София, 29 февраля/13 марта 1912 г. Договор о дружбе и союзе между королевством Сербским и царством Болгарским

Реквизиты
Датировка: 
1912.03.13
Источник: 
Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917) Государственное издательство политической литературы, 1952 год стр. 458-463.
Архив: 
Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и временного правительств 1878‑1917 гг., серия II, т. XIX, ч. II, стр. 265‑268.

Приложение.

Договор о дружбе и союзе между королевством Сербским и царством Болгарским¹*

София, 29 февраля/13 марта 1912 г.

Е. в. Фердинанд I, царь болгар, и е. в. Петр I, король сербский, проникнутые уверенностью во взаимности интересов и в тождественности (еднаковость) судеб их держав и обоих братских народов, сербского и болгарского, и порешив солидарно соединенными силами (за дружни сили) оборонять эти интересы и работать на их всестороннее развитие, согласились относительно того, что следует:

СТАТЬЯ I

Царство болгарское и королевство сербское гарантируют друг другу государственную независимость и целость их государственных территорий, обязуясь абсолютно и без какого-либо ограничения придти на помощь друг другу со всеми своими силами в случае, если бы одно из них подверглось нападению со стороны одной или нескольких других держав.

СТАТЬЯ II

Обе договаривающиеся стороны обязуются точно так же придти на помощь друг другу со всеми своими силами в случае, если какая бы то ни было великая держава попыталась присоединить, оккупировать своими войсками или занять, хотя бы даже и временно, какую-либо часть балканских территорий, которые находятся ныне под турецкой властью, если одна из договаривающихся сторон сочтет подобный акт противным своим жизненным интересам и как casus belli.

СТАТЬЯ III

Обе договаривающиеся стороны обязываются не заключать мира иначе, как совместно и по предварительному уговору.

СТАТЬЯ IV

Для полного и более целесообразного исполнения этого договора будет заключена военная конвенция, в коей исчерпывающим образом будет предусмотрено как все, что должно быть предпринято и той и другой стороной в случае войны, так и все, что с точки зрения военной организации, дислокации, мобилизации войск, равно как и отношений между верховными командованиями, должно быть определено в мирное время, дабы быть готовыми к военному положению и успешному ведению войны.

Военная конвенция должна считаться составной частью этого договора. К выработке оной будет приступлено самое позднее через 15 дней после подписания настоящего договора, а для самой выработки ее определяется срок не свыше 2 месяцев.

СТАТЬЯ V

Настоящий договор и военная конвенция сохраняют свою силу со дня подписания до (13 января 1921 г.) 31 декабря 1920 г. включительно. Лишь в случае дополнительного соглашения, нарочито утвержденного обеими договаривающимися сторонами, договор и военная конвенция могут быть продолжены и далее этого срока. Но в случае, если ко дню истечения договора и конвенции договаривающиеся стороны будут находиться в войне или в еще не ликвидированном положении после войны, то договор и конвенция будут иметь силу, пока мир не будет заключен или созданное войной положение не будет ликвидировано.

СТАТЬЯ VI

Настоящий договор будет подписан в двух одинаковых экземплярах каждый на сербском и болгарском языках. Они будут подписаны державными главами и министрами иностранных дел.

Военная конвенция, равным образом в двух одинаковых экземплярах, оба на сербском и болгарском языках, будет подписана державными главами, министрами иностранных дел и специальными военными уполномоченными.

СТАТЬЯ VII

Договор и конвенция могут быть объявлены или сообщены другой державе лишь по предварительному соглашению между обеими договаривающимися сторонами и притом лишь совместно и единовременно.

Равным образом лишь по предварительному соглашению может быть принята в союз какая бы то ни было другая держава.

Учинено в Софии (13 марта) 29 февраля 1912 г.

ПОДПИСАЛИ:

Фердинанд
Петр
Гешов
Милованович

Секретное приложение к договору о дружбе и союзе между королевством Сербским и царством Болгарским

СТАТЬЯ I

В случае, если в Турции наступят неурядицы внутренние, которые подвергли бы опасности государственные и национальные интересы обеих договаривающихся сторон или одной из них, так же как и в случае, если вследствие внутренних или внешних затруднений, которые возникли бы для Турции, возник бы вопрос о сохранении status quo на Балканском полуострове, та из договаривающихся сторон, которая первая убедилась бы в необходимости начать военные действия, обратится с мотивированным предложением к другой стороне, которая обязана тотчас вступить в обмен мыслей и, если бы она не согласилась со своей союзницей, дать ей мотивированный ответ.

Если соглашение о действиях последует, то об этом сообщается России, и если последняя не воспротивится, то действия начнутся согласно установленному соглашению и вдохновляясь во всем чувствами солидарности и обоюдности интересов. В противном случае, если соглашение не будет достигнуто, то будет апеллировано (спрошено) к мнению России, которое, если и поскольку она его выразит, будет обязательно для обеих договаривающихся сторон. Если Россия не захочет дать своего мнения и если соглашение между обеими договаривающимися сторонами не могло бы быть достигнуто после того, тогда, если та сторона, которая высказалась за акцию, начала бы одна на собственный риск и страх действия против Турции, другая сторона обязана сохранять дружеский нейтралитет относительно своей союзницы, предпринять тотчас мобилизацию в размерах, предусмотренных военной конвенцией, и прийти всеми своими силами на помощь своей союзнице, если какая-либо третья держава стала бы на сторону Турции.

СТАТЬЯ II

Все территориальные приобретения, которые были бы добыты совместными действиями по смыслу статей I и II договора, равно и статьи I настоящего секретного приложения, будут находиться под совместной властью (condominium) союзных сторон, и эти приобретения будут ликвидированы тотчас и наипозже в трехмесячный срок по заключении мира и на следующих основаниях:

Сербия признает за Болгарией право на территорию на восток от Родопа и реки Струмы, а Болгария признает за Сербией право на территорию на север и на запад от Шар-Планины.

Что же касается территории между Шар-Планиной, Родопом, Архипелагом и озером Охридскпм, если обе договаривающиеся стороны убедятся, что организация этой территории в одну особую автономную область являлась бы невозможной вследствие общих интересов сербской и болгарской народностей или из-за иных внешних или внутренних причин, то относительно вышеупомянутой территории будет поступлеио на основании следующих изъявлений: Сербия обязуется не требовать ничего вне линии, означенной на приложенной карте, каковая линия начинается от турецко-болгарской границы от Голем-Верх (севернее от Кривой Паланки), и следует вообще и в юго-западном направлении до Охридского озера, проходя вершиной на восток от деревни Нерав, водоразделом до вершины 1000 на север от села Баштево (Градец-Планина), селом Баштево, между деревнями Любенцы и Петралица, вершиной Остричь 2000 (Лисеп-Планина), по вершине 1050 между деревнями Драчь и Опила, селом Талшиманны и Живальево, по вершине 1050, по вершине 1000, селом Кышань, главным водоразделом Градиште-Планины на вершину Гориште, вершиной 1023, водоразделом между Иванковны и Логинцы, по линии Ветерско-Сопот и Вардару, через Вардар по гребням гор к вершине 2550, затем к Порополе-Планине, водоразделом упомянутой Планины между деревнями Крана и Барбарас, вершиной 1200 между деревнями Якреново и Дреново, через вершину Чесма, Губовцы; и Болгария обязуется принять эту границу, если е. и. в. русский царь, qui sera prié быть верховным арбитром в этом вопросе, выскажется в пользу этой линии. Разумеется, что обе договаривающиеся стороны обязуются принять за окончательную границу ту линию, которую е. и. в. русский царь признает в означенных границах за наиболее отвечающую правам и интересам обеих договаривающихся сторон.

СТАТЬЯ III

Копия договора с сим секретным приложением, равно и военная конвенция будут сообщены совместно императорскому российскому правительству, к которому одновременно обратятся с просьбой, чтобы оно, приняв оные к сведению, было благосклонно к поставленной цели, равно и ходатайствовать перед е. и. в. государем императором соблаговолить принять на себя и одобрить для императорского правительства те «роли», которые предусмотрены для них договорными положениями.

СТАТЬЯ IV

Всякий спор, который бы возник по поводу толкования или исполнения какого-либо положения настоящего договора, секретного приложения и военной конвенции, повергается на окончательное решение России, как только одна из сторон заявит о невозможности достигнуть соглашения непосредственными переговорами.

СТАТЬЯ V

Никакое постановление настоящего секретного приложения не может быть ни предано гласности, ни сообщено какой-либо другой державе без предварительного согласия обеих договаривающихся сторон и разрешения России.

Учинено в Софии [13 марта] февраля 29 дня 1912 г.

ПОДПИСАЛИ:

Фердинанд
Петр
Гешов
Милованович

Примечание:

¹* Данный договор включается в сборник вследствие того, что в секретном приложении к нему определена роль России как арбитра и разрешении затрагиваемых соглашением вопросов.

Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и временного правительств 1878‑1917 гг., серия II, т. XIX, ч. II, стр. 265‑268.