Токио, 13/25 апреля 1898 г. Соглашение между Россией и Японией о Корее
№ 49
Соглашение между Россией и Японией о Корее
Токио, 13/25 апреля 1898 г.
ПРОТОКОЛ
Действ, ст. сов. и камергер бар. Розен, чрезвычайный посланник и полномочный министр е. в. императора всероссийского, и барон Нисси, министр иностранных дел е. в. императора Японии, на основании IV статьи протокола, подписанного в Москве 28‑го мая (9‑го июня) 1896 года¹* статс-секретарем кн. Лобановым и маршалом маркизом Ямагата, и надлежаще к сему уполномоченные, согласились о нижеследующих статьях:
СТАТЬЯ I
Российское и японское императорские правительства окончательно признают державные права и полную независимость Кореи и взаимно обязуются воздерживаться от всякого непосредственного вмешательства во внутренние дела этой страны.
СТАТЬЯ II
Желая избежать всякого повода к недоразумениям в будущем, российское и японское императорские правительства взаимно обязуются, в случае, если Корея обратится за советами и помощью либо к России, либо к Японии, не принимать никаких мер к назначению военных инструкторов и финансовых советников, без предварительного между собой соглашения по сему предмету.
СТАТЬЯ III
В виду широкого развития торговых и промышленных предприятий Японии в Корее и значительного числа японско-подданных, проживающих в этой стране, российское императорское правительство не будет препятствовать развитию торговых и промышленных сношений между Японией и Кореей.
Составлен в Токио в двух экземплярах, 13‑го (25‑го) апреля 1898 года.
ПОДПИСАЛИ:
Примечания:
¹* См. документ № 45 настоящего сборника.
²* 29 апреля/11 мая 1898 года русским правительством было опубликовано вместе с протоколом от 13/25 апреля правительственное сообщение следующего содержания:
«Со времени окончания китайско-японской войны, все стремления императорского правительства направлены были к ограждению неприкосновенности и полной независимости Кореи.
На первых порах, для водворения прочного порядка в области как военной, так и финансовой политики, юное государство естественно не могло обойтись без посторонней поддержки, вследствие чего в 1896 году корейский король обратился к государю императору с настоятельной просьбой о командировании в Сеул русских инструкторов и финансового советника. Благодаря своевременно оказанной Россией помощи, Корея вступила ныне на путь вполне самостоятельного государственного управления.
Обстоятельство это открыло для России и Японии возможность приступить к дружескому обмену мыслей в видах ясного и точного определения обоюдных отношений этих государств к вновь созданному порядку вещей на Корейском полуострове.
Результатом этих переговоров явилось нижеследующее, по высочайшему повелению подписанное нашим посланником в Токио, соглашение, составляющее продолжение московского протокола 1896 года.
Основным положением состоявшегося соглашения оба государства окончательно подтверждают признание державных прав и полной независимости Корейской империи при взаимном обязательстве воздерживаться от всякого вмешательства во внутренние дела этой страны. На случай же, если бы Корея встретила надобность в поддержке одного из договаривающихся государств, то Россия и Япония обязуются не приступать в Корее ни к каким мероприятиям без предварительного между собой соглашения». «Сборник договоров по делам Д. В.», стр. 346‑348.
Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. СПб. 1906 (Министерство иностранных дел), стр. 340—348.