями Бога, и, лицемерно бросаемый ей в население лозунг «Советская Власть совершает святотатство», и то, что большинство членов этой организации, имеющей свои ячейки по всей России, равно как и главные руководители следственными органами еще не обнаружены, — ПОСТАНОВИЛ: обратить внимание ВЦИК на установленные истинные намерения этой организации и подтверждающие их материалы судебного следствия и просить его, в целях приостановления распространения ее преступных замыслов, уже не раз приводивших, в особенности граждан принадлежащих к обществам верующих христиан.

В равной мере обратить внимание НКЮ, что несмотря на то, что декретом об отделении церкви от государства допущено существование церковных и религиозных обществ, кои подчиняются общим положениям об обществах и союзах, что внутрення[я] жизнь религиозных объединений регламинтируется: 6 декрета, параграфами 2 и 8 инструкции и ст. ст. 3, 5 и 13 договора10, а потому на выделение органов с юридическими и политическими правами такого рода объединения не имеют права, что никакая религиозная организация не имеет никакого права распоряжаться, как власть имущая, какой либо другой религиозной организации или обществом против их воли и, имея в виду существование самостоятельной церковной организации во главе с высшим патриаршим управлением, что было установлено в Судебном Заседании, присвоением себе прав юридических, административно-хозяйственных функций и устанавливает незаконность существования, организации называемой православной иерархией тем более, что деятельность этой организации преследует и политические цели умело скрывая их своей внешностькѵрелигиозной организации.

П. П. Председатель (М. БЕК), члены: ГУСЕВ и ДУБРОВИН.

— Л, 26—30об. Машинописная копия того времени, заверенная секретарем Судебной части Московского ревтрибунала. Вверху л. 26 штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол №7, п. 13 от 18 мая 1922 г. (№ 24-25). Здесь же штамп Секретного архива ЦК ВКП(б).

— ЦА ФСБ. Особый архив, д. 1780, т. 2, л. 2-11. Машинописная копия, заверенная 9 мая 1922 г. начальником VI отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучковым. На л. 11 внизу его же рукой помета: «(Дек[рет] от 23 января 1918 г. об отд[елении] Цер[кви] от Государства])».

Примечания и комментарии:

1* Так в тексте, в документе № П—94 Апполония.

2* Впечатано над строкой вместо забитого Гнездниковской.

3* Так всюду в документе; следует Александровича.

4* Так в тексте, в заключительной формуле приговора и № П-94 Федосеевича.

5* В тексте САМОЛИНА, исправлено по следующим упоминаниям в приговоре и № П-94.

6* Далее забито церковных ценностей.

7* Так в документе; следует, видимо, невозможность.

8* Исправлено, в документе БАРДУНОВУ.

9* Фамилии ЗАЙЦЕВА и МАКСИМОВА далее из приговора выпали и неизвестно, были ли они обвинены или оправданы.

10* Исправлено, в документе БАШКИРОВ.

11* Исправлено, в документе БАШКИРОВ.

12* Исправлено от руки вместо ранее напечатанного к подчинению.

13* Не приписано над строкой.

14* Исправлено, в документе ошибочно 3.

15* Далее забито одно слово.

16* Далее ошибочно напечатано и.

17* Так в документе, следует ВОРОНИНА.

18* Так в документе; в начале приговора указано, что А. Ф. Добролюбову 58 лет.

19* Так в документе; следует, видимо, именующие.

 

4 О приговоре было сообщено в «Известиях» уже 9 мая 1922 г.

5 Постановление ВЦИК см. № П-9, об инструкции см. № П— 14.

6 Текст § 6 Постановления ВЦИК от 13 июня 1921 г. гласит:

«Произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускается при непременном, однако, условии, чтобы по содержанию своему проповедь имела исключительно религиозный характер».

— Революция и церковь. 1922. № 1-3. С. 52-53.

7 См. об этом № П-19.

8 См. комм. 6 к д. 24. В конце абзаца — цитата из Пс. 136, 9.

9 Во всем тексте приговора Московского Ревтрибунала это единственное упоминание фамилии Коровкина. Более нигде в тексте она не встречается. По всей видимости, эта фамилия попала в приговор из предварительного списка лиц, обвиняемых в сопротивлении изъятию церковных ценностей по Москве (см. № П-94). В этом списке, составленном уполномоченным VI отделения Секретного отдела Московского губотдела ГПУ М. М. Шмелевым, под 34-м номером значится Коровкин Василий Харлипович. Причем порядок перечисления фамилий, начиная с 28-го номера (Бардунова Екатерина Михайловна) и до 40-го номера (Максимов Иван Егорович), полностью совпадает с порядком перечисления фамилий в пункте шесть приговора (от Бардуновой до Максимова). Как видно, при переписке блоком этих фамилий делопроизводитель (секретарь судебной части Московского ревтрибунала?) не только тщательно повторил ошибки в написании отдельных фамилий, допущенные М. М. Шмелевым, когда вместо Баркуновой появилась Бардунова, но и ошибочно вписал фамилию Коровкина. См. также сноску «и» на с. 206.

10 Текст § 6 Декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г. гласит:

«Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда».

— СУ. 1918. № 18. С. 272-273; Церковь и государство по законодательству РСФСР. Сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V отдела НКЮ. М., 1923. С. 5.

Текст § 2 Инструкции НКЮ о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви от 24 августа 1918 г. гласит:

«Все указанные в ст. 1 общества лишаются, согласно декрету „Об отделении церкви от государства и школы от церкви", прав юридического лица.

Отдельным членам этих обществ предоставляется устраивать только складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей».

Текст § 8 той же инструкции гласит:

«Принявшие имущество в пользование обязуются:

I) хранить и беречь его, как доверенное им народное состояние,

II) производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как-то: по отоплению, страхованию, охранению, оплате долгов, местных сборов и проч.,

III) пользоваться этим имуществом исключительно для удовлетворения религиозных потребностей,

IV) возместить при сдаче все убытки за время пользования им, отвечая за целость и сохранность вверенного им имущества солидарно (по круговой поруке),

V) иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую вносить все вновь поступающие (путем пожертвований, передачи из других храмов и т. п.) предметы религиозного культа, не представляющие частной собственности отдельных граждан,

VI) допускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных советом рабочих и крестьянских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру имущества и

VII) в случае обнаружения Советом рабочих и крестьянских депутатов злоупотреблений и растрат, немедленно сдать имущество Совету Рабочих и Крестьянских Депутатов по первому его требованию. Все эти условия вносятся в соглашение, заключаемое группой вышеуказанных граждан с местным Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов (Приложение № 1)».

- СУ. 1918. № 62. С. 757-763.

Текст ст. 3 Договора (Приложение № 1 к Инструкции НКЮ от 24 августа 1918 г.) гласит:

«Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано для целей, несоответствующих ст.ст. 1 и 2 настоящего договора.

В частности, в принятых нами в заведывание богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать:

а) политических собраний враждебного Советской власти направления,

б) раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против советской власти или ее представителей,

в) произнесение проповедей и речей, враждебных Советской власти или ее отдельным представителям и

г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, в виду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов относительно распорядка использования колокольнями».

Текст ст. 5 того же договора гласит:

«Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, [в] которую должны вносить все вновь поступающие (путем пожертвований, передачи из других храмов и т. п.) предметы религиозного культа, не представляющие частной собственности отдельных граждан».

Текст ст. 13 того же договора гласит:

«Никто из нас, и мы все вместе не имеем права отказать кому бы то ни было из граждан, принадлежащих к нашему вероисповеданию и не опороченных по суду, подписать позднее сего числа настоящий договор и принимать участие в управлении упомянутым в сем договоре имуществом на общих основаниях со всеми его подписавшими».

- Там же. С. 764-765.