Протокол допроса П.А.Шария. 2 июля 1953 г.
№9
Совершенно секретно
Товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.
Представляю первичный протокол допроса арестованного ШАРИЯ П.А. Приложение: на 2 листах.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР СССР РУДЕНКО
«3» июля 1953 г.
№ 198/лсс
Протокол допроса арестованного
2 июля 1953 года, Генеральный Прокурор СССР Руденко и Начальник следственной части по особо важным делам Главной Военной прокуратуры полковник юстиции Кульчицкий допросили с соблюдением ст.ст. 134—140 УПК РСФСР
ШАРИЯ Петра Афанасьевича, 1902 г. рождения,
быв. помощника Заместителя Председателя Совета Министров Союза ССР...
По существу дела показываю:
Работая в Грузии на научно-преподавательской работе, я в феврале 1952 года был арестован органами МГБ как участник так называемой мингрэльской националистической группировки и находился под стражей до марта 1953 года.
В марте 1953 года дело по обвинению меня было прекращено, меня освободили из тюрьмы и назначали помощником Берия.
В процессе работы в качестве помощника Берия на основе отдельных его высказываний, в которых я мог усмотреть выпячивание им собственной роли в решении важных государственных вопросов, а также на основе нередких ею замечаний в отношении отдельных руководителей правительства у меня стало складываться мнение, что Берия страдает бонапартистскими, диктаторскими замашками.
Учитывая при этом, что Берия занимает пост Министра внутренних дел СССР, для меня стала вырисовываться явная опасность для партии и государства этих его бонапартистских, диктаторских замашек.
Конкретно эти проявления у Берия выражались в стремлении вносить свои поправки почти во все проекты решений правительства, поступавших из других ведомств, в разнообразных попытках создания себе особой популярности, а также в несколько пренебрежительном тоне его критических замечаний в адрес других руководителей Коммунистической партии и Правительства.
Подобного рода высказывания мне приходилось слышать от Берия несколько раз в присутствии то ЛЮДВИГОВА, то ОРДЫНЦЕВА, либо обоих вместе.
Кроме того, я замечал выход за пределы своих функций со стороны Берия. Я имею в виду такие факты, как непосредственный вызов к себе в МВД СССР секретаря ЦК компартии Литвы СНЕЧКУСА и Председателя Совета Министров Литвы, а также вызов к себе в Совет Министров секретаря ЦК компартии Эстонии КЕБИНА.
Берия в нашем присутствии позволял себе резкую критику Сталина, причем из его высказываний у меня создалось мнение, что он мнит себя приемником Сталина.
Из всего этого у меня, еще раз повторяю, складывалось твердое мнение, что настроения Берия представляют опасность для нашей страны.
Записано с моих слов правильно, мною прочитано.
ШАРИЯ
Допрос начат в 23 ч. 30 м.
Допрос прерван в 4 часа 00 мин. 3/VII-53
ДОПРОСИЛИ:
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР СССР РУДЕНКО
НАЧАЛЬНИК СЛЕДСТВЕННОЙ ЧАСТИ
ПО ОСОБО ВАЖНЫМ ДЕЛАМ ГЛАВНОЙ ВОЕННОЙ
ПРОКУРАТУРЫ ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ КУЛЬЧИЦКИЙ