Письмо Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) с предложениями о мероприятиях по изъятию церковных ценностей, принятыми Политбюро. 23 марта 1922 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1922.03.23
Источник: 
Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 153-155
Архив: 
АПРФ, ф. 3, an. 60, д. 23

 

№ 23-25*

23 марта 1922 г.

ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП ДЛЯ СВЕДЕНИЯ, т. т. ЛЕНИНУ, СТАЛИНУ, КАМЕНЕВУ, ЗИНОВЬЕВУ, МОЛОТОВУ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1) Ассигновать немедленно миллион рублей в счет изъятых церковных ценностей для получения хлеба для голодающих. Широко оповестить об этом как о первом ассигновании.

2) Тов. Калинину вызвать одного из лойяльных епископов, например Антонина, и привлечь его к работе по учету изымаемых церковных ценностей (как спеца). Широко об этом оповестить.

3) Тов. Калинину дать интервью такого содержания:

а) изъятие ценностей ни в коем случае не является борьбой с религией и церковью. ЦК Помгол вполне готов оказать верующим содействие в приобретении тех или других предметов религиозного обихода, взамен изымаемых ценностей.

б) Совершенно независимо от вопроса о религии, духовенство в вопросе об изъятии ценностей явно разбивается на две группы: Одна считает необходимым оказать голодающему народу помощь из тех церковных ценностей, которые созданы самим же народом, а другая явно антинародная, жадная и хищная.

в) Эта вторая группа, очень многочисленная, заняв враждебную позицию по отношению к голодающему крестьянству, тем самым заняла враждебное положение и по отношению к советской власти. Отказывая голодающим в помощи под всякими лицемерными предлогами и с иезуитскими ухищрениями, правящая часть духовенства занимается в то же время явно преступной контрреволюционной агитацией против советской власти.

г) Декрет об изъятии ценностей возник по инициативе крестьян голодающих губерний, широких беспартийных масс и красноармейцев. И сейчас многомиллионные массы со всех сторон требуют полного и твердого выполнения декрета. Борьба против декрета ведется со стороны кучки князей церкви и поддерживающих их бывших купцов, подрядчиков, отставных чиновников, заправляющих сплошь и рядом, делами групп верующих. Подавляющее большинство верующих целиком на стороне декрета об изъятии ценностей.

д) В ответ на злобные и преступные заявления контрреволюционеров о том, будто собранные ценности пойдут не на помощь голодающим крестьянам и их хозяйствам, ЦК Помгол, и в центре и через свои органы на местах, привлекает к учету и контролю над расходованием собранных церковных ценностей, как лойяльных священников, так и верующих мирян.

е)1* Не вмешиваясь по прежнему в дела церкви, советская власть не допустит, разумеется того, чтобы группа церковных князей, шедшая ранее всегда за одно с царем, его министрами, помещиками, дворянами, капиталистами, теперь вела контрреволюционную борьбу против власти рабочих и крестьян. Власть царя, помещиков и буржуазии свергнута трудовым народом не для того, чтобы позволить князьям церкви нарушать и призывать к нарушению советских законов, изданных для спасения жизни миллионов голодающих крестьян, крестьянок и их детей20 .

4) Ассиг[н]овать 10 миллиардов советскими деньгами на расходы по изъятию.

5) Всей партийной печати широко использовать факт, сообщенный2* в «Известиях» под заголовком: «Преподобные контрабандисты»21. Дать ряд статей. Повторять изо дня в день. Призывать к обереганию церковных ценностей, расхищаемых шайкой попов и проч. и проч.

Л. ТРОЦКИЙ.

23.III.22 г.

— Л. 37—38. Заверенная машинописная копия, сделанная одновременно с л. 39 (№ 23—26).

— Л. 41—42. Другой заверенный экземпляр той же машинописной закладки.

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 268, л. 22-23- Черновой протокол №116 заседания Политбюро. Машинописный подлинник, подпись — факсимиле. На л. 22 вверху слева записи результатов опроса:

1) «За — Сталин» (фиолетовыми чернилами рукой секретаря);

2) «За — Молотов» (автограф красными чернилами);

3) «За Л. Каменев» (автограф красным карандашом). Выше рукописная помета, отсылающая к постановлению

Политбюро, протокол №116, п. 17 от 23 марта 1922 г. (№ 23-26). Внизу штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол №8, п. 11 от 26 мая 1922 г. (№ 23—49). На л. 23 штамп Секретного архива ЦК ВКП(б) с инвентарным номером. Адрес в начале документа: «В ПОЛИТБЮРО». Выше напечатано: «П[очто]-Т[елеграмма] №» и написано от руки «209».

Примечания и комментарии:

В деле находится сопроводительное письмо на бланке ЦК РКП(б) без даты, направленное из Секретариата ЦК РКП(б) по поручению В. М. Молотова «на голосование» «Всем членам Политбюро т.т. Каменеву, Сталину, Зиновьеву» за подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой. (Л. 40).

1* Исправлено, в документе ж).

2* Исправлено, в документе сообщений.

20 В ГАРФ, ф. 1235, оп. 58, д. 38, л. 331-332 и 333-334 находятся два машинописных экземпляра одной закладки под заголовком «Ценности голодающим. (Беседа с Председателем ВЦИК и ЦК Помгола тов. М. И. Калининым)». Содержание документа полностью соответствует предписаниям Л. Д. Троцкого об интервью Калинина, утвержденным 23.03 1922 г. постановлением Политбюро ЦК РКП(б) (№ 23-25, 23-26). Оба текста без даты и подписи. Здесь же имеется сопроводительное письмо (отпуск), направленное 25.03 1922 г. «по распоряжению Председателя ВЦИК т. КАЛИНИНА» за подписью секретаря Председателя ВЦИК в адрес газет «БЕДНОТА, РАБОЧИЙ, РАБОЧАЯ МОСКВА и КОММУНИСТ» с просьбой «напечатать ее (беседу.— Сост.) в Вашей газете 26/ІII-с/г.» (ГАРФ, ф. 1235, оп. 58, д. 38, л. 330).

25.03 1922 г. этот текст был опубликован в «Известиях ВЦИК» (№ 68) под рубрикой «Борьба с голодом. Ценности голодающим».

21 Л. Д. Троцкий имел в виду заметку «„Преподобные" контрабандисты» Михаила Горева (М. В. Галкина), опубликованную наряду с четырьмя другими заметками под общим заголовком «К изъятию церковных ценностей» в рубрике «Борьба с голодом» в «Известиях ВЦИК» от 23.03 1922 г. (№ 66). Эта заметка сообщала, что 08.03 1922 г. на станции Инза в поезде, следующем из Самары, агентами «местной Орточека» были задержаны три пассажира с большим ручным багажом. При досмотре этого багажа были обнаружены церковные богослужебные предметы из драгоценных металлов. Арестованные пассажиры «в помещении Инзенской Орточека» по предъявленным документам оказались священниками Самарской губернии — Рыбаковым и Смирновым, а третий — Горбунов — «или членом приходского совета, или старостой одной из церквей Самарской губ.». Согласно мнению «Самарских органов юстиции», которые возбудили расследование по этому делу, «„преподобная" компания» ехала в Минск, чтобы «переправить вещи за границу». Автор заметки, исходя из всего вышесообщенного, заключал, что три случайно обнаруженных пассажира — всего лишь одно звено в «большой организации, состоящей из попов и членов кулацко-приходских советов, занимавшейся систематической скупкой в голодном краю церковного золота и серебра и перекачиванием его за границу».