Будапешт, 3/15 января 1877 г. Секретная конвенция между Россией и Австро-Венгрией
№ 23
Секретная конвенция между Россией и Австро-Венгрией¹*
Будапешт, 3/15 января 1877 г.
Е. в. император австрийский и проч. и апостолический король венгерский и е. в. император всероссийский, принимая во внимание, что во время текущих дипломатических переговоров могут возникнуть разногласия, способные привести к разрыву между Россией и Оттоманской империей, во имя связывающей их дружбы и необходимости предотвратить возможность столкновения интересов их государств нашли нужным договориться в предвидении этой возможности.
С этой целью их величества назначили своими уполномоченными, а именно:
е. в. император австрийский, король богемский и проч. и апостолический король Венгрии: графа Юлия Андраши... и е. в. император всероссийский своего тайного советника Евгения Новикова, своего чрезвычайного и полномочного посла при е. в. императоре австрийском, короле богемском и проч. ..., каковые уполномоченные по размене своих полномочий, признанных составленными по надлежащей и законной форме, договорились о нижеследующих статьях:
СТАТЬЯ I
Высокие договаривающиеся стороны, считая, что христианское и мусульманское население Боснии и Герцеговины слишком перемешаны для того, чтобы можно было ожидать действительного улучшения их участи только от автономного их устройства, условились между собой требовать на Константинопольской конференции для этих провинций лишь такого автономного управления, которое не вышло бы далеко за пределы, установленные депешей от 30 декабря 1875 г.²* и гарантией Берлинского меморандума³*. Ввиду того, что Болгария находится в условиях, более благоприятствующих деятельности автономных учреждений, они берут на себя обязательство требовать на конференции для этой провинции более широкой автономии, обставленной серьезными гарантиями.
СТАТЬЯ II
В случае если бы переговоры не привели к желаемому результату и последовал бы разрыв с последующей войной между Россией и Турцией, императорское и королевское правительство формально обязуется соблюдать по отношению к действующей изолированно России доброжелательный нейтралитет и, насколько это будет от него зависеть, парализовать путем дипломатического воздействия попытки вмешательства или коллективного посредничества, с которыми могли бы пытаться выступить другие державы.
СТАТЬЯ III
Если бы императорскому и королевскому правительству было предложено принять участие в приведении в действие договора от 15 апреля 1856 года⁴*, оно откажется от соучастия в нем в предусматриваемом сей конвенцией случае и, не оспаривая законной силы договора, объявит о своей нейтральности. Оно не окажет также деятельной поддержки эффективным действиям, которые могли бы быть предложены на основании VIII статьи трактата от 30 марта того же года⁵*.
СТАТЬЯ IV
Принимая во внимание, что связанные с переходом русских войск через Дунай операции и необходимость охранять этот переход от турецких канонерок вынудят императорское российское правительство внести временные затруднения в обеспечиваемое трактатами судоходство на этой реке, — что может вызвать протесты, — австро-венгерское правительство, как подписавшее эти договоры и наиболее заинтересованное в свободном плавании по реке, будет рассматривать этот вопрос как временное, неизбежное во время войны событие, но не затрагивающее важных принципов, в поддержании которых заинтересована Европа. Российское правительство формально обязуется со своей стороны уважать принципы свободы судоходства и нейтральности Дуная и договориться с правительством е. в. императора и короля в целях их восстановления, как только это окажется возможным.
СТАТЬЯ V
Австро-венгерское правительство окажет, в пределах Женевской конвенции⁶*, благожелательное содействие устройству русских временных госпиталей на железнодорожных линиях Краков — Леополь ⁷* —Черновцы (между Границей и Сучавой) с ветками на Волочиск и Броды, а также и перемещению по вышеупомянутым линиям необходимого для этих госпиталей подвижного состава. Оно допустит в свои гражданские и военные госпитали на вышеупомянутых линиях русских больных и раненых за плату по ныне действующему австрийскому военному тарифу.
СТАТЬЯ VI
Австро-венгерское правительство не будет ставить никаких препятствий тому, чтобы комиссионеры и агенты российского правительства производили в пределах австро-венгерского государства закупку и заказы необходимых для русской армии предметов, за исключением тех, которые международными постановлениями признаются военной контрабандой. При этом правительство его императорского и королевского величества обязуется применять и интерпретировать эти постановления в самом благожелательном для России смысле.
СТАТЬЯ VII
Е. в. император австрийский и проч. и апостолический король венгерский оставляет за собой право выбора момента и способа занятия своими войсками Боснии и Герцеговины. Условлено, что эта мера, не являющаяся актом солидарности с занятием Болгарии русскими войсками, — ни в истолковании ее правительством его импер. и корол. величества, ни при проведении ее в жизнь, не должна иметь враждебного характера в отношении России. Точно так же интервенция русской армии в Турции не должна ни в своем истолковании императорским русским правительством, ни в своем выполнении иметь враждебный характер в отношении Австро-Венгрии.
СТАТЬЯ VIII
Высокие договаривающиеся стороны взаимно обязуются не распространять своих военных операций: е. в. император австрийский и проч. и апостолический король венгерский — на Румынию, Сербию и Черногорию, а е. в. император всероссийский — на Боснию, Герцеговину, Сербию и Черногорию.
Сербия, Черногория и разделяющая эти два княжества часть Герцеговины образуют сплошную нейтральную зону, пройти через которую армии обеих империй не будут иметь права, и предназначенную для того, чтобы предотвратить всякое непосредственное соприкосновение последних. При сем, однако, условлено, что императорское и королевское правительство не будет противиться комбинированным действиям сербских и черногорских сил вне пределов их государств совместно с русскими войсками.
СТАТЬЯ IX
Последствия войны и территориальные изменения, которые могли бы явиться результатом возможного распадения Оттоманской империи, будут урегулированы одновременно специальной конвенцией.
СТАТЬЯ X
Высокие договаривающиеся стороны обязуются держать в тайне условия настоящей конвенции. Настоящая конвенция подлежит ратификации, и ратификации ее будут обменены в течение четырех недель или ранее, если это будет возможно.
В удостоверение чего соответствующие уполномоченные настоящую конвенцию подписали и приложили к оной печати своих гербов.
Учинено в Будапеште, в 15‑й день января тысяча восемьсот семьдесят седьмого года.
ПОДПИСАЛИ:
Андраши
|
Новиков
|
Дополнительная конвенция
Е. в. император австрийский и проч. и король венгерский, с одной стороны, и е. в. император всероссийский — с другой, во исполнение статьи IX подписанной сегодня тайной конвенции нашли нужным, во имя связывающей их тесной дружбы и настоятельной необходимости, предотвратить возможность столкновения обоюдных интересов их государств, договориться касательно последствий войны и заключить с этой целью дополнительную конвенцию, дабы заранее определить территориальные изменения, которые могли бы явиться результатом войны или распадения Оттоманской империи. С этой целью их величества назначили своими уполномоченными, а именно:
е. в. император австрийский, король богемский и проч. и апостолический король венгерский, — графа Юлия Андраши... своего тайного советника и министра иностранных дел и проч. и проч.,
и е. в. император всероссийский — Евгения Новикова, своего чрезвычайного посла и проч. и проч., каковые уполномоченные, по взаимном обмене своих полномочий, найденных составленными в надлежащей форме, согласились о нижеследующих статьях:
СТАТЬЯ I
Обе высокие договаривающиеся стороны, имея конечной целью улучшение участи христиан и желая устранить возможность какого бы то ни было плана значительной аннексии, которая могла бы нарушить мир и равновесие Европы, что не входит в их намерения и что было бы не в интересах обеих империй, — согласились ограничить их возможные аннексии следующими территориями:
Император австрийский и проч. и король венгерский — Боснией и Герцеговиной, исключая часть, находящуюся между Сербией и Черногорией, относительно которой оба правительства договорятся, когда наступит момент ею располагать;
император всероссийский: в Европе частями Бессарабии, которые восстановили бы старые границы империи до 1856 г.
СТАТЬЯ II
Высокие договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу взаимную дипломатическую поддержку, если бы территориальные изменения, которые повлекли бы за собой война или распадение Оттоманской империи, стали бы предметом коллективного обсуждения великих держав.
СТАТЬЯ III
Е. в. император австрийский и проч. и король венгерский и е. в. император всероссийский, при своем свидании в Рейхштадте, согласились в принципе по следующим пунктам: в случае территориальных изменений или распадения Оттоманской империи образование большого сплоченного славянского или иного государства исключается; напротив, Болгария, Албания и остальная Румелия могли бы стать независимыми государствами; Фессалия, часть Эпира и остров Крит могли бы быть присоединены к Греции. Константинополь с прилегающей территорией, границы которой подлежат установлению, мог бы стать вольным городом.
Их величества констатируют, что не желают никаких изменений в этих предположениях, и вновь заявляют о своем желании их сохранить, как основу их последующей политики.
СТАТЬЯ IV
Высокие договаривающиеся стороны обязуются держать в тайне условия настоящей конвенции, каковая подлежит ратификации и ратификации коей будут обменены в Вене в течение четырех недель или ранее, если это будет возможно.
В удостоверение чего соответствующие уполномоченные настоящую конвенцию подписали и приложили к оной свои печати.
Учинено в Будапеште, в 15‑й день января месяца тысяча восемьсот семьдесят седьмого года.
ПОДПИСАЛИ:
Андраши
|
Новиков
|
Примечания:
¹* Печатается по переводу с французского текста австро-венгерского ратификационного акта, опубликованного в сборнике «Русско-германские отношения».
²* Имеется в виду так называемая «нота Андраши» от 30 декабря 1875 года к правительствам держав, подписавшим Парижский трактат; в ноте указывалось на необходимость оказать давление на султана для осуществления реформ в Боснии и Герцеговине и излагался русско-австро-германский проект этих реформ.
³* См. документ № 21 настоящего сборника.
⁴* Конвенция, подписанная Францией, Англией и Австрией, о «гарантии целости и независимости Оттоманской империи».
⁵* См. документ № 1 настоящего сборника.
⁶* Международное соглашение для облегчения участи больных и раненых воинов, заключенное 10 августа 1864 года.
⁷* Львов.
Русско-германские отношения. Секретные документы, М. Изд‑во Центрархива. 1922, стр. 51—61.