Справка ОО ОГПУ о ликвидированных контрреволюционных вредительских организациях и группировках в РККА. 14 сентября 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.09.14
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.8, ч.2, 1930 г., Москва, 2008 Стр. 1428-1432
Архив: 
ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 258. Л. 272-278. Подлинник.

 

14 сентября 1930 г.

№ 345423 Совершенно секретно

Особым отделом ОГПУ в 1930 г. ликвидирован ряд контрреволюционно-вредительских организаций и группировок в РККА, которые, состоя из враждебно-настроенных военных специалистов (бывших офицеров, белых, участников контрреволюционных восстаний и т.д.), ставили своей задачей создание условий, способствующих поражению Красной Армии и подрыву ее боеспособности.

1. Контрреволюционная вредительская организация в Артуправлении и Арткоме

Вредительская организация в Артиллерийском управлении сложилась в период гражданской войны из наиболее враждебных к советской власти старых специалистов Арткома и Артуправления.

В состав контрреволюционной организации входили: 1) бывший председатель Арткома Дмитриев, 2) бывший председатель секции по трубкам и взрывателям Дзержкович, 3) помощник председателя Арткома Руппенейт, 4) председатель секции по ручному оружию Бойно-Родзевич, 5) технический директор завода «Промет» Гапонов и другие.

В годы гражданской войны организация ставила целью оказание помощи белым армиям, подрывая снабжение Красной Армии боеприпасами.

Один из обвиняемых — Бараблин — вошел в 1918 г. в существовавшую в Москве контрреволюционную организацию «Союз Освобождения России», ведя в ней активную контрреволюционную деятельность.

Обвиняемый Костин состоял в контрреволюционной организации генерала Попова, содействовавшей чехословакам занять Казань250.

После гражданской войны часть специалистов Арткома и Артуправления, продолжая свою контрреволюционную работу, направила свою деятельность к срыву перевооружения Красной Армии и ослаблению обороноспособности СССР.

В этих целях всячески замедлялись темпы работы по усовершенствованию вооружения, выдвигались ненужные и трудно выполнимые технические требования к новым проектам (мелкокалиберный зенитный взрыватель — вместо 20 секунд горения дистанционных частей — 40 секунд), протаскивались на вооружение новые образцы, недоработанные и без достаточных испытаний, — (взрыватель УГТ-2), затирались предложения со стороны (звукометрический прибор Синькова), скрывались новые образцы и проекты, представлявшие значительный технический интерес (43 «трубка» завода «Промет», т. н. «шелоумовская», чертежи французских взрывателей 24/31), сорвана модернизация артиллерии, как по линии снарядов увеличенной дальности, так и по линии матчасти (сконструирован на пределе снаряд 927, срыв модернизации 48" гаубиц, задержка разработки мелкокалиберной зенитной артиллерии, колес по механической тяге новых компрессоров и т.д.), разрабатывая в то же время ненужные образцы (85 м/м пушка, лафет под 42" пушку).

Отдельные члены организации (Дмитриев, Руппенейт, Бойно-Родзевич) имели тесную связь с руководителями вредительской организации в военной промышленности (Михайловым, Дымманом и другими), прикрывали и содействовали вредительской работе последних, способствуя выпуску на снабжение армии негодной продукции и разрушению отдельных отраслей промышленности.

2. Контрреволюционная вредительская организация военно-морских сил РККА

Часть руководящих специалистов в ВМС РККА в прошлом непосредственно активно участвовали в контрреволюционных заговорах (заговоре Развозова, Вердеревского и др.) — Игнатьев, Пелль, Римский-Корсаков и т. д. В последние же годы указанные [лица] создали значительную по размерам контрреволюционную вредительскую организацию, проводившую в течение ряда лет систематическое вредительство в строительстве флота.

Показания Кимбар(а)

«Вредительская организация ВМС состояла из группы работников НТК, Техупра и УСУ, персонально сюда входили: Тошаков, Римский-Корсаков, Игнатьев, Пелль, Перепелкин, Мальчевский, Власьев, Петров и другие. Эти лица, входившие в контрреволюционную организацию, были тесно спаяны между собой прежней службой в царском флоте. Все они — бывшие морские офицеры и дворяне, монархисты — в большинстве случаев. Кроме того, задачей организации было объединить всех офицеров царского флота, монархически настроенных, причем установка этой контрреволюционной организации в отношении краскомов и коммунистов была такова, чтобы не допускать к работам на ответственные должности в аппарат ВМС».

Вредительская работа организации шла по линии:

1. Отвлечения внимания руководства от насущных практических задач в строительстве морского флота неосуществимыми планами «большого флота» и «большой модернизации» с тем, чтобы он после «модернизации» [не] мог бы драться в открытом море с английским флотом.

2. Систематической затраты громадных сумм на работы, по которым не произведены самые необходимые предварительные расчеты, в результате — излишние затраты больших сумм и задержки в работе. Одновременно с этим — непомерная волокита и нарушение всяких сроков по производящимся работам.

3. Систематического затирания молодых командиров, как партийных, так и беспартийных, принимая все меры к тому, чтобы таковые практически не могли усвоить опыт, имеющийся у старых специалистов.

3. Контрреволюционная вредительская группировка в Военно-топографическом управлении ГУРККА

Возглавляемая помощником начальника ВТУ Аксеновым контрреволюционная вредительская группировка в Военно-топографическом управлении РККА состояла в своем большинстве из бывших белых офицеров (колчаковцев и деникинцев) и других враждебно настроенных топографов, участвовавших в прошлом в белогвардейских восстаниях и работавших в контрразведках, стягиваемых и группируемых в ВТУ предшественниками Аксенова — руководителями Корпуса военных топографов генералом Аузеном (Латвия), Дитцем и другими.

В эту группировку входили: Аксенов П. П. — помощник начальника ВТУ, Ершов Д. С.— начальник ВАФТО ВТУ, Виноградов В. И. — начальник 1 отделения ВТУ, СергеевН. А. — начальник 3 отделения ВТУ, Мельников Г. П. — начальник архива ВТУ, ЕвтютовС.П. — бывший начальник ВГО ВТУ и старший инспектор ВГО, Карпекин М. А. — начальник Среднеазиатского отделения ВТУ, Галковский М.Н. — помощник начальника ВТО САВО, Бородин В. В. — начальник 1 военно-тригонометрического отряда в Ленинграде и другие.

Основной задачей эта группировка ставила себе довести ВТУ до такого состояния, чтобы к моменту объявления мобилизации Красная Армия осталась бы без необходимых военных карт, чем способствовать поражению Красной Армии и реставрации конституционной монархии.

Контрреволюционная вредительская группировка, захватив фактически целиком в свои руки руководство всем военно-топографическим делом в Центре и в местных топографических органах (ЛВО и САВО), вытесняя молодые топографические силы, проводила систематически вредительскую работу, выразившуюся:

1)в незаснятии первостепенной важности участков, карты коих требуются войскам в первые дни войны, и производстве ряда съемок на неправильной триангуляционной основе;

2) в печатании карт несплошными районами, благодаря чему образовывались «окна» и отдельные важнейшие районы не обеспечены одноверстной и двухверстной картой;

3) в составлении заведомо преувеличенных планов, исполнявшихся в небольших процентах с целью введения в заблуждение Штаба РККА о производственных возможностях ВТУ;

4) в злостном провале новых методов топографических работ (аэрофотосъемка, высотная съемка с самолетов, на каковую были затрачены весьма большие суммы, в том числе валютные);

5) в срыве мобготовности Военно-топографического управления.

4. Контрреволюционная вредительская группировка в Военно-санитарном управлении РККА

Контрреволюционная вредительская группировка Военно-санитарного управления РККА состояла из идеологически чуждых советскому строю специалистов, руководивших всей мобилизационной подготовкой военно-санитарной службы РККА.

В группировку входили: Замятин — заместитель начальника управления, Зеленев — помощник начальника управления, Арнольдов — начальник 1 отделения, Сенько-Поповский — начальник 3 отделения и другие.

Эта группировка на протяжении целого ряда лет занималась систематической вредительской работой в области мобилизационной подготовки военно-санитарной службы РККА, имея целью срыв таковой.

Вредительская деятельность выразилась:

1) в разработке неправильных указаний в вопросах мобработы;

2) в разработке вопросов организации военно-санитарной службы на военное время без учета возможностей союзной промышленности;

3) в затягивании годами проработки образцов и типов медсанхозимущества, в особенности комплектов ОВ и дезинфекции, приведшем к фактическому срыву службы ОВ и противоэпидемической.

Своими действиями группа довела мобготовность военно-санитарной службы РККА до катастрофичности, чем создавала явную угрозу правильному отмобилизовыванию войсковых частей.

Вредительская работа руководящих работников Военно-санитарного управления была использована социально чуждым, враждебным элементом на местах (ЛВО, СКВО, УВО, ККА), где были созданы аналогичные вредительские группировки (все ликвидированы).

Вредительская работа на местах выражалась:

1) в отсутствии внимания к разработке мобпланов по соответствующим вариантам (неправильная приписка врачебного персонала, отсутствие четких директив);

2) в создании неработоспособных мобкомплектов для формируемых санитарных учреждений и войсковых соединений;

3) в представлении в ВСУ преувеличенных данных о наличии неприкосновенных запасов медсанхозимущества путем зачисления в условно годное имущество абсолютно негодного имущества; чем вводился в заблуждение Штаб РККА о мобобеспеченности военно-санитарной службы;

4) в систематическом неосвежении медикаментов и санхозимущества, вследствие чего значительная часть приходила в полную негодность, а медикаменты теряли свои лечебные свойства. Мобкомплекты становились неработоспособными;

5) в СКВО подмешивались в медикаменты, находившиеся в неприкосновенном запасе, и мобкомплекты сильнодействующие яды для отравления красноармейцев и вызова массовых возмущений.

5. Контрреволюционная организация в 3-м управлении Штаба РККА

Контрреволюционная вредительская организация в 3-м Управлении Штаба РККА возникла в 1926 г. Организация состояла из враждебных советской власти специалистов, возглавлялась бывшим генерал-майором Генштаба Серебренниковым В. Г.

Члены организации, считая неизбежным падение коммунистического строя [и] советской власти в итоге интервенции, ставили своей задачей создание условий, способствующих поражению Красной Армии, для реставрации монархического строя.

Систематическая контрреволюционная вредительская деятельность проводилась путем:

1) заведомого составления плана воинских перевозок по мобварианту № 8 и 10 так, что срыв его несомненен вследствие отсутствия факультатива, учета влияния авиации противника, диверсии и т.д.;

2) составления плана внутри и межокружных воинских и снабженческих перевозок по мобварианту № 8 эшелонами малого состава, заведомо нерационально расходуя средства транспорта;

3) составления неправильных расчетов на поезда и их последующую отправку, вследствие чего войсковые части в значительной степени оказались бы без обоза, а очередность прибывающих подразделений полков не соответствовала оперативным потребностям (в первом эшелоне следуют музыкальная команда, штаб полка и т. д.);

4) неразрабатывания вопросов развития железной дороги, рокад и других мероприятий, которые должны были бы, в силу неизбежных диверсий и порч, обеспечить сосредоточение армии и перевозку снабжения;

5) развития пропускной способности приграничных участков на юго-западной железной дороге, кои в первый день по объявлении мобилизации должны будут разрушаться, а на других участках — постройка железнодорожных сооружений (при ст. Унеча и ст. Конотоп) без учета возможностей разрушений авиацией противника;

6) развитие постройки шоссейно-грунтовых дорог проводилось так, что они не соответствовали потребностям армии, как с технической стороны (непроезжаемость), так и оперативной, без увязки с разгрузкой эшелонов в пунктах сосредоточения.

В контрреволюционную организацию, возглавляемую Серебренниковым, входили: 1) ответственный исполнитель 1 сектора 3-го Управления Подвербный А.К.,

2) бывший помощник [начальника] 2 отделения 3-го Управления Архангельский и

3) инженеры — бывший начальник 3 отделения 3-го Управления Власов А. А. и его помощник Голованов Н. В. и инженер ЦМУ Кульчинский, начальник ВОСО УВО Сергеев и другие.

Расследование продолжается.

Начальник Особого Отдела ОГПУ Ольский